Морской царь противопоставлен богатырю-купцу Садко. В различных версиях былин называется Заморским или Поддонным царём, а также царём Водяником. Женат на царице Водянице и является отцом нескольких сотен прекрасных дочерей.
Морского царя можно назвать самым неожиданным героем в русских былинах. Если другие злодеи действительно представляют некую реальную угрозу главному герою или князю Владимиру, то Морской царь в целом никого и ничем не стращает.
Прежде всего, это персонаж-стихия, доставшийся былинам в наследство от языческих времен. Стихия не может быть сама по себе добра или зла. Она просто есть и в зависимости от обстоятельств являет ту или иную волю. Даже когда царь танцует, а на море разыгрывается шторм, тонут корабли и гибнут люди — это сложно назвать злодейством персонажа. Морской владыка не топит корабли специально, не губит людей, да и в пляс кидается только оттого, что очень уж рьяно играет Садко. Суда и матросы гибнут по вине положительного героя, пусть и вследствие действий его противника.
Морской царь — владыка огромных богатств, и, конечно же, его дворец в полной мере отражает обилие сокровищ. Он сделан из золота, серебра, хрусталя и драгоценных камней. А вот расположение резиденции вызывает вопросы: одни былины помещают ее на дно синего моря, другие — на остров, а третьи — в Ильменьозеро.
У Морского царя, если сравнивать его с прочими лиходеями, нет никаких зловредных планов. Он не грабит и не убивает путников, не разбойничает, в отличие от Соловья. Ему нет дела до Киева и Руси в целом. Владыка всех вод не ведет войн, не стремится ничего завоевать. Тот факт, что он удерживает у себя Садко, с трудом позволяет отнести царя к отрицательным персонажам. Водяник не топит корабли купца, а всего лишь останавливает их. Он не тиранит героя — тот ни в чем не знает отказа на морском дне.
Одним словом, сей персонаж удивителен отсутствием отрицательных черт, присущих противникам богатырей. Может быть, поэтому он и противодействует Садко — ведь тот славится не силой и мощью, а смекалкой да талантом игры на гуслях.
Морской царь — это благородный старец в венце из морского папоротника. В одной руке он держит острогу для вздымания волн, в другой — весло для их укрощения. Его карета — огромная раковина, запряженная морскими псами. Подводный владыка весел нравом, любит музыку и пляски, а потому с особой охотой привечает утонувших музыкантов.
Не исключено, что образ Поддонного царя вполне мог родиться под влиянием северных сказаний о морском боге Ахто, владыке всех вод и их обитателей. По легенде, его богатства были неисчислимы, а дворец построен из хрусталя, чистого и прозрачного, как «первый осенний лед». Жена Ахто — Велламо — добра и щедра, покровительствует людям. В одной из былин о Садко средство к вызволению ему подсказывает как раз супруга Морского царя. Сам же бог, как и русский подводный владыка, охоч до песен и танцев и увлекает к себе на дно музыканта Вейнемейнена. Так же как и былинный русский богатырь, герой с севера сначала получает от морского бога богатый улов, а затем становится его добровольным пленником.
Вначале Морской царь нам нравится: он помогает Садко разбогатеть, увлекшись его игрой на гуслях. Но, как известно, зачастую добро требует расплаты. Неудивительно, что вскоре подводный владыка желает получить «расчет». И чего же он может хотеть от столь умелого гусляра?
В данной серии былин больше удивляет то, что самому Садко и мысли не приходит расплатиться за оказанные милости. Создается впечатление, что по неясной причине герой считает происходящее с ним как нечто естественное. В этом также можно увидеть сравнение Морского царя со стихией: люди воспринимают природные блага как должное.
Так или иначе Поддонный царь останавливает корабли Садко и, видимо, ждет, когда в герое пробудится совесть. Ни знаком, ни звуком хозяин моря не дает купцу подсказки. «Морской караван» просто замирает в пучине вод и не трогается с места даже после богатого подношения. Получается, что Поддонному царю необходим добровольный жест героя, а это исключает мысль о каком-либо силовом принуждении. То есть у царя есть некие принципы, которых он придерживается. С точки зрения морали они, конечно, спорны, но сильно отличаются от убеждений других былинных героев, готовых на все, только бы заполучить желаемое.