Загадка Саньсиндуя

Не исключено, что во второй половине II тысячелетия до н. э. недалеко от Шан существовало какое-то этнокультурное объединение. В 1986 г. в местности Саньсиндуй (центральная часть провинции Сычуань, приблизительно в 40 км к северу от города Чэнду) были раскопаны две большие потайные ямы, заполненные всевозможными изделиями. Среди них находилась серия бронзовых изваяний, решительно отличающихся по технологическим и художественным показателям от иньских бронз и скульптурных произведений. Это в первую очередь изваяние стоящего на пьедестале человека (262 см), бронзовые головы (высотой 35—50 см), некоторые из которых обложены к тому же золотой фольгой (техника, неизвестная шанцам), маски (высотой до 138 см) и модели деревьев (до 4 м). Во всех изображениях людей воспроизводится единый антропологический образ: человек с большими миндалевидными глазами, «орлиным» (с горбинкой на переносице) носом, узкими губами и скошенным подбородком, с лицом, окаймлённым словно бы аккуратно подстриженной бородой. Перечисленные черты напоминают особенности внешнего облика представителей древней средиземноморской европеоидной расы. Среди артефактов есть также бронзовые колёса с пятью спицами (диаметром 85 см), хотя, возможно, они были ритуальными предметами. Наличие в Китае колеса до XIII—XII вв. до н. э. не установлено.

Итак, создатели саньсиндуйских изделий владели более совершенным, чем иньцы, бронзолитейным производством и оружейным делом, были хорошо знакомы со златоделанием, умели отливать монументальную скульптуру и трубы и изготовлять многодетальные конструкции, располагали развитым изобразительным культовым искусством, соотносившимся с их религиозными представлениями. Кроме того, древнейшие изделия датируются началом XIV в. до н. э., т. е. временем переноса столицы Шан в Аньян. Нельзя также не обратить внимания на то, что в том же столетии происходят революционные изменения во многих сферах жизнедеятельности иньцев: появление письменности, официальной процедуры гадания, колесничного транспорта, резкий скачок в технологии бронзолитейного производства и в орнаментальном искусстве. Так, может, Саньсиндуй послужил прибежищем какой-то народности, проникшей в Китай извне, которая и познакомила иньцев с собственными знаниями?




Поделиться ссылкой