Если родители не имели возможности или желания самим заниматься образованием своих детей, они поручали их домашним учителям или отдавали в школу.
Все школы в Риме были частными, их мог открыть любой желающий, сняв мастерскую или отгородив занавесом небольшое пространство под портиком форума, официального разрешения для этого не требовалось. Обучение начиналось с 7 лет: в начальной школе мальчики и девочки вместе учились считать, читать и писать. Овладев лишь самыми необходимыми для дальнейшей жизни знаниями, дети бедных родителей, как правило, брались за работу, а девочки выходили замуж.
Мальчики из состоятельных семей продолжали свое обучение в грамматических школах, где они учились правильно говорить, читать и анализировать литературные произведения, а также изучали греческий язык. В высших, или риторических, школах, где преподавали основы риторики, философии и юриспруденции, учились лишь те, кто мечтал о политической карьере. Наиболее любознательные юноши для завершения образования ездили в Грецию, чаще всего в Афины.
В начальных школах преподавали италийцы, чаще всего это были бедняки или неудачники, те, кто не смог пристроиться в жизни получше. Учителя начальных школ нередко были людьми малограмотными, и уважением в обществе они не пользовались.
В грамматических и риторических школах обычно преподавали греки, среди которых было много вольноотпущенников. Они были не только учителями, но и учеными, иногда писателями, почти всегда литературными критиками и законодателями вкуса.