Эпоха Нового царства (16-12 вв. до н.э.) — наиболее блистательный и насыщенный превосходными уникальными сооружениями период истории древнеегипетской архитектуры. «Знаковым» городом этого времени можно считать знаменитые «стовратные Фивы», которые именно в эту пору, благодаря строительству прекраснейших храмовых комплексов, посвященных богу Амону, — Карнакского и Луксорского, приобрели статус по-настоящему великого города. Новое царство оставило после себя множество уникальных сооружений древнеегипетской архитектуры
Что представлял собой традиционный храм времен первой династии Нового царства — XYIII? Это было прямоугольное строение, «смотрящее» на Нил, к которому вела «охраняемая» величественными сфинксами дорога. Главные элементы храма — пилон (две башни, разъединенные проходом), два обелиска (столба, покрытые золоченой медью), статуи, изображающие царя, большой открытый двор и собственно храм, который включал в себя колонные залы с высоким средним проходом, молельни, кладовые, библиотеки и прочие подсобные помещения.
«Сердцем» карнакского храмового комплекса — верховного святилища Египта, претерпевшего за время своего существования множество изменений от различных властителей, являлся знаменитый храм Амона — удивительно гармоничный и четкий, возведенный архитектором Инени во время правления фараона Тутмоса I. Несмотря на то, что в более поздний период этот храм был существенно изменен добавлением многочисленных колонн, статуй, роскошных залов, он считается настоящим образцом архитектурного стиля эпохи Нового царства. Нельзя не отметить и Луксорский храм — второе святилище Амона, строительство которого началось зодчим по имени Аменхотеп при его тезке — фараоне Аменхотепе III. Именно после возведения луксорского храма египетские архитекторы стали интенсивно использовать в своих творениях как можно большее число колонн, как правило, в виде цветов папируса. Новшеством в погребальной архитектуре стало впервые примененное зодчим Инени отделение заупокойных храмов от гробниц и размещение последних в малодоступных скалистых ущельях. Одним из самых роскошных и величественных заупокойных храмов эпохи Нового царства является знаменитый храм царицы Хатшепсут, построенный вблизи Фив. На его возведение царица не жалела никаких средств — даже пол был выложен золотыми и серебряными плитами. Ключевое слово архитектуры XIX династии эпохи Нового царства - колоссальность
Конец XYIII династии ознаменовался конфликтом между фиванскими жрецами и фараоном Аменхотепом IY, который, упразднив культ бога солнца Ра и поставив на «божественный трон» бога Атона, закрыл все храмы, сменил собственное имя на Эхнатон («Дух Атона») и перенес столицу в основанный им город Ахетатон («Небосклон (горизонт) Атона»). Эти обстоятельства послужили толчком к смене традиций храмовой архитектуры.
Несмотря на то, что, в принципе, определенные строительные каноны соблюдались, в новых храмах, возведенных буквально наспех, почти отсутствовали колонные залы, что придавало храмам Атона строгость и простоту. Что же касается городской архитектуры — дворца фараона, жилищ знатных сановников, то по дошедшим до сего дня сведениям, можно сделать вывод, что дворцы были разделены на две части — жилую и официальную, «сообщающиеся» между собой крытым переходом. Особое восхищение современников вызывали разнообразные колонны в виде, как правило, традиционных папирусных «букетов». Часто во дворцах были оборудованы внутренние сады, озера, пруды и даже зверинцы. Жилища вельмож представляли собой усадьбы, в центре которых располагался дом (он включал в себя несколько приемных комнат, спальню, умывальную комнату, женские помещения, кладовые и т.д.), а вокруг него размещались хозяйственные постройки, дворы, колодец, беседки, сад, пруд и пр. Чем ниже по рангу был сановник фараона, тем меньший размер жилища и меньшее количество хозяйственных построек в своей усадьбе он имел. XIX династия (время ее правления 14-12 вв. до н.э.) принесла с собой возвращение к традициям фиванского искусства и перенос внимания на украшение столицы. Уже существующие строения реставрируются, изменяются, дополняются новыми архитектурными фрагментами, а новые возводятся исходя из традиций периода XYIII династии.
Наибольшее внимание было уделено храму Амона в Карнаке, призванному прославлять не только бога солнца, но и новых властителей страны. Именно в это время были возведены значительные пилоны, величественный гипостиль, ставший крупнейшим колонным залом мира, сооружены гигантские статуи царей и пр. Благодаря этим нововведениям храм Амона стал поистине самым грандиозным и царственным храмовым сооружением.
Колоссальность — вот ключевое слово архитектуры XIX династии эпохи Нового царства: перед Луксором возводится огромный пилон с необъятным двором, строятся монументальные заупокойные (пример — храм Рамсеса II) и пышные религиозные храмы, основной архитектурной деталью которых являются покрытые изображениями и текстами колонны, имитирующие нильские заросли. Это интересноодним из свидетельств грандиозности строений фараонов эпохи Нового царства может считаться храм, полностью вырубленный в скалах Абу-Симбела в период правления Рамсеса II. Вряд ли кого-либо из современников могли оставить равнодушным четыре огромнейшие (20 м) статуи Рамсеса II — свидетельство его мощи и величия. Именно в молельне этого храма весной и осенью — 21 марта и 21 сентября происходит знаменитое «солнечное чудо»: луч солнца поочередно касается трех из четырех статуй — бога Амона-Ра, фараона Рамсеса II, бога Хармакиса, «игнорируя» лишь бога тьмы Птаха. |