Архитектура в Древней Греции

Модель храма Геры в Аргосе
Храм в пилястрах. Модель храма Геры в Аргосе, 720 г. до н. э.

Греческая архитектура нисходит корнями к простым постройкам из кирпича-сырца и дерева, из которых были возведены первые дома и культовые сооружения. С возникновением городов-государств произошел переход к монументальной архитектуре общественных зданий и храмов. Необходимость возведения построек больших размеров способствовала распространению новой строительной техники с использованием крупных каменных блоков и элементов декора.

Храмовая архитектура

Древнейшие храмы представляли собой простые постройки.В задней части помещения делали комнату, предназначенную для хранения храмового имущества (опистодом). В передней части устраивали небольшую прихожую (пронаос), из которой можно было попасть в центральную часть здания (наос). Внутреннее пространство храма делилось одним, затем двумя рядами колонн, поддерживающих стропильные балки. Внутри было темно, поскольку окон не было и свет попадал в здание только из дверей. Когда их открывали, лучи солнца освещали установленную в центре наоса культовую статую божества, которому был посвящен храм.

Первоначально переднюю сторону храмовой постройки украшали двумя колоннами, такой тип сооружения называют «храм в пилястрах». Затем количество колонн увеличилось до четырех и более. Такой храм назывался «с портиком» или простильный. Когда ряд колонн появился на тыльной стороне, храм назвали «с двумя портиками» или амфипростильный. Наконец, колонны стали окружать боковые стороны святилища, храм стали называть «окрыленный» или периптер. В VI в. до н. э. возникли «двоякокрылые» храмы, или «дип-теры», в которых колонны окружали здание в два ряда. Когда греки начали строить храмы из мягкого известняка, «периптер» стал наиболее распространенным типом храмовой постройки.

афинский Парфенон
Наиболее знаменитый храм — афинский Парфенон. Его строительство началось в 447 г. до н. э. и велось на протяжении 15 лет. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Храм имел длину 70 м, ширину 31 м. Его окружали 50 колонн высотой 10 м. Фронтон и карнизы здания были украшены 40 скульптурами. По периметру внешних стен наоса 160-метровой лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, включавший около 350 пеших и 150 конных фигур. Храм сооружен из пентелийского мрамора. Его строительство обошлось афинянам в 700–800 талантов.

Архитектурный ордер

В VII-VI вв. до н. э. в храмовой архитектуре складывались определенные принципы и каноны постройки — ордера.
Самым ярким признаком каждого ордера считалась форма колонны. Древнейшим ордером был дорический, отличавшийся простотой, мощностью и даже тяжеловатостью форм. Многие черты дорического ордера свидетельствуют, что первоначальные постройки этого типа возводились из дерева. Дорические колонны представляют собой прямые стержни, слегка сужающиеся вверху. Ионический ордер появился в Малой Азии, где раньше, чем в материковой Греции,начали возводить каменные храмы. Ионическая колонна выше и тоньше дорической, меньше суживается вверху. Как и дорические храмы, ионические святилища окрашивались в красный и синий цвета.

Фортификация

Искусство фортификации у греков достигло расцвета в VIV вв. до н. э. Глиняные стены архаической эпохи сменились сложенными из тесаного камня на основе сухой кладки или скрепленными известковым раствором. В Греции насчитывалось около 30 укрепленных городов. Стены теперь окружали весь периметр города, внутрь вели ворота, укрепленные башнями. В центре города, как правило на высоком холме, находилась сильно укрепленная цитадель, или акрополь (верхний город). Для защиты пограничных территорий здесь строились башни или небольшие форты с постоянным гарнизоном. Таких укреплений было достаточно, чтобы в течение двух веков держать на расстоянии захватчиков.

Основание колонн дорического храма
Основание колонн дорического храма

Городская архитектура

Городская планировка у греков поначалу отсутствовала. Ей препятствовали значительные перепады высоты или террасы, спускающиеся вниз уступами. Только после греко-персидских войн благодаря реконструкции Милета появились первые концепции регулярной планировки города на основе пересекающихся под прямым углом улиц. Ее авторство приписывают Гипподаму из Милета, который в 446 г. до н. э. спроектировал план Пирея, в 444 г. до н. э. — Фурий и, возможно, в 408 г. до н. э. — Родоса. Обычно центральная часть города предназначалась для храмов и общественных зданий, здесь также находилась торговая площадь (агора), театр, гимнасий и стадион. Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками и складами. Водопровод должен был снабжать город водой, канализация выводила за стены нечистоты.




Поделиться ссылкой