Философия — слово греческого происхождения, означающее «любовь к мудрости». Ее появление связано с кризисом религиозно-мифологических представлений о мире. Не доверяя традиционным авторитетам, первые философы стремились дать рациональное объяснение явлениям, которым прежде приписывали божественное происхождение. Главным предметом их изучения природа. Используя логику и объясняя неизвестное через известное, философы пытались понять основные принципы мироустройства. Таким образом, философия создавала новую картину мира, основанную на наблюдении и доказательствах. Это позволяет видеть в ней предшественницу современной науки.
Первые ученые-философы были выходцами из Ионии на западе Малой Азии, где в VI в. до н. э. возникла школа ионийской натурфилософии. Отцом этого учения уже в древности считался Фалес Милетский (624–546 гг. до н. э.) — мыслитель, математик и астроном, один из наиболее почитаемых греческой традицией семи мудрецов. Фалес провозгласил, что мир родился из воды, при ее сгущении появилась земля, а при испарении — воздух. Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал ряд геометрических теорем; используя принцип подобия, он сумел измерить высоту египетской пирамид, рассчитав ее по длине отбрасываемой тени. Философ также первым среди греков стал проводить регулярные астрономические наблюдения, позволившие предсказать солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э.
Изначально софистами назывались те, кто отличался значительными познаниями, в том числе семь мудрецов, Пифагор и его ученики, ионийские натурфилософы. С середины V в. до н. э. это название стало относиться главным образом к странствую щим учителям мудрости. Гораздо больше тайн природы софистов привлекали проблемы человека и общества. Они считали свое учение промежуточным звеном между философией и политикой. В центре их рассуждений находился человек. Как говорил Протагор, один из самых знаменитых софистов: «Человек есть мера всех вещей». Это определение подразумевает, что мир таков, каким мы его ощущаем, и что нет основополагающей и всеобщей истины. В споре можно отстоять совершенно любую точку зрения, если хорошо владеешь искусством риторики. Целью софистов было воспитание будущих политических лидеров, в совершенстве владеющих искусством красноречия. Ради этого они разработали ряд дисциплин, прежде всего логику и риторику, которые, с их точки зрения, являлись ключом к общественному признанию.
Величайшими мудрецами традиция считала семь философов и государственных деятелей VII–VI вв. до н. э. Единого списка не существовало, разные авторы включали в него до 20 имен. Чаще всего встречаются Фалес, Биант, Солон, Питтак, Клеобул, Хилон и Периандр. Семи мудрецам приписывались афоризмы, в основном выражающие их отношение к практической жизни: «мера важнее всего» (Клеобул), «главное в жизни — конец» (Солон), «познай самого себя» (Хилон) и т. д.
Сократ (469–399 гг. до н. э.) был самобытным философом, родившимся и проведшим всю жизнь в Афинах. Подобно софистам его интересовали вопросы практической жизни, он был мастером диалектического метода и часто выступал с критикой существующих порядков, однако, в отличие от софистов, верил в абсолютные ценности, справедливость, истину и Бога. Его блестящие остроумные диалоги имели целью заставить собеседника отказаться от бездумного использования традиции и искать истину на пути самопознания. Судьба человека и сам смысл его жизни, по убеждению Сократа, заключались в том, чтобы жить в согласии с собственной природой. Этой цели человек мог достичь путем воспитания, размышления и диалога. У определенной части афинской публики рассуждения Сократа вызывали недовольство и потому в период реакции, последовавший за поражением в войне со Спартой, его привлекли к суду по обвинению в неуважении к религии и в развращении юношества ложными идеалами. Резонанс этого дела вызвал глубокий раскол в обществе, но Сократу так и не удалось убедить судей в своей невинов ности. В 399 г. до н. э. он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом.
Платон (427–347 гг. до н. э.) происходил из древнего афинского рода, получил прекрасное образование, в том числе у софистов. В 407 г. до н. э. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. После смерти своего учителя на долгие годы покинул Афины, куда вернулся лишь в 387 г. до н. э. уже известным философом. Здесь Платон основал первую философскую школу, знаменитую Академию. Тут же были написаны его основные произведения, изложенные в форме диалогов между Сократом и учениками. Сердцевиной платоновской философии выступает учение о государстве. Согласно взглядам философа полис представляет собой важнейшую школу воспитания добродетели, которая понимается как соответствие собственной природе. В зависимости от преобладающего начала, население идеального государства делится на три сословия: - философов, характеру которых соответствует разумное начало, воинов, у которых определяющей чертой является мужество, и тружеников, добродетель которых состоит в послушании. Гармоничное сочетание занятий всех трех групп и их добродетелей создает справедливый государственный строй. Чтобы исключить возможности для развития корыстолюбия и эгоизма, Платон предлагает ликвидировать частную собственность и семейный институт. Воспитанием детей должно заниматься государство, их последующее положение в обществе определяется характером и наклонностями. Мистическая часть размышлений Платона связана с пифагорейским учением о бессмертии души и посмертном перерождении. Философ полагал, что идеальные образы, например мысли, представляют собой «воспоминания» души мира идей. Окружающая среда является лишь отражением подлинной действительности, в которой душа пребывала до рождения и куда она стремится вернуться после смерти. Из этой предпосылки Платон приходит к идее бессмертия: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти. Однако в таком случае она непременно должна существовать и после смерти, ведь ей предстоит родиться снова».
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) родился в Стагирах на севере Греции, учился в Академии Платона, 20 лет преподавал в ее стенах, затем 12 лет путешествовал. Долго жил при македонском дворе, где воспитывал юного Александра. Вернувшись в Афины в 335 г. до н. э., мыслитель обосновался в Ликее, где занялся систематическим преподаванием своей философии. Из-за его привычки вести занятия, прогуливаясь в тени галереи с колоннадой (перипатос), его учеников и последователей называли перипатетиками.
При жизни Александра Македонского Аристотель находился под его за щитой, но после смерти правителя подвергся преследованиям и оказался вынужден уехать в Халкиду на Эвбее, где умер в 322 г. до н. э. Мыслитель был известен как человек исключительно широкого образования, он был одинаково сведущ в разнообразных науках: философии, логике, риторике, этике — а также в науках о природе: физике, астрономии, биологии и т. д.
Он основал формальную логику, создал всестороннюю систему философии, а также разработал терминологию и до сих пор пронизывающий философский и научный аппарат. Аристотель подверг критике политическую теорию свое го учителя Платона, считая, что предметом исследования должна выступать не идеальная модель государственного устройства, а такая конституция, которую могли бы иметь у себя большинство полисов.
Его собственный трактат «Политика» был написан на основе предварительного изучения 158 конституций греческих и некоторых варварских стран. Государство, по убеждению Аристотеля, устанавливает принцип всеобщей справедливости. Оно также способствует воспитанию добродетели в человеке, привлекая его к участию в общественных делах. В зависимости от того, насколько эффективно реализуются эти оба принципа, философ разделил политические режимы на правильные и неправильные. К числу правильных он отнес монархию, аристократию и по-литию, при которых реализуется общее благо. Неправильные режимы, по его мнению, включают тиранию, олигархию и демократию, при которых общественные интересы приносятся в жертву частным. Сам Аристотель выступал сторонником монархического правления.