Культура Древней Греции

Мир древнегреческой культуры – мир совершенно особенный. Греки были едва ли не первым народом, который попытался сам себя описать. Они испытывали к себе и миру громадное любопытство, благодаря этому мы и знаем о них так много.

Этот исследовательский интерес греков, умение наблюдать и понимать человека, был унаследован европейской цивилизацией. Древние греки оставили свой след во всех областях культуры и науки. Достаточно вспомнить, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Древнегреческая наука. Философия

В VI в. до н.э. знаменитый математик Пифагор сказал: «Я не мудрец, я только любитель мудрости (по-гречески «философ»). Греческая философия родилась из желания свести воедино все известные сведения об окружающем мире и понять его. Греческие мифы помогали человеку ориентироваться в мире, объясняя на свой лад, как он устроен, но не давали ответа на вопрос, почему мир устроен именно так. Философия, выросшая из мифологии, ставила своей целью дать ответ на вопрос: «почему?» В поисках истины философы от описания окружающего мира перешли к его анализу, от конкретных образов и чувств – к абстрактным понятиям.

Первые философы, в том числе причисленные к семи мудрецам, искали первооснову мира – то, из чего он создан, его начало. У Фалеса таковой была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь (то воспламеняющийся, то затухающий). Гераклиту принадлежат слова: «Все течет, все изменяется. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды». Поиски первоосновы привели друга Перикла Анаксагора, а затем Демокрита к идее о делении всех веществ в природе на мельчайшие частицы. Демокрит назвал их атомами и считал, что даже боги состоят из них.

Демокрит
Демокрит

Позже греческие философы стали больше размышлять не о природе вещей, а о природе человека: его характере, страстях, лживых и праведных поступках. Появились софисты, бравшиеся научить любого человека строить логические рассуждения и доказывать любую идею. Добропорядочных греков крайне возмущала такая «торговля мудростью».

«Возмутителем спокойствия» многие афиняне IV в. до н.э. считали Сократа, который путем сложных вопросов заставлял людей задуматься об их поведении, о законах добра. В итоге суд приговорил философа к смерти. Верный ученик Сократа Платон, благодаря которому мы и знаем о жизни Сократа (сам мудрец не вел записи, считая, что ими убивается вечно меняющаяся мысль), создал свою собственную философскую систему. Он считал, что мир можно познать только разумом, поскольку все предметы в нем – лишь тени, отражение идей предметов, существующих в особом мире идей. Он же разработал картину идеального государства, в котором все жители делились на философов, стражей и работников.

Бюст Сократа
Бюст Сократа

Платон организовал философскую школу в роще героя Академа недалеко от Афин – Академию. Одним из учеников в этой школе был Аристотель – величайший философ античности. В дальнейшем он тоже открыл свою школу – в роще Аполлона Ликейского, от ее названия происходит современное слово «лицей».

Бюст Пифагора в Капитолийском музее в Риме

Хотя названия современных наук – математика, биология, история, география и другие – происходят от греческих слов, в самой Древней Греции они еще не отделились друг от друга, как в наши дни. Античные ученые, как правило, делали открытия сразу во многих областях. Основой наук оставалась философия. Философ Пифагор составил таблицу умножения и доказал знаменитую теорему, философ Анаксагор считал звезды и Солнце раскаленными шарообразными телами, в философской Академии Платона была начертана надпись: «Да не войдет сюда никто, не знающий геометрии».

Наконец, в IV в. до н.э. Аристотель сделал попытку обобщить и систематизировать в строгой последовательности накопленные греками знания из области биологии, физики, риторики, истории, астрономии, логики и т.д. Он написал несколько десятков трактатов, среди которых «О движении животных», «Механика», «О направлениях и названиях ветров», «О душе». Именно Аристотель обосновал многие понятия и подходы, на которые в настоящее время опираются современные науки.

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр
Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр

Литература

У истоков древнегреческой словесности находятся эпические произведения VIII–VII вв. – великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинение Гесиода «Труды и дни». Сохранилась легенда о состязании Гомера и Гесиода и присуждении победы Гесиоду, потому что он воспевал мирный труд, а не войну. В период архаики в Греции начался расцвет иной поэзии. Аристократы поклонялись красоте и желали слушать лирические стихи, предназначавшиеся для небольшого круга ценителей.

Бюст Гомера
Бюст Гомера

Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.

Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены
Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены

Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.

Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.
Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово «филология» (от греческих слов «фило» – «любить», и «логос» – «мысль», «слово»). Впрочем, к филологии они относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Первым филологом в современном смысле слова был Аристотель. Он создал сочинение о законах литературного творчества – «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

Ксенофонт
Ксенофонт

Архитектура

В искусстве греков в V–IV вв. до н.э. отразились обычаи, взгляды и вкусы свободных эллинов. От предыдущих периодов греческого искусства это время отличается такой законченностью и совершенством, что его назвали классическим – образцовым.
Архитектуру определяют как «стилеобразующее искусство»: она задает ритм, образ, размер, линию, даже цвет другим видам – скульптуре, живописи, декоративно-прикладному искусству.

Виды ордеров
Виды ордеров

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Появилось понятие архитектурного ансамбля – единство и художественная связь построенных рядом зданий, скульптур, «вписанных» в пейзаж. Образцом такого ансамбля был Афинский Акрополь, отстроенный при Перикле под руководством Фидия. В архитектурный ансамбль Акрополя входили Пропилеи (нарядный вход), Пинакотека (место для хранения картин), храм богини Ники Аптерос (Бескрылой), Эрехтейон и самое прославленное из сохранившихся древнегреческое сооружение – Парфенон.

Руины Эрехтейон
Руины Эрехтейон

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Классическая греческая архитектура была соразмерна человеку. Она не подавляла своей мощью и неприступностью, как египетская или персидская, а как бы приподнимала человека до уровня героя. Греки образно говорили, что «до ступеней Парфенона надо дорасти».
Архитекторы Парфенона учитывали особенности человеческого глаза, который искажает пропорции предметов.

Поэтому они сделали чуть толще середину ступеней, колонн и особенно карниза, чтобы они не казались прогнувшимися под тяжестью; а угловые колонны чуть утолщили и поставили ближе к соседним, потому что предмет в пустом пространстве смотрится тоньше, чем на самом деле. Так греческая архитектура, даже создавая храмы богам, была ориентирована на восприятие человека. Она в полной мере воплощала слова философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.

Статуя Зевса в Эрмитаже
Статуя Зевса в Эрмитаже

В период архаики скульпторы еще находились под влиянием восточных мастеров и изображали богов и героев застывшими, скованными, со знаменитой «архаической улыбкой» – несмелой, как у не уверенного в себе человека. В V в. до н.э. изображения стали более живыми, похожими на реальных людей. Скульпторы научились передавать самые сложные движения, напряжение мускулов, разнообразные чувства и настроения своего героя.

Наибольшую известность приобрели работы Мирона, Поликлета, Фидия. Поликлет в сочинении «Канон» разработал пропорции идеальной человеческой фигуры – рассчитал соотношения размеров частей тела. Его статуя «Дорифор» была создана в соответствии с этими расчетами и называлась канонической. Прославленные творения Фидия – статуи Афины на Акрополе и в Парфеноне, 160-метровый фриз Парфенона и статуя сидящего Зевса в Олимпии, причисленная к семи чудесам света.

Афина и Марсий
«Афина и Марсий» скульптор Мирон

В IV в. до н.э. греческая скульптура стала еще более «очеловеченной». Мастера все чаще изображали не идеального воина-атлета, а живого человека с его переживаниями, страстями; это коснулось даже статуй богов. Такими были работы Скопаса и Лисиппа. Женские фигуры стали изображать обнаженными. Первым на это решился Пракситель, чью статую Афродиты Книдской современники считали «выше всех произведений, вообще существующих во вселенной». По преданию, юноши влюблялись в нее, как в живую женщину.

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.

Арес Людовизи
Арес Людовизи — копия с греческого оригинала, который приписывается Скопасу

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.




Поделиться ссылкой