Общество греческого полиса

Свободные граждане

Полис был коллективом свободных граждан – землевладельцев, поэтому сельский труд считался почетным занятием человека. Трудолюбивый аттический крестьянин, гордящийся своим небольшим хозяйством и активно участвующий в государственных решениях, – частый герой комедий Аристофана.

Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям
«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

А вот ремесленные занятия, по представлениям греков, принижали достоинство человека. В Афинах даже существовал закон, запрещавший упрекать гражданина за то, что он занимается торговлей или ремеслом. Иным было отношение к ремеслу художественному, где проявлялось творчество человека. Изготовители расписных ваз гордо ставили на них клеймо со своим именем. И все же характерно рассуждение писателя Плутарха: какой юноша не восхищается творениями Фидия, но кто бы из порядочной семьи захотел сам стать Фидием!

Дни афинских граждан протекали по-разному: кто-то в поте лица старался заработать несколько оболов, другие проводили время в прогулках по агоре и философских диспутах с друзьями. Общим было стремление быть в гуще событий, ставить общественные интересы и события полиса превыше частных, домашних. Неслучайно так сильно отличались друг от друга скромные жилые дома греков от великолепных общественных построек.

Рабы

Одним из последствий побед в Греко-персидских войнах было увеличение числа рабов в греческих полисах. После одной только морской битвы 468 г. до н.э. на рынки попали более 20 тысяч пленных. Рабов давало пиратство, их привозили из колоний. Обращение в раба свободного эллина во многих полисах было запрещено, хотя некоторые преступления – как, например, в Афинах незаконное включение в списки граждан – карались продажей в рабство. Поэтому в Греции рабами практически всегда были неэллины – сирийцы, египтяне, персы, фракийцы, скифы. И греки считали, что «варвары» в отличие от цивилизованных эллинов самой судьбой предназначены для неволи.

рабы в греции

Аристотель писал, что «одни люди по своей природе свободны, другие – рабы, а этим последним быть рабами и полезно, и справедливо». Для обозначения раба применялось слово среднего рода «андраподон» – «человеконогое существо», или говорили просто «сома» – «тело».

Рабы использовались в основном на строительстве, в ремесле, на каменоломнях – там, где требовался очень тяжелый физический труд. В невыносимых условиях афинских серебряных рудников трудились только рабы – государственные и сдаваемые в аренду. В сельском хозяйстве рабов было гораздо меньше, обычно по одному-два у крестьянина, который относился к ним бережнее и человечнее. В городских домах рабами были повара, воспитатели детей (педагоги), няньки, служанки. Иногда у них складывались по-настоящему близкие отношения с хозяевами, и те отпускали рабов на свободу. Бывшие рабы, становясь вольноотпущенниками, должны были сохранять преданность прежним хозяевам и даже поддерживать их деньгами при необходимости.

Иноземцы

Приезжие в греческих полисах стояли вне гражданского коллектива, и это лишало их прав, но не отменяло обязанности. Например, метеки в Афинском государстве платили налоги, служили гоплитами, матросами, гребцами. Они не могли приобрести дом или землю, суд в случае их спора с гражданином обычно решал не в их пользу, многие законы к ним были суровее, чем к гражданам.

Однако в Афинах метеков было немногим меньше, чем граждан. Аристофан сравнивал иноземцев с отрубями, которые примешивают к муке, чтобы хлеб был лучше. Жизнь на чужбине закаляла характер; они были инициативны, предприимчивы, и благополучие полисов во многом зависело от их деятельности. Основными сферами занятий неграждан были всевозможные ремесла – от подсобных до высококвалифицированных – и заморская торговля, связанная с большим риском, но приносившая огромные доходы. Привозной хлеб, в котором так нуждались Афины, доставляли в город метеки.

Женщины

Женщина в Греции охранялась от влияния общества с рождения до смерти. Правила поведения для гречанки начинались со слова «нельзя». На улицу состоятельная женщина выходила всегда в сопровождении рабыни и старалась прикрыть лицо от взглядов посторонних. «Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин в порицание или в похвалу», – говорил Перикл. Появляться на людях женщине рекомендовалось по достижении такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить чья это мать, нежели чья это жена.

Женщины в Греции

Женщины не имели права не только участвовать в выборах, но даже присутствовать на Народном собрании. Если к мужу приходили гости, жена удалялась на свою половину дома – гинекей. Мнение женщин не учитывалось, к их советам не прислушивались. В одной из комедий Аристофана есть реплика: «Когда я спросила своего мужа: "Что решило Народное собрание?", он ответил: "Какое тебе до этого дело? Замолчи!" И я замолчала». Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло гречанкам ненадолго покидать дом и присоединяться к толпе.

Дети

Жизнь ребенка в демократических полисах зависела от того, кем он родился – мальчиком или девочкой. Девочке была уготована домашняя жизнь на женской половине, где ее учили прясть, готовить, смотреть за рабынями. Мальчик как будущий гражданин должен был научиться выполнять обязанности по управлению полисом и подготовиться к воинской службе. Поэтому он овладевал грамотой, счетом, знакомился с литературой и знал наизусть стихи Гомера, Гесиода, учился играть на лире и флейте.

Мальчики старшего возраста посещали палестру, гимнасий. В 18 лет наступало совершеннолетие и юношу вносили в списки граждан, но еще 2 года он должен был проходить военное обучение – эфебию.




Поделиться ссылкой