В VIII–IV вв. до н. э. в Греции создавалось большое количество гончарной продукции. Собственные стили керамики существовали в разных местностях: коринфской, аттической, апулийской и т. д. Все сосуды ярко раскрашивались; в некоторых случаях вазопись представляла собой подлинное произведение искусства. На основании большого количества находок археологи создают классификации преобладающих стилей.
Для развитого геометрического стиля IX–VIII вв. до н. э. характерно использование геометрических узоров, чередование широких и узких фризов, заполненных орнаментальными мотивами.Роспись тесно связана с формой сосуда, наиболее широкие фризы с самыми значительными изображениями помещаются на выпуклых частях сосуда. В VIII в. до н. э. элементами росписи становятся схематичные изображения животных и человека. Как правило, они не смешиваются с орнаментом, а выделяются в отдельный фриз. Сюжетами изображения являются сцены оплакивания умершего, состязания колесниц или военных походов.
Вазопись в это время развивалась под влиянием образцов орнамента и рисунка, заимствованных из восточного искусства. На ранних образцах стиля угловатые контуры геометрических фигур постепенно смягчаются, изображения приближаются к естественным формам. Геометрический орнаменттранс-формируется в сторону растительного декора, появляются розетки, гирлянды, завитки и листья. Широкие горизонтальные фризы коринфских ваз заполняют изображения животных, среди которых были львы, кабаны, козы, а также гибридные существа — сирены и сфинксы. Широко распространилась техника чернофигурной и полихромной росписи, двухцветная гамма геометрической росписи — темный лак и красноватый цвет глины — теперь дополняется накладными красками — белой и пурпурной.
Чернофигурный вид росписи появился у коринфских мастеров в конце VII в. до н. э. Изображения наносились черным лаком на желтоватую или красную глину подсушенной необожженой поверхности сосуда. После обжига основа становилась красной, а поверхность фигурных изображений приобретала глянцевый черный цвет. Лица, мелкие детали или орнамент процарапывали тонким острием или рисовали белой и пурпурной красками. Композиционные схемы вазописи подверглись существенным изменениям. Художники изображали крупные фигуры с тщательно проработанными деталями, которые образовывали сценки с участием множества лиц. Наиболее популярными мотивами были пиршества, а также батальные сцены, что говорит о популярности героического эпоса. Росписью преимущественно украшались амфоры для хранения вина, кратеры для смешивания, ойнохои для разлива, а также чаши и кубки для питья. Совершенствованию техники росписи придавала импульс торговая конкуренция Коринфа, Афин, Лаконии и других центров производства. Около 570 г. до н. э. Афины вышли в этой гонке победителями, следующие 150 лет их мастера не знали себе равных в этом искусстве.
Вскоре после 530 г. до н. э. аттическими мастерами была создана новая техника вазописи, при которой фоновая поверхность рисунка покрывалась черным глянцем, а силуэты фигур и детали орнамента сохраняли естественный красноватый цвет неокрашенной глины. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид, а затем в ней стали работать и другие мастера: Евфроний, Евфимид и Финтий. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавший до этого чернофигурный стиль. Полный расцвет этой техники относится к периоду между 500 и 480 гг. до н. э.
По сравнению с чернофигурной живописью, у краснофигурной были явные преимущества. Светлые предметы на темном фоне выглядели более контрастно, лучше передавалась глубина и пространство. Изображения детально прорабатывались, использование тонких кистей открывало широкие возможности для творчества. Композиции изображений, по сравнению с предыдущим периодом,заметно упростились. Изображения стали динамичнее и приблизились к жизни. Художники умело передавали сложные ракурсы, человеческие фигуры изображались не только в профиль, но и в анфас, и в три четверти. Наряду с прежними сюжетами из мифологии художники начали использовать повседневные темы: танцы, застолье, спортивные упражнения; часто изображали жанровые и карикатурные сцены. Значение орнамента в краснофигурной живописи неуклонно снижалось.