Этот тип галло-римских гладиаторов описывается только у Тацита. По его словам, крупелларии были «облачены в сплошные железные латы», столь тяжелые, что они делали воинов «малопригодными для нападения, но зато неуязвимыми для наносимых врагом ударов» . Во время гражданской войны круппеллариям удалось даже несколько задержать разгром эдуев, «... так как их доспехи не поддавались ни копьям, ни мечам; впрочем, воины [легионеры], схватившись за секиры и кирки, как если бы они рушили стену, стали поражать ими броню и тела; другие при помощи кольев и вил валили эти тяжелые глыбы, и они, словно мертвые, продолжали лежать на земле, не делая ни малейших усилий подняться» . Остается только гадать, что же это были за доспехи, которые не поддавались ни копьям, ни мечам и не давали воину возможности подняться. Ведь даже сплошной «белый» доспех XV – XVI веков был не столь уж тяжелым, и натренированные воины могли в нем не только встать, но даже плавать и ходить на руках.
М. Юнкельманн предполагает, что именно крупелларий изображен на бронзовой статуэтке из Вертиньи (Эна). Трудно с уверенностью сказать, так ли это на самом деле. На этой фигуре четко различим только шлем, чем-то напоминающий средневековый горшковидный шлем. Этот странный головной убор, очевидно, снабжен множеством отверстий для дыхания и выступом в форме носа, также, вероятно, облегчавшим поступление воздуха. Полоска в верхней части шлема на фигурке, возможно, изображает смотровую прорезь. Однако, если это не смотровая прорезь, а всего лишь отображение конструкции шлема из двух частей, то перед нами изображение андабата. Защита корпуса и ног не поддается точной реконструкции, можно лишь предположить, что это некая разновидность ламинарной конструкции.