Организация мунуc

Организация игр с участием гладиаторов (мунус) всегда стоила очень дорого. Особенно дорого обходились мунера в I – II веках н.э. Народ вошел во вкус и требовал все более длительных спектаклей, все больше пар гладиаторов и экзотических животных. Должностные лица, в силу положения вынужденные устраивать роскошные игры, часто оказывались на грани полного разорения. Нередко устроители игр становились также жертвами непомерных запросов ланист (частных предпринимателей, готовивших гладиаторов). Рыночная стоимость гладиаторов напрямую зависела от размаха игр, например во II веке н.э. цена гладиатора первого класса для спектакля примерно в 30 000 – 60 000 сестерциев обычно не превышала 5 000 сестерциев, но для зрелищ стоимостью в 200 000 сестерциев и более могла взлететь до 15 000 сестерциев. Цена даже самых дешевых гладиаторов (грегарии), выступавших в массовых сражениях, колебалась от 1000 до 3000 сестерциев. Для сравнения: на 500 сестерциев крестьянская семья могла прокормиться в течение года.

Гладиаторские игры были мощным инструментом влияния на массы. Поэтому не раз предпринимались постановления, регламентировавшие мунера. Например, в 22 г. до н.э. был обнародован указ, по которому каждый желающий устроить игры должен был получить одобрение сената. Кроме того, один и тот же человек мог организовывать игры не более двух раз в год и с числом гладиаторов не более 120. Во время правления Тиберия (имп. 14–37 гг.) сенат выпустил постановление, запрещавшее устройство мунера тем, чье имущество оценивалось менее чем в 400 тысяч сестерциев (эквивалент среднего размера имущества всадников). Марк Аврелий (имп. 161–180 гг.) издал постановления, целью которых было установить твердые цены на различные связанные со зрелищами расходы, в том числе сдерживающие рост цен на гладиаторов. Во-первых, был отменен налог, который должны были платить государству ланисты — «императорские деньги должны быть чистыми». Это позволило торговцам снизить цены на сдаваемых внаем гладиаторов. Во-вторых, были установлены верхние границы стоимости гладиаторов для каждого класса бойцов и в зависимости от стоимости игр. Последние разделили на пять разрядов, причем в четырех высших разрядах не менее половины бойцов должны были составлять грегарии. Если ланиста не имел достаточного числа гладиаторов низшего класса, он должен был восполнить их недостачу более квалифицированными гладиаторами, но предоставив их по цене, не превышавшей максимальную для грегария. Эти законы распространялись на большие города; для небольших местечек верхняя граница расходов была установлена просто усреднением счетов за предыдущие 10 лет.

Обойти эти постановления можно было, обратившись со специальной просьбой либо в сенат, либо лично к императору. Например, известно, что сиракузяне во времена Нерона просили у сената разрешения превысить максимально допустимое число гладиаторов 7.

Одно из объявлений о боях гладиаторов на стенах Помпей
Одно из объявлений о боях гладиаторов на стенах Помпей. Надпись, сделанная между 50 и 54 гг. н.э., сообщает: «20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря, сына Августа, и 10 пар гладиаторов Децима Лукреция, сына Валента, сразятся в Помпеях за 6, 5, 4, 3 дня и накануне апрельских ид [то есть 7, 8, 9, 10 и 12 апреля], а также будет охота по всем правилам и веларий. Написал Эмилий Целер, один при лунном свете»

В Риме основным устроителем игр (эдитором) в период Империи был, конечно, сам император. Реально же честь, а точнее говоря, обязанность организации мунера была возложена на преторов (при императорах от Августа до Калигулы), а позднее на квесторов. В провинциях мунера должны были организовывать магистраты, которым разрешалось тратить определенную часть доходов (в зависимости от богатства и размеров города или провинции) на устройство ежегодных представлений.

Для императоров устройство гладиаторских игр обходилось дешевле, чем для частных лиц, так как они меньше зависели от рыночной стоимости гладиаторов. Гладиаторов на их зрелища поставляли императорские школы. В одном только Риме находились четыре императорские школы гладиаторов. Кроме того, значительное число принадлежавших им школ было раскидано по Италии и различным провинциям. Школами в Риме руководили представители сословия всадников, а школами в других городах — специальные прокураторы (procuratores familiarum gladiatoriarum).

В период Империи частные лица, даже вне Рима, все реже и реже устраивали мунера. Непомерные расходы и многочисленные ограничения сделали их в основном прерогативой императоров.

Организация мунус в императорский период следовала четко спланированной схеме. Первым делом организатор игр (эдитор) заключал соглашение с ланистой, оговаривая в деталях, сколько и каких гладиаторов он хочет приобрести или арендовать. В случае покупки эдитор оплачивал полную продажную стоимость всех гладиаторов. В случае же аренды он платил полную стоимость только за убитых и некоторую сумму за работу оставшихся в живых гладиаторов. Таким образом, во втором случае чем больше было убито гладиаторов, тем большие финансовые расходы нес эдитор. Поэтому организаторы гладиаторских игр были не заинтересованы в частом вынесении смертных приговоров, но, с другой стороны, вероятно, по этой же причине вынуждены были иногда идти на это, чтобы народ не объявил их скрягами.

Затем нужно было привлечь внимание публики. Для этого на стенах зданий, у городских ворот и даже на надгробиях яркой, обычно красной краской писали объявления (эдикта мунери). Кроме того, плакаты с этими объявлениями носили по улицам города специальные рабы, а глашатаи зачитывали их на площадях.

Обычно эдикта мунери содержали следующую информацию: событие, в честь которого проводятся игры, имя эдитора, число пар гладиаторов и название их группы (фамилия гладиатория), перечень других развлечений, которые ожидались в программе (венацио, состязания атлетов, казни преступников), меры, которые собирались предпринять для увеличения комфорта зрителей (например, тент от солнца, раздача подарков и разбрызгивание благовоний), место и время представления.

Возможность получения подарков была сильным стимулом, привлекавшим в амфитеатр очень многих. Этими подарками (миссилия) могли быть продовольствие, монеты, билеты, дающие право на получение различных вещей, а на самых роскошных представлениях даже жемчуг и драгоценные камни. Не менее привлекательными для публики были разбрызгивания благовоний (спарсио) и «дождь» из цветов, использовавшиеся также в цирке и театре. При большом скоплении людей, в духоте и жаре, они освежали и создавали комфорт.

Более 80 таких эдикта мунери сохранились до наших дней на стенах Помпей.

«Гладиаторы эдила Светтия Церия будут выступать в Помпеях 31 мая. Под навесом амфитеатра будет организована травля диких зверей» — таков текст одного из них.

«28 августа состоится травля диких зверей — Феликс дерется с медведями» — гласит другое.

«С 24 по 26 ноября в Помпеях будут биться тридцать пар гладиаторов квинвеннала Гн. Аллея Нигидия Майя и их запасные [то есть, те, кто заступит на место убитых]. Будет и травля. Да здравствует Май-квинвеннал!» — сообщает третье.

За один или два дня до игр гладиаторов показывали публике. Обычно это происходило на форуме. Вечером накануне игр для всех участников представления устраивали банкет (цена либера). Вход на этот банкет был свободный, и любой римлянин мог зайти и посмотреть вблизи на гладиаторов, которые завтра должны будут сражаться на арене.

Нелегким делом был подбор пар гладиаторов (композицио). Возможно, он осуществлялся эдитором по согласованию с ланистой и докторами. Но ни на одном эдикта мунери нет точного указания пар гладиаторов. Это может означать, что пары подбирались в последний момент путем жеребьевки на глазах публики. Тогда жеребьевка должна была проводиться отдельно для разных рангов гладиаторов, ведь бойцы одной пары должны были быть примерно равны по уровню подготовки. В этом случае бой не закончится на первой же минуте и публика получит максимум удовольствия. Именно поэтому ветеранов арены редко ставили против новичков. Однако, как известно, не бывает правил без исключений. Иногда новички оказывались столь талантливы, что в первом же бою побеждали признанных героев амфитеатра. В Помпеях сохранилась надпись, свидетельствующая, что мирмиллон-новичок Марк Аттилий победил фракийца Гилара, ветерана, имевшего за плечами четырнадцать побед. Побежденному Гилару была дарована жизнь, и он покинул арену сам. В следующем бою Марк Аттилий победил фракийца Луция Реция Феликса, который провел двенадцать боев и каждый раз получал венок победителя! Побежденный Луций также ушел с арены живым. Победы над двумя такими ветеранами нельзя объяснить только везением. Марк Аттилий, безусловно, имел незаурядные способности в фехтовании и получил великолепную подготовку.




Поделиться ссылкой