Приход ариев. Варновое устройство общества

Во второй половине II тыс. до н.э. на протяжении нескольких веков на северо-запад Индии вторгались племена ариев. Видимо, именно они нанесли окончательный удар по городам индской цивилизации. Их ещё называют индоариями, чтобы отличить от родственных им иранцев (западных ариев, позже освоивших Персию). Арии вели полукочевую жизнь, разводя крупный скот и перемещаясь вслед за ним. Корова до сих пор считается в Индии священным животным.

Манускрипт «Риг-веды. Начало XIX века
Манускрипт «Риг-веды. Начало XIX века

Важные сведения об ариях содержатся в их священных текстах – Ведах (сходно с русским словом «ведать», «ведьма» – «знать что-то тайное, особенное»). По тому, как в одних текстах упоминаются только реки и природа возле Инда, а в других уже говорится о джунглях и Ганге, учёные могут проследить постепенное освоение ариями всей Северной Индии.

Пришельцы принесли с собой железо. Тяжёлый плуг с железным лемехом, прочные топоры и лопаты позволили расчистить джунгли, обработать твёрдые почвы Ганга и создать земледельческие поселения далеко за пределами речных долин. Ариям пришлось многое изменить в своей жизни и перенять опыт местных жителей. Оно строили ирригационные сооружения, основной сельскохозяйственной культурой стал рис: само слово «пища» в древнеиндийских языках имело значение «отварной рис».

Брахма. Скульптура 11 века
Брахма. Скульптура 11 века

Поселки одного племени объединялись в небольшие государства во главе с раджами. Арии принесли с собой особое устройство общества – его разделение на варны. Считалось, что каждый человек от рождения и до смерти принадлежит к определённой группе, которые строго отделены друг от друга. Никто не имел права выбирать себе варну по желанию или переходить из одной в другую.

Две высшие варны занимали господствующее положение: брахманы (жрецы) и кшатрии (воины, в том числе цари). По преданию, брахманы вышли из уст бога Брахмы либо мифологического Пуруши, а кшатрии – из его плеч или рук. Преимущественно земледельцы и скотоводы входили в третью варну – вайшья, вышедшую из бедер бога. Только людям этих трех варн дозволялось изучать веды, они проходили почётный обряд «второго рождения».

Относившиеся к четвёртой варне – шудры – должны были прислуживать трём остальным. Арии как завоеватели вошли в варны дважды рожденных, шудры, видимо, пополнялись за счет покоренных чужеземцев и переселенцев, не входивших в общины, а также тех ариев, которые по разным причинам лишились прежнего статуса полноправных общинников. Были и те, кто стоял вне варн: их называли «неприкасаемыми», презирали и поручали самую неприятную работу.

обломок одной из колонн Ашоки (238 до н. э.) с текстом на брахми, Британский музей
Обломок одной из колонн Ашоки (238 до н. э.) с текстом на брахми, Британский музей

Позже права и обязанности каждой варны были записаны в «Законах Ману» – сборнике предписаний и правил жизни каждого индийца, составленном брахманами. Постепенно низшие варны стали делиться на более мелкие группы в зависимости от профессий и других особенностей: по-индийски они назывались «джати», европейцы назвали их «кастами». Деление на касты сохраняется в Индии и в наши дни.

Тексты Вед долгое время не записывались, чтобы непосвященный не мог их прочитать. Это тайное знание передавалось устно и хранилось брахманами. Также только они знали все особенности ритуала и жертвоприношений, от которых, по мнению индийцев, зависели отношения с богами и благополучие мира. Брахманы являлись хранителями чистоты языка, на котором создавались священные тексты, – санскрита. Это один из самых древних индоевропейских языков, на основе которого родились многие современные языки Индии.

Арии верили во множество богов и мифологических существ: Пурушу, из тела которого была создана Вселенная, бога огня Агни, бога ветра Ваю, громовержца Индру и других. Считалось, что душа человека после смерти переселяется в другое тело в зависимости от поведения человека в этой жизни (такой круг перерождения назывался «сансара»). За грехи человек мог родиться червём или насекомым, а наградой за праведность служило новое рождение в облике брахмана и даже божества. Так осуществлялся закон воздаяния, судьбы – карма.




Поделиться ссылкой