Русская земля лежала на перекрестках водных и сухопутных путей. Для развития страны была важна торговля с соседями. А соседями Руси были скандинавы — северяне и южане — греки.
В I тыс. хорошие дороги в Европе сохранились только на западе, там, где некогда существовала мощная Римская империя. Главными путями тогда были реки. И воины, и купцы двигались на своих ладьях по рекам с севера, из Скандинавии, на юг. Путь, ведший из Скандинавии в Византию, так и назывался — «из варяг в греки», потому что варяги в большинстве своем пришли из Скандинавии, а основу Византийской империи составляли греческие земли. И начинался этот путь там, где сегодня расположился город Санкт-Петербург, в устье Невы. В те времена всю реку называли Невским устьем, или устьем озера Нево. Это озеро сегодня называется Ладожским. Из Ладоги путешественники попадали в реку Волхов, а из Волхова — в озеро Ильмень. Не удивительно, что именно неподалеку от этого озера вырос богатеющий на торговле Новгород, где сходились купцы из разных племен и вели оживленный торг. Но до Черного моря было еще очень далеко. В Ильмень впадала река Ловать, и по ней ладьи двигались на юг. Это был нелегкий путь — все время на веслах против течения. Но главные трудности ожидали людей впереди. Их целью были верховья Днепра, впадающего в Черное море, но путь к Днепру шел через Западную Двину. И тогда корабельщики волоком по суше перетаскивали свои ладьи в эту реку. Подойдя по ней и ее притокам как можно ближе к Днепру, они снова выбирались на сушу и достигали цели, перетягивая свои корабли волоком. На Днепре купцы и воины устраивали привал, чинили и смолили свои ладьи. Местные жители издавна добывали и гнали смолу для этих целей. Со временем там вырос город, который теперь носит имя Смоленск. Трогаясь в дальнейший путь, путешественники знали, что впереди, за Киевом, их ждет серьезная опасность — Днепровские пороги. Из-за этих каменных выступов, преграждавших путь ладьям, суда приходилось снова перетягивать волоком. Сегодня Днепровских порогов пет — они были затоплены в 1920-х гг. при строительстве Днепрогэса. Но в те времена, только миновав пороги, ладьи могли вниз по течению Днепра спуститься к Черному морю.
Таким был торговый путь «из варяг в греки». Так поддерживали связь между собой растущие государства Северной Европы и старые центры цивилизации, где некогда существовала блестящая античная Эллада, повлиявшая на весь ход мировой истории и уступившая свое место новой христианской культуре Византии. Постепенно росли города и на Руси, ставшей перекрестком дорог между севером и югом, востоком и западом.
Участок суши между двумя реками, через который в старину перетаскивали суда для продолжения пути по воде, назывался волоком.
Перетягивание корабля волоком было тяжелым трудом, требующим неусыпного внимания и немалой силы. На пути, по которому тащили ладью, выкладывали бревна, наподобие шпал. С помощью крепких веревок корабль вытаскивали на сушу и катили по этим бревнам.
Волоки охранялись. Люди, жившие в тех местах, нанимались к корабельщикам в помощь. Таким образом там вырастали поселения, становившиеся городами и селами. Некоторые из них сохранились до наших дней (города Вышний Волочёк в Тверской области, Волоколамск в Московской области, деревни Волоковая и Переволочье в Смоленской области).