Российская культура ХIХ — начала ХХ в.

Культура народов России 1-й половины XIX в

В 1-й половине XIX в. русская культура переживала колоссальный подъём, возросло её влияние на жизнь всех слоёв общества. Широкое распространение получили романтизм и реализм.

В этот период всемирную славу российской науке принесли математик Н. Лобачевский, физики В. Петров, Б. Якоби, Э. Ленц, астроном В. Струве, химики Н. Зинин и А. Бутлеров, медик Н. Пирогов, историк Н. Карамзин. Весомых успехов достигли российские мореплаватели. И. Крузенштерн и Ю. Лисянский осуществили первое кругосветное путешествие в истории русского мореходства (1803-1806), а Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в ходе второго кругосветного путешествия в 1820 г. открыли Антарктиду.

Расцвет классицизма в архитектуре приходится на 1-ю половину XIX в. — возведены Казанский собор в Петербурге (А. Воронихин), Михайловский дворец (К. Росси), Исаакиевский собор (А. де Монферран). В стиле русского классицизма (ампира) творили А. Захаров (Адмиралтейство) и Д. Жилярди (Московский университет), К. Росси (ансамбли Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным Главным штабом и Триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода). В восстановлении Москвы после войны с Наполеоном ключевую роль сыграл О. Бове. С 1830-х гг. получает распространение русско-византийский стиль — Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя (К. Тон).

В первые десятилетия XIX в. получили известность скульптуры И. Мартоса (памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве, бронзовая статуя Иоанна Крестителя в Исаакиевском соборе Петербурга, памятник Ломоносову в Xолмогорах и др.).

Приход XIX в. в живописи ознаменовался распространением классицизма (К. Брюллов, А. Иванов) и романтизма (В. Тропинин). В бытовом жанре создавали свои картины А. Венецианов и П. Федотов.

Первая половина XIX в. стала золотым веком русской литературы. В это время творили такие мастера, как В. Жуковский (1783-1852), К. Рылеев (1795-1826) — романтизм, А. Пушкин (1799-1837), М. Лермонтов (1814-1841), Н. Гоголь (1809-1852), И. Тургенев (1818-1883) — реализм.

В начале XIX в. уже существовал ряд крупных государственных театров — Александринский (Петербург), Большой и Малый (Москва). Известными актёрами были М. Щепкин, А. Мартынов, П. Мочалов.

В музыке широкой популярностью пользовался русский романс (А. Алябьев). Огромный вклад в развитие музыкального искусства внёс композитор М. Глинка.

Развитие отечественной науки и системы образования во 2-й половине XIX — начале XX в

Успехи в развитии науки. Естественнонаучная революция XIX в. стимулировала развитие российского научного знания. 1860-1870-е гг. стали «золотым временем» химической науки. Огромных успехов достигли русские химики А. Бутлеров (классическая теория химического строения органических тел), Н. Зелинский (основы учения об органическом катализе) и Д. Менделеев, открывший в 1869 г. периодический закон химических элементов, на основе которого была создана знаменитая таблица.

Дмитрий Менделеев
Дмитрий Менделеев (1834-1907) — учёный-энциклопедист, сделавший существенный вклад в развитие химии, физиохимии, физики, метрологии, экономики, педагогики, воздухоплавания и приборостроения. Первооткрыватель периодического закона химических элементов. Долгое время он являлся профессором Санкт-Петербургского университета и членом-корреспондентом Императорской академии наук.

Этот период оказался богат на разнообразные научные изобретения — радио (А. Попов, 1895), дуговая лампа (П. Яблочков), лампа накаливания (А. Лодыгин). «Отцом русской авиации» стал Н. Жуковский, основы аэронавтики были заложены К. Циолковским, обосновавшим возможность космических полётов. Первые шаги в почвоведении сделаны В. Докучаевым. К. Тимирязев заложил основы отечественной научной школы физиологии растений.

Математики П. Чебышев, А. Ляпунов, С. Ковалевская сделали ряд открытий в области теорий чисел и вероятностей. Толчком к развитию электронной техники стали результаты исследований А. Столетова. П. Лебедеву удалось опытным путём подтвердить электромагнитную природу света. Выдающийся вклад в отечественную науку принадлежит учёному-энциклопедисту В. Вернадскому. Его исследования касались таких сфер, как геохимия, биохимия, радиология, экология.

В области медицинских наук всемирную известность приобрели имена основателя русской физиологической школы И. Сеченова (рефлексы головного мозга), И. Павлова (условные рефлексы), И. Мечникова (теория иммунитета). И. Павлов и И. Мечников стали лауреатами Нобелевской премии.

Илья Мечников
Илья Мечников (1845-1916) — русский учёный. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Находился у истоков целого ряда научных направлений биологической науки и медицины — эмбриология, сравнительная патология воспаления, теория иммунитета, научная геронтология.

Географическая и этнографическая наука развивалась усилиями учёных П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. Миклухо-Маклая, Н. Пржевальского, внёсших огромный вклад в изучение территорий и народов Средней Азии и Океании. Океанограф С. Макаров дважды совершил кругосветное плавание, собрав подробное описание Чёрного, Северного и Мраморного морей. В начале XX в. были сделаны первые шаги в изучении Арктики. В этом направлении отправлялись экспедиции А. Колчака и Г. Седова.

В гуманитарной сфере осуществляли свои исследования выдающиеся историки С. Соловьёв («История России с древнейших времён») и В. Ключевский («Курс русской истории»). Предложенные в их трудах концепции русской истории были изложены с учётом особенностей русского народа и государства, вызванных как природными, так и этническими факторами.

В. Далем был подготовлен «Толковый словарь живого великорусского языка» — один из крупнейших словарей русского языка. Состоит из 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и других видов народного фольклора, приведённых для толкования смысла тех или иных слов. Словарь содержит множество этнографических сведений о народном быте XIX в. В 1890-1907 гг. происходило издание многотомного «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона, часть статей которого и на сегодняшний день не утратила своей актуальности.

Значительный вклад в развитие философской мысли в России внесли Н. Бердяев, В. Соловьёв, С. Булгаков, Е. Трубецкой, П. Флоренский. В их мировоззрение были глубоко интегрированы идеалы русского православия. С материалистической точки зрения на окружающий мир смотрели первые отечественные философы-марксисты Г. Плеханов, В. Ленин (Ульянов).

Система образования

Хотя в России всё ещё не была законодательно оформлена обязательность образования, позитивные тенденции в образовательной сфере имели место. Быстрыми темпами развивалось начальное образование, чему способствовало открытие трёхлетних земских школ. Также действовали церковно-приходские школы. В них преподавались письмо, чтение, арифметика и закон Божий.

Взрослое население могло посещать воскресные школы, а с конца XIX в. — рабочие курсы. Обучение на них позволяло получить основы грамотности и начальные знания профессионально-технического характера. Усилиями земств организовывались народные дома, которые предоставляли возможность всем желающим читать книги и периодические издания. Эти дома также становились местами проведения публичных лекций, театральных постановок, концертов. К началу XX в. значительно вырос средний уровень образованности в стране, составив около 30 % от всего населения империи.

Система среднего образования была представлена классическими гимназиями (мужскими и женскими) и реальными училищами. В гимназиях больше внимания уделяли изучению гуманитарных и естественных наук, языковой подготовке, тогда как в реальных училищах акцент делался на технических дисциплинах. Количество такого рода учебных заведений неуклонно возрастало, однако из-за существовавшего в те годы законодательства (циркуляр о «кухаркиных детях») к концу XIX в. среднее образование имело не более 4 °% населения. Попытка сохранить замкнутый сословный характер образовательной сферы тормозила её демократизацию.

Высшее образование можно было получить в классических университетах и специальных учебных заведениях (Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия, технологические, политехнические институты и др.). Университеты по-прежнему оставались недоступны для женщин, которым была предложена альтернатива в виде Высших женских или Бестужевских курсов, действовавших в Санкт-Петербурге с 1869 г. Впоследствии подобные курсы появились и в ряде других крупных городов страны. Ещё одним видом образовательных учреждений были вечерние народные университеты, двери которых были открыты для всех желающих. Перед Первой мировой войной в России действовало 120 вузов, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Русская культура во 2-й половине XIX — начале XX в

Русская культура успешно развивалась. Характерным явлением для неё было сочетание классицизма, традиций и идеалов золотого века с авангардистскими тенденциями, что особенно ярко проявилось в первое десятилетие XX в., когда изменения, происходившие в обществе, потребовали от деятелей культуры по-новому взглянуть на многие социальные и нравственные проблемы. Это приводило к поиску новых художественных методов и средств, следствием чего стало формирование русского авангарда — одного из направлений модернизма в России нач. XX в.

Литература

В литературе 2-й половины XIX в. доминировал критический реализм, в основу которого были положены идеи гуманизма, народности и гражданственности. Это направление было представлено произведениями И. Гончарова, И. Бунина, А. Куприна, А. Чехова, Н. Некрасова, И. Тургенева, В. Короленко и др. В центре их творчества — судьба простого человека. Своих вершин реалистическая проза достигла в творчестве Ф. Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорблённые», «Идиот») и Л. Толстого («Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», «Хаджи-Мурат»). Острую социальную направленность имели произведения молодого писателя М. Горького («Фома Гордеев», «На дне», «Мать»).

Фёдор Достоевский
Фёдор Достоевский (1821-1881) — великий русский писатель, мыслитель и философ, автор ряда публицистических произведений. Признан классиком русской и мировой литературы. Большинство произведений писателя ставилось в лучших театрах мира и неоднократно экранизировалось.

В начале ХХ в. заметным явлением в русской литературе стали поэты Серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов, О. Мандельштам, В. Маяковский. Они пытались глубже проникнуть во внутренний мир человека. В связи с этим их творчество было пропитано идеями модернизма и авангарда (символизм, акмеизм, футуризм). К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Наиболее значимыми поэтами-акмеистами были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам. Новаторскими даже для этой среды идеями отличались поэты-футуристы В. Хлебников, Саша Чёрный, В. Маяковский.

Театр, кинематограф и музыка

Для развития театрального искусства огромное значение имело открытие Московского художественного театра (1898). У его истоков стояли выдающиеся режиссёры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Среди актёрского состава ведущие роли принадлежали В. Качалову, И. Москвину, О. Книппер-Чеховой. У зрителей популярностью пользовались остросоциальные пьесы А. Островского («Гроза», «Лес», «Бесприданница»), Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького. Большой ажиотаж вызывало проведение русских театральных балетных сезонов в Париже (с 1907 г.). Авангардистское направление было представлено творчеством В. Мейерхольда — родоначальника метафорического театра.

Константин Станиславский
Константин Станиславский (1863-1938) — русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Разработал знаменитую систему обучения актёрскому искусству, которая уже более века используется при подготовке актёров как в России, так и в мире. В 1888 г. принял участие в основании Московского общества искусства и литературы, а спустя десять лет, совместно с В. Немировичем-Данченко, основал Московский художественный театр.

Помимо классического театра, с конца Х1Х в. в России начинает стремительно развиваться кинематограф. Дебютные кинопоказы состоялись в 1896 г., а с 1903 г. начали открываться стационарные кинотеатры. К началу Первой мировой войны их было уже свыше 3 тыс. Среди первых отечественных кинолент — «Стенька Разин и княжна» (1908), «Оборона Севастополя» (1911). Приобрели известность имена режиссёра Я. Протазанова и актрисы Веры Холодной.

Заметным событием в русской музыкальной культуре стало открытие Петербургской консерватории (1862). Определяющее значение для развития русской музыки имело творчество содружества композиторов, известного как «Могучая кучка» (Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Бородин, М. Балакирев, Ц. Кюи). Их творчество впитало традиции русского песенного фольклора. Мировой классикой признаны произведения П. Чайковского («Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»). Всемирную славу имели оперные певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов, А. Нежданова, музыкант С. Рахманинов. Во 2-й половине XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты консерватории. В начале XX в. всё больше поклонников приобретает творчество композитора-модерниста А. Скрябина, которому удалось гармонично соединить в своих произведениях камерность и симфоничность.

Пётр Чайковский
Пётр Чайковский (1840-1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. В творческом наследии музыканта — оперы, балеты, симфонии, романсы, хоровые сочинения и др. Композитора считают ярким представителем романтизма в музыкальном искусстве. Для большинства его произведений характерен глубокий лиризм, тонкий психологизм, помогающий разобраться в сложных жизненных ситуациях.

Живопись и архитектура

С середины XIX в. господствующим стилем в изобразительном искусстве был реализм, выражавший принципы демократической и гражданственной эстетики. В живописи 1870-80-х гг. главную роль играли художники-передвижники, входившие в созданное в 1870 г. Товарищество передвижных художественных выставок (И. Крамской, Г. Мясоедов, К. Саврасов, Н. Ге, В. Васнецов, В. Суриков, И. Шишкин, И. Репин и др.). Работая в стиле реализма, они пытались донести своё творчество до широких народных масс, устраивая передвижные выставки. Основная тематика передвижников: жизнь простого народа, красота родной природы, исторические сюжеты.

Позже на смену передвижникам пришло новое объединение художников-символистов, группировавшихся вокруг журнала «Мир искусства» (М. Врубель и др.). Они отрицали прикладную функцию искусства, считая, что оно должно полностью подчиняться творческому замыслу художника. Портретная живопись В. Серова и пейзажи И. Левитана имели много общего с работами французских импрессионистов.

В 1900-х гг. всё больше сторонников приобретают такие авангардистские направления в живописи, как кубизм (Р. Фальк), экспрессионизм (М. Шагал, П. Филонов), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Многие шедевры отечественной живописи находились в экспозиции и запасниках Третьяковской галереи (Москва), открытой для посетителей в 1856 г. и очень скоро составившей конкуренцию Эрмитажу и другим крупнейшим художественным собраниям Европы.

В архитектуре 60-80-х гг. XIX в. преобладали русско-византийский (К. Тон) — Xрам Xриста Спасителя, неорусский стили (А. Щусев, В. Шервуд, А. Померанцев) — здание Казанского вокзала. В начале XX в. набирают популярность сооружения в стиле модерн (Ф. Шехтель). В этом стиле были построены Ярославский вокзал и гостиница «Метрополь» в Москве.

Известными скульпторами были А. Опекушин (памятник А. Пушкину в Москве) и М. Микешин (скульптурная композиция «Тысячелетие России» в Новгороде, памятник Богдану Хмельницкому в Киеве), М. Антокольский, известный серией скульптурных портретов знаменитых личностей русской истории (Иван Грозный, Ермак, Пётр Великий).

Ключевые даты

  • 1811 — учреждение Царскосельского лицея.
  • 1824 — открытие Малого театра в Москве.
  • 1825 — открытие Большого театра в Москве.
  • 1826 — Н. Лобачевский открывает неевклидову геометрию.
  • 1862 — учреждение Санкт-Петербургской консерватории.
  • 1866 — учреждение Московской консерватории.
  • 1869 — открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеевым.
  • 1870 — возникновение Товарищества передвижных художественных выставок.
  • 1892 — создание Третьяковской галереи.
  • 1898 — образование Московского художественного театра (МХТ).

Основные понятия

  • Ампир («имперский стиль») — стиль позднего классицизма, характерный для архитектуры и прикладного искусства. Впервые возник в наполеоновской Франции. В России ампир стал популярен в годы правления Александра I. Одним из наиболее известных представителей русского ампира является приглашённый в Россию французский архитектор Анри де Монферран.
  • Романтизм — идейно-художественное направление в культуре, получившее распространение на рубеже XVIII-XIX вв. Для него характерен приоритет духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей и характеров, природных красот.
  • Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, предполагающий, что окружающие нас предметы независимы от восприятия человека и его познавательных способностей.
  • Русский авангард — термин применялся в отношении художественных деятелей, порвавших с классической преемственностью в искусстве и литературе и стремившихся к утверждению новаторских, нетрадиционных начал в искусстве, постоянному обновлению художественных форм, а также отличавшихся условностью стиля.
  • Символизм — одно из направлений в искусстве, возникло во Франции в последней четверти XIX в. Получило широкое распространение в России в начале XX в. Его представителей отличает тяготение к экспериментам и новаторству. Для их творчества характерно многообразие символов и трактовок содержания одного и того же произведения, некая таинственность и загадочность.
  • Акмеизм — литературно-художественное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв. в Российской империи. Антипод символизма. Его представители были сторонниками материальности, предметности тематики и образов, точности и конкретности слова.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что характеризовало развитие русской культуры на рубеже XIX-XX вв.?

Ответ. Характерным явлением для неё было сочетание классицизма, традиций и идеалов золотого века с авангардистскими тенденциями, что особенно ярко проявилось в первое десятилетие XX в., когда изменения, происходившие в обществе, потребовали от деятелей культуры по-новому взглянуть на многие социальные и нравственные проблемы. Это приводило к поиску новых художественных методов и средств, следствием чего стало формирование русского авангарда — одного из направлений модернизма в России нач. XX в.

Кто из этих поэтов не принадлежал к поколению золотого века русской поэзии?

  1. А. Блок
  2. А. Пушкин
  3. К. Рылеев
  4. В. Жуковский

Ответ. 1.




Поделиться ссылкой