Время Екатерины Великой

Методы императрицы

Екатерина II, воплощая заветы Петра I, продолжила руководство развитием России по пути, который в Европе того периода назывался Просвещением. Именно для этой цели Петр построил новую столицу империи как воплощение идей и идеалов просвещенной монархии. И подобно Петру, Екатерина стремилась освоить все достижения европейского Просвещения, которые могли органично привиться в России, дабы возникла новая модификация русской культуры — европеизированная и освобожденная от косных азиатских ее корней.

Выход императрицы Екатерины II. А. Бенуа. Из книги «Картины по русской истории».
Выход императрицы Екатерины II. А. Бенуа. Из книги «Картины по русской истории».

Екатерина Великая правила Россией 34 года. Есть немало историков, считающих время Екатерины золотым веком русской истории. Ведь это время расцвета русской литературы и живописи, развития русской науки. В этот период зародилось русское оперное искусство, основаны Эрмитаж и Российская национальная библиотека.

За эти 34 года Россия одержала блистательные военные победы и не проиграла ни одной войны. Страна прирастала новыми территориями: был присоединен Крым, молдавские земли, разделена Польша и т. д.

Население России возросло вдвое. При этом практически отсутствовала цензура, были запрещены пытки, созданы выборные органы сословного самоуправления.

Князь Потемкин склонил крымского хана Шагин - Гирея к уступке Крымского полуострова России. 1783 г.
Князь Потемкин склонил крымского хана Шагин - Гирея к уступке Крымского полуострова России. 1783 г.
Учреждение императрицей Екатериной II Воспитательного дома
Учреждение императрицей Екатериной II Воспитательного дома — благотворительного заведения, где жили и получали образование беспризорные дети

Екатерина и Дидро

Екатерина II пришла к власти, уже имея определенные убеждения и вполне конкретную политическую программу. Ее мировоззрение сформировалось под влиянием идей мыслителей эпохи Просвещения, в которую она жила. Императрица вела переписку с ведущими французскими просветителями Вольтером и Дидро и считала себя их последовательницей.

Портрет Дени Дидро. П.-М. Алике
Портрет Дени Дидро. П.-М. Алике

Но важно то, что Екатерина Великая очень четко разделяла теорию, которую могла извлекать из сочинений просветителей, и реальную практику управления государством. Особенно наглядно это проявилось в 1773 г., когда Д. Дидро по приглашению императрицы приехал в Россию. Позже в беседе с французским послом Екатерина говорила: «Я подолгу и часто беседовала с Дидро, но более ради любопытства... Он меня занимал, но пользы я выносила мало. Если бы я руководствовалась его соображениями, то мне пришлось бы поставить все вверх дном в моей стране: законы, администрацию, политику, финансы, — и заменить все неосуществимыми теориями».

После ряда таких бесед Дидро обратил внимание, что Екатерина очень внимательно его слушает, однако даже и не думает следовать его рекомендациям. Тогда француз спросил ее, почему так происходит. Императрица ответила откровенно: «Господин Дидро, я с большим удовольствием выслушала все, что подсказывал вам ваш блестящий ум. Но с вашими великими принципами, которые я очень хорошо себе уясняю, можно составить прекрасные книги, однако не управлять страной. Вы забываете в ваших планах различие нашего положения: вы ведь работаете на бумаге, которая все терпит, которая гибка, гладка и не ставит никаких препятствий ни вашему воображению, ни вашему перу. Между тем я, бедная императрица, работаю на человеческой коже, а она очень щекотлива и раздражительна».

Век просвещения

XVIII в. называют веком Просвещения — мощного интеллектуального и духовного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии: знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм — признание разума основой поведения и познания людей.

Поспешай не спеша

Другой жизненный принцип Екатерины II состоял в том, что реформы или вообще какие бы то ни было нововведения надо проводить в жизнь медленно, постепенно, подготовляя общество к грядущим переменам. Однажды ее статс-секретарь Василий Попов в разговоре с императрицей выразил свое удивление тому, как быстро и беспрекословно выполняются все ее приказы и поручения. На что она ответила: «Эго все не так просто, как ты думаешь. Прежде чем издать какой-то указ, я разведываю настроение в обществе, я приготавливаю общество. И только тогда, когда я уверена в том, что мое приказание будет исполнено, действительно, только тогда я его издаю. И вот это — основа самодержавной власти».

На протяжении всех 34 лет Екатерина Великая последовательно, используя свои принципы управления, меняя в зависимости от обстоятельств тактику, но не меняя целей, реализовывала свою политическую программу.

Пугачевщина

Этот бунт вспыхнул среди казачества на Урале и был последней попыткой борьбы казаков с государством. Стихийно возникшее движение стало особенно опасным потому, что охватило крестьянство всего Поволжья. Шла война с Турцией, у правительства было мало войск, а местные власти не могли ни вовремя сдержать крестьянские волнения, ни принять должные меры, чтобы обезопасить не только общество, но и самих себя от всяких случайностей и опасностей. Восстание возглавил казак Емельян Пугачев, назвавшийся императором Петром Ш. Бунтовщикам удалось поднять народ на настоящую крестьянскую войну и овладеть громадным пространством от Оренбурга до Казани. Только после ряда сражений Пугачев был пойман и казнен в 1774 г. Шайки его рассеялись, но волнение утихло не сразу. Под сильным впечатлением от восстания Пугачева Екатерина разработала свою губернскую реформу.

Емельян Пугачев. Старинный рисунок
Емельян Пугачев. Старинный рисунок

Губернская реформа

Среди множества реформ Екатерины выделим лишь некоторые, особо интересные по ряду причин. Наиболее важной и значительной из них представляется та, которую историки обычно называют губернской реформой 1775 г. Попросту говоря, то была реформа системы местного самоуправления.

Государыня сама написала соответствующий законодательный акт, который назывался «Учреждение о губерниях Всероссийской империи». Это был закон высокого юридического качества. Правда, термин «губернская реформа» не вполне соответствовал содержанию документа. На самом деле он заключал в себе преобразования более широкие, чем простое изменение органов местной власти.

Портрет Екатерины II. В. Эриксен
Портрет Екатерины II. В. Эриксен

Реформа вводила новое административно-территориальное деление страны. Вместо 20 обширных губерний, на которые к тому времени была разделена страна, ее территория делилась на 50 значительно меньших по размеру губерний. Границы прежних губерний и областей определялись с учетом географических либо исторических условий и особенностей. В основу нового губернского деления было положено количество проживающего на определенной территории населения. Поэтому новые губернии представляли собой территориальные округа с населением 300 000—400 000 жителей. Губернии, в свою очередь, подразделялись на более мелкие единицы — уезды, с населением 20 000—30 000 человек.

Увеличение числа губерний естественно приводило к увеличению количества их «столиц», то есть губернских городов. А губернские города были резиденциями главных местных начальников — губернаторов. У каждого из них имелся немалый штат чиновников — людей грамотных, образованных, несмотря на «бюрократические» должности. Стало быть, губернские города преобразовались в не только административные и экономические, но и культурные центры территориальных единиц.

Одним из новых для России учреждений, созданных в губерниях, стал Приказ общественного призрения, занимавшийся устройством больниц, школ, богаделен, приютов и т. п. Его учреждение означало, что впервые в русской истории государство признало своей обязанностью защиту нуждающихся подданных и заботу о них.

Значимым в реформе стало и то, что в новых учреждениях, возникших на губернских просторах, существенная часть должностей замещалась путем выборов из местного населения.

Реформа достигла той цели, ради которой проводилась: в результате дробления губерний и уездов губернские и уездные администрации получили возможность без проволочек реагировать на события повседневной жизни губерний и уездов (взимание налогов, набор рекрутов, сыск беглых), а также на чрезвычайные обстоятельства: волнения, эпидемии, в том числе и среди домашнего скота. Реформа унифицировала организацию местного управления на территории всей страны, что привело к уничтожению автономии некоторых окраин, в частности территорий запорожских казаков. Едва ли не главным результатом губернской реформы стала независимость судебных учреждений. Правда независимость была не совсем полной, однако это был существенный шаг в верном направлении. Реформа была одной из тех, что имели долговременное значение. Такой принцип устройства придавал устойчивость всему политическому строю страны.

Судебная реформа

Составной частью губернской реформы стала реформа судебной системы. Она имела весьма сложную структуру. Например, в каждом губернском городе имелись: Верхний земский суд — судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами; губернский магистрат — судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них; верхняя расправа — судебное место для однодворцев и государственных крестьян и т. д. Эти суды имели коллегиальный характер, состояли из председателей (коронных судей) и заседателей (выборных того сословия, делами которого занималось учреждение).

Важная, инновационная черта судебной реформы заключалась в том, что, опять впервые в нашей истории, судебная власть отделялась от исполнительной. Пусть не полностью, но отчасти — тем не менее реализуется принцип разделения властей. Но прогрессивность этого деяния имела препоны в практике этого и последовавших периодов.

Финансы

Мое маленькое хозяйство», — так шутливо называла Екатерина II необъятную империю, требовавшую постоянного внимания властей и императрицы как главы государства. Решение многочисленных государственных задач заставило Екатерину II обратить особое внимание на финансовые проблемы. Действовала она умно и профессионально. Поскольку дефицит государственного бюджета постоянно возрастал из-за увеличения расходов двора и ведения целого ряда войн (только Турецкая война 1768—1774 гг. обошлась в 47,5 млн руб.), перед правительством встала задача поиска дополнительных финансовых источников. За счет повышения налогов была собрана примерно половина суммы, затраченной на военные действия.

Золотая монета в 5 рублей Екатерины II. 1766 г.
Золотая монета в 5 рублей Екатерины II. 1766 г.

С 1767 г. питейные сборы впервые стали отдавать на откуп. Доходы казны от данной операции выросли в 3,4 раза, при этом и цены на вино выросли примерно в 3 раза. В результате именно питейные сборы составили половину всей суммы косвенных налогов.

Другим источником явилась секуляризация (1764 г.) — изъятие церковных земель в пользу государства. Благодаря ей монастырские земли вместе с крестьянами перешли в государственное ведение, крестьяне стали облагаться оброком, что давало ежегодно доход в 1,5 млн руб.

Выросла и номинальная сумма, получаемая от прямого обложения. Если в 1758 г. прямые налоги составили 5,4 млн руб., то в 1796 г. — уже 26 млн руб., в основном за счет увеличения населения страны. За весь ХVIII в. государственные подати увеличились в 1,5 раза. Но повинности крестьян по отношению к помещику за тот же период возросли в 12 раз.

Рост капиталов промышленников и купечества, развитие товарооборота предъявили свои требования к денежной системе. Металлические деньги стали неудобными в обращении.

Купец и крестьянин из Новгородской губернии
Купец и крестьянин из Новгородской губернии

В 1768 г. утверждается проект, составленный А. Вяземским при непосредственном участии самой императрицы, об учреждении (впервые в России) бумажных денег. Введение ассигнаций явилось крупной денежной реформой ХУШ в. К 1786 г. было выпущено в оборот около 100 млн руб. Началось падение курса ассигнаций. Россия подходила к XXX в. с расстроенным денежным хозяйством. Общая сумма государственных долгов к концу царствования Екатерины II достигала 215 млн рублей.

Государственный бюджет к 1796 г. равнялся 70 млн руб. По сравнению с 1763 г. он вырос почти в 4 раза. Дефицит бюджета был около 19—20%, расходы на содержание двора составили 13% (!), на армию и флот — 40%. Государственные доходы за 34 года выросли в 4 раза.

Ассигнация в 10 рублей времен правления Екатерины II
Ассигнация в 10 рублей времен правления Екатерины II

Промышленность и банки

Екатерина II понимала необходимость поддержки развития промышленности, но не так, как это делали ее предшественники, а путем предоставления большей свободы предпринимателям. В 1775 г. устройство промышленных заведений было объявлено свободным для всех, в 1780 г. была закреплена частная собственность на владение фабриками. Промышленность освобождалась от лишней регламентации, уничтожались монополии, прекращалось усиленное покровительство крупной промышленности. В 1779 г. ликвидирована мануфактур-коллегия, и фабрики лишались особой подсудности. Для укрепления торгового сословия в 1766 г. купечество освободили от рекрутской повинности, взамен этого за каждого рекрута надо было внести в казну 500 руб. В 1775 г. купцов освободили от подушной подати, замененной для них налогом с оборота в 1%.

К концу царствования Екатерины II число предприятий увеличилось до 2000. Но развитие экономики тормозили войны и недостаток финансовых средств.

Происходили некоторые изменения в развитии банковской системы. В 1769 г. были открыты два банка, которые занимались вексельными операциями. Они назывались променные банки. В 1786 г. их соединили в один, ассигнационный. Для выдачи ссуд под залог недвижимости и для принятия вкладов в том же году был создан государственный заемный банк. Такая несложная банковская система отвечала потребностям промышленности и торговли того времени.

Екатерина И. С гравюры Р. Вудмана. 1835 г.
Екатерина И. С гравюры Р. Вудмана. 1835 г.

При Екатерине II постоянной составной частью финансового хозяйства становится государственный кредит. В 1769 г. у России впервые появился внешний долг: были взяты займы у банкиров Амстердама и Генуи. К концу XVIII в. внешний долг России составлял 44 млн рублей.

Основание Российской академии

Бурный процесс развития русской литературы в последней четверти XVIII в. выявил необходимость создания научного учреждения, в задачи которого входили бы изучение русского языка, разработка грамматических правил и словарей. Правительственным научным заведением, взявшим на себя разработку толкового словаря русского языка и грамматики, изучение исторического прошлого страны, стала Российская академия. Она была создана при непосредственном участии Екатерины II.

Основательница и первый президент Российской Академии княгиня Е. Р. Дашкова составила четкую программу работы, которая была изложена в ее выступлении на учредительном заседании академии 21 октября 1783 г. «Сочинение грамматики и словаря да будет первым нашим упражнением», — так определила ближайшую задачу своего учреждения глава Академии.

Портрет Екатерины Романовны Дашковой. Д. Левицкий. 1784 г.
Портрет Екатерины Романовны Дашковой. Д. Левицкий. 1784 г.

На первом заседании был принят Устав, состоящий из 19 статей, большинство из которых определяло организационную структуру учреждения. Тогда же были избраны первые члены этой организации. Ими стали писатели Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин. В состав Академии были введены также специалисты по точным и естественным наукам: астроном С. Я. Румовский, математик С. К. Котельников, медик А. П. Протасов, географ и историк И. И. Лепехин, филолог А. А. Барсов, юрист С. Е. Десницкий. В списке первых членов Академии значился дипломат А. А. Безбородко, а также представители высшей аристократии России обергофмейстер, сенатор И. П. Елагин, камергер, сенатор А. С. Строганов. Не были обойдены вниманием представители армии, флота и духовенства.

 

 

Вопросы по теме

  1. Как в Европе называлась эпоха, к которой относится период правления Екатерины II?
  2. С кем из французских просветителей общалась императрица?
  3. Что послужило толчком для разработки губернской реформы?
  4. Есть ли в современной России должность губернатора? Л существуют ли губернии как территориальные единицы?
  5. Что называют секуляризацией?
  6. Какую долю государственного бюджета к концу правления Екатерины II составляли основные «непроизводственные» расходы — на содержание царского двора, армии и флота?
  7. Кто стал основателем Российской академии?

Ответы

  1. Эпоха Просвещения.
  2. Дени Дидро и Вольтер.
  3. Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
  4. Губернаторы в современной России есть — так называют глав больших административно-территориальных единиц (края, области, автономного округа, города). А вот губерний как ячеек территориального деления страны нет.
  5. Секуляризация — это отторжение, или передача, церковного имущества и земель в светское (государственное) владение.
  6. 53% (13% + 40%).
  7. Княгиня Е. Р. Дашкова.



Поделиться ссылкой