Языческие верования восточных славян

Славянские божества

Язычеством называют все древние политеистические религии (многобожие). Язычество противопоставляется монотеистическим религиям (единобожию), к которым относятся христианство, ислам (мусульманство), иудаизм. Язычники верили, что сверхъестественные силы, управляющие природой и человечеством, представлены многими богами, каждый из которых управляет определёнными природными явлениями и сферами человеческой деятельности. К языческим верованиям относятся, например, древнегреческая и древнеримская религии; язычниками были и славяне.

Языческие символы в резном украшении прялки. Архангельская губерния. XIX в.
Языческие символы в резном украшении прялки. Архангельская губерния. XIX в.

К сожалению, о верованиях наших предков мы практически ничего не знаем, так как с принятием христианства все предметы языческого культа подверглись уничтожению, а сами культы, не отражённые в письменных источниках, — забвению. Всё, что пишется и говорится о славянских верованиях, — догадки и предположения, основанные на скудных данных летописей, где приведены поучения против языческих богов, и на немногочисленных археологических находках. Отголоски языческих верований звучат в народных сказках и суевериях. Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч — не что иное, как древние славянские божества.

Исследователи предполагают, что славяне почитали некоторых животных. Эти почитания, вероятно, отголоски охотничьих культов древних людей. Так, славяне чтили медведя, хозяина леса. Преклонение перед зверем было столь велико, что истинное его имя знали только жрецы. Простые люди упоминали о медведе как о том, кто «ведает, где мёд», отсюда название. Истинное имя зверя осталось в слове «берлога» — «логовище, дом Бера». Скандинавское слово «бер», обозначающее медведя, переводится как «бурый». Подобное звучание есть и в других языках (bear — англ. «медведь»). Почитали охотники также и волка, пожирателя нечистой силы, и мать-олениху, связанную с плодородием и деторождением, а также коня, олицетворение солнца. Образ Солнца-коня мы и по сей день встречаем в народной культуре: это и коньки, украшающие крыши деревенских домов, и кони на народных вышивках, и традиция вешать подкову на счастье. Кстати, элементы народных орнаментов и резные украшения русских изб и утвари тоже дают исследователям информацию о древних культах. «Деревянные полотенца», спускающиеся по скатам крыш от конька, — это путь солнца от восхода до заката, и на резных концах полотнищ вырезались солнечные (солярные) знаки — круги, разделённые на 8 частей. Под самым коньком вырезался круг, разделённый на 6 частей, — талисман-оберег от молнии и прочих несчастий. В названии этого круга — «печать Рода» — сохранилось имя одного из главных языческих богов. Род толкуется исследователями как бог-творец, а его дочери рожаницы (радуницы) — как божества плодородия, дождя.

Даждьбог и Хорс связаны с культом солнца. В честь Хорса пекут блины на Масленицу, встречая весну вкусными румяными «солнышками», и хоровод водят тоже во славу Хорса.

Великой Матери всего живого, покровительнице женского рукоделия, Мокоши (Макоши) девушки приносили в жертву пряжу, кидая её в воду. Лада и её дочь Леля трактуются как покровительницы семьи и детей. Уже упомянутый нами Велес (Волос) был «скотьим» богом. Эта его функция потом передалась Св. Власию, покровителю скота. Велес распределял богатства, покровительствовал торговле и, возможно, был главой мира мёртвых. Таинственного и могущественного бога Велеса почитала знать, и даже князья прислушивались к его жрецам — волхвам.

Языческие символы в вышивке полотенец
Языческие символы в вышивке полотенец: 1. Архангельская губерния. XIX в. 2. Нижегородская губерния. Начало XX в.

Бога весеннего пробуждения природы и плодородия Ярило символизировало зерно, которое умирает на пашне и возрождается в виде колоса. Яриле приносились в жертву овцы, чьей кровью окроплялась пашня.

Верховным богом, возможно, считался бог-громовержец Перун. Его особенно почитала княжеская дружина как покровителя военного дела. Этот бог иногда требовал и человеческих жертвоприношений.

Помимо богов, мир, в представлении восточных славян, был населён духами. Они жили в лесах, и водоёмах (леший, водяной, русалки, мавки (утопленницы)), и в жилищах. Домовой жил в доме, дворовый — во дворе, банник — в бане, скотник — в хлеве. Были и злые домашние духи — например, кикиморы, перереруги. От злых духов защищали щуры (чуры), деревянные человеческие фигурки, обозначающие предков, пращуров, покровителей рода. О них мы вспоминаем, восклицая «Чур меня!».

Леший. Игрушка. Вятская губерния. XIX в.
Леший. Игрушка. Вятская губерния. XIX в.
Языческий идол бога Рода (Збручский идол)
Языческий идол бога Рода (Збручский идол). Найден на реке Збруч, притоке Днестра

Местами почитания богов были леса и водоёмы, колодцы и деревья (у дубов приносились жертвы Перуну). Богам поклонялись в особых местах — капищах (от слова «капь» — т.е. идол). Капища располагались на возвышенностях, где стояли идолы богов, — там разжигались жертвенные костры и приносились жертвы. Мясо жертвенных животных подавалось членам общины на специальном месте вокруг капища — требище. Иногда жертвенные пиры проводились в специальных сооружениях — хоромах, храмах. За соблюдением обрядов следили жрецы и волхвы. Они ведали передающимися из поколения в поколение заклинаниями, изготовляли идолов и другие священные предметы.




Поделиться ссылкой