«Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум—свойства божественные...»
Леон Баттиста Альберти
В Европе XIV века, благодаря удивительному стечению обстоятельств, родилось новое направление в искусстве, породившее множество гениальных мастеров живописи, архитектуры, скульптуры и литературы.
В начале XV века Константинополь, много лет сопротивлявшийся туркам, пал. Теперь на его месте был Стамбул — столица Османской империи. Византийцы бежали в Европу, успев взять с собой уникальные произведения искусства и книги — богатое наследие античности, хранившееся много веков. Средневековая Европа, с ее строгим религиозным подходом к искусству, философии и другим областям жизни, к тому моменту практически утратила воспоминания о некогда могущественных Древнем Риме и Греции. Благодаря византийцам они были открыты заново. Это событие можно назвать первой причиной прихода Возрождения.
Вторая причина — относительная стабильность и процветание в Европе того периода. В Европе, а особенно в Италии, образовалось множество самостоятельных городов-республик, где получили развитие различные ремесла и в связи с этим возникли новые сословия мастеровых и ремесленников. Они держались особняком, хранили секреты мастерства и создавали гильдии. Кроме ремесленников были и другие новые сословия — банкиры, торговцы. Все это разрушало сложившуюся в Средние века иерархическую систему. А раз возникли новые отношения между людьми, значит должна была прийти новая эпоха.
«Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее» (Мишель де Монтень)
Влияние церкви в этот период начало ослабевать — это третья причина появления Возрождения (его еще называют Ренессансом). Раньше абсолютно все общественные институты и инициативы подчинялись священникам. Теперь можно было проявлять самостоятельность. В крупных городах, один за другим, стали появляться центры развития искусств и науки.
Наконец, немаловажную роль в том расцвете сыграли меценаты. В Италии, где зародилось и сформировалось Возрождение, его «спонсорами» выступили Медичи и другие знатные семейства. Они помогали талантливым художникам и скульпторам, архитекторам и всячески содействовали расцвету Ренессанса.
Главными центрами искусства Ренессанса стали итальянские города Флоренция и Венеция, хотя и в других местах — в Милане, Мантуе — происходило активное развитие новых стилей. Правящие династии этих городов, обладая богатством и имея достаточно высокий уровень образования, хотели оставить после себя память в прекрасных произведениях. Они заказывали портреты и скульптуры, строили величественные соборы, привлекая лучших мастеров и архитекторов.
Литература и философия тоже не остались в стороне. В 1462 году известный меценат Козимо Медичи, прослушав несколько лекций византийского оратора, посвященных античности, решил воссоздать у себя на родине Платоновскую академию. Члены академии занимались вопросами познания и философского осмысления жизни, читали лекции, проводили дружеские диспуты — все как у древних греков.
В стенах этого замечательного заведения побывали многие знаменитые гуманисты того времени. Философское учение гуманизма, в противовес Средневековью, сосредоточенному на постижении Бога, обратилось к человеку. Гуманисты преклонялись перед разумом и его способностью познавать мир, целью человеческой жизни они считали совершенствование собственной природы и обретение мудрости. Среди представителей этого течения были Бокаччо и Леонардо да Винчи, Монтень и Рабле, Шекспир и Сервантес.
Влияние идеалов Возрождения докатилось и до России. При князе Иване III Великом, правившем во второй половине XV века, были приглашены итальянские архитекторы, которые построили несколько дворцов и соборов в духе Ренессанса. Среди них — Успенский собор, Грановитая палата и новый кирпичный Кремль с башнями.
Расцвет эпохи получил наименование Высокого Возрождения. В это время новый стиль достиг пышности и завершенности, подарив миру настоящие шедевры. Три мастера считаются воплощением этой блестящей эпохи: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти. Микеланджело был прежде всего скульптором, хотя его кисти принадлежит немало замечательных полотен. Вершиной его творчества считается статуя «Давид», в которой воплотился идеал объемного изображения человеческого тела. Рафаэль Санти прославился многими живописными работами, но наибольшее восхищение вызывают его многочисленные Мадонны, а также масштабное полотно «Афинская школа», где он изобразил всех древнегреческих философов.
Леонардо да Винчи, универсальный гений, был, пожалуй, самым ярким воплощением той прекрасной эпохи, недаром его называют «человеком Возрождения». Всесторонне развитый художник, ученый и философ в одном лице, Леонардо продемонстрировал всему миру величие и силу человеческой личности.
«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни» (Леонардо да Винчи)