Назад, к античности: прекрасная эпоха Ренессанса

«Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум—свойства божественные...»
Леон Баттиста Альберти

В Европе XIV века, благодаря удивительному стечению обстоятельств, родилось новое направление в искусстве, породившее множество гениальных мастеров живописи, архитектуры, скульптуры и литературы.

Когда и почему

В начале XV века Константинополь, много лет сопротивлявшийся туркам, пал. Теперь на его месте был Стамбул — столица Османской империи. Византийцы бежали в Европу, успев взять с собой уникальные произведения искусства и книги — богатое наследие античности, хранившееся много веков. Средневековая Европа, с ее строгим религиозным подходом к искусству, философии и другим областям жизни, к тому моменту практически утратила воспоминания о некогда могущественных Древнем Риме и Греции. Благодаря византийцам они были открыты заново. Это событие можно назвать первой причиной прихода Возрождения.

Козимо Медичи
Козимо Медичи (1389-1464 гг.), один из представителей знатного флорентийского семейства, главных «спонсоров» эпохи Возрождения

Вторая причина — относительная стабильность и процветание в Европе того периода. В Европе, а особенно в Италии, образовалось множество самостоятельных городов-республик, где получили развитие различные ремесла и в связи с этим возникли новые сословия мастеровых и ремесленников. Они держались особняком, хранили секреты мастерства и создавали гильдии. Кроме ремесленников были и другие новые сословия — банкиры, торговцы. Все это разрушало сложившуюся в Средние века иерархическую систему. А раз возникли новые отношения между людьми, значит должна была прийти новая эпоха.

«Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее» (Мишель де Монтень)

Влияние церкви в этот период начало ослабевать — это третья причина появления Возрождения (его еще называют Ренессансом). Раньше абсолютно все общественные институты и инициативы подчинялись священникам. Теперь можно было проявлять самостоятельность. В крупных городах, один за другим, стали появляться центры развития искусств и науки.

Наконец, немаловажную роль в том расцвете сыграли меценаты. В Италии, где зародилось и сформировалось Возрождение, его «спонсорами» выступили Медичи и другие знатные семейства. Они помогали талантливым художникам и скульпторам, архитекторам и всячески содействовали расцвету Ренессанса.

В Италии
В Италии Возрождение началось в XIV веке, по мнению некоторых исследователей — даже в конце XIII века. Другие европейские страны подключились к новому течению позже, в XV-XVI веках

И снова Платон

Главными центрами искусства Ренессанса стали итальянские города Флоренция и Венеция, хотя и в других местах — в Милане, Мантуе — происходило активное развитие новых стилей. Правящие династии этих городов, обладая богатством и имея достаточно высокий уровень образования, хотели оставить после себя память в прекрасных произведениях. Они заказывали портреты и скульптуры, строили величественные соборы, привлекая лучших мастеров и архитекторов.

Живопись эпохи Возрождения
Живопись эпохи Возрождения разительно отличалась от средневековой. Художники научились создавать объемную композицию и делать изображения на удивление реалистичными. Еще одно новшество — изображение обнаженных тел. Впервые со времен античности на картинах начали появляться люди без одежды

Литература и философия тоже не остались в стороне. В 1462 году известный меценат Козимо Медичи, прослушав несколько лекций византийского оратора, посвященных античности, решил воссоздать у себя на родине Платоновскую академию. Члены академии занимались вопросами познания и философского осмысления жизни, читали лекции, проводили дружеские диспуты — все как у древних греков.

В стенах этого замечательного заведения побывали многие знаменитые гуманисты того времени. Философское учение гуманизма, в противовес Средневековью, сосредоточенному на постижении Бога, обратилось к человеку. Гуманисты преклонялись перед разумом и его способностью познавать мир, целью человеческой жизни они считали совершенствование собственной природы и обретение мудрости. Среди представителей этого течения были Бокаччо и Леонардо да Винчи, Монтень и Рабле, Шекспир и Сервантес.

Ренессанс в Кремле

кремль

Влияние идеалов Возрождения докатилось и до России. При князе Иване III Великом, правившем во второй половине XV века, были приглашены итальянские архитекторы, которые построили несколько дворцов и соборов в духе Ренессанса. Среди них — Успенский собор, Грановитая палата и новый кирпичный Кремль с башнями.

Три жемчужины в короне Ренессанса

Расцвет эпохи получил наименование Высокого Возрождения. В это время новый стиль достиг пышности и завершенности, подарив миру настоящие шедевры. Три мастера считаются воплощением этой блестящей эпохи: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти. Микеланджело был прежде всего скульптором, хотя его кисти принадлежит немало замечательных полотен. Вершиной его творчества считается статуя «Давид», в которой воплотился идеал объемного изображения человеческого тела. Рафаэль Санти прославился многими живописными работами, но наибольшее восхищение вызывают его многочисленные Мадонны, а также масштабное полотно «Афинская школа», где он изобразил всех древнегреческих философов.

«Мона Лиза»
Шедевр периода Высокого Возрождения — «Мона Лиза» (1503-1506 гг.) Леонардо да Винчи. Тайну ее улыбки до сих пор стараются разгадать искусствоведы и любители

Леонардо да Винчи, универсальный гений, был, пожалуй, самым ярким воплощением той прекрасной эпохи, недаром его называют «человеком Возрождения». Всесторонне развитый художник, ученый и философ в одном лице, Леонардо продемонстрировал всему миру величие и силу человеческой личности.

«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни» (Леонардо да Винчи)



Поделиться ссылкой