Освобождение Латинской Америки

Несмотря на то, что Испания потерпела крах в борьбе за господство в Европе, её колониальная империя, созданная Кортесом и Писарро, продолжала существовать ещё в XVIII в. Американские владения Испании простирались от Калифорнии на севере до Огненной Земли на юге. Размеры этих территорий завораживают, но надо помнить, что, как и в случае с Россией той поры, речь шла в основном о малоосвоенных и плохо контролируемых землях. Даже сегодня, в XXI столетии, в Латинской Америке есть места, куда не ступала нога человека. Что уж говорить о XVIII в., когда испанские и португальские поселения располагались главным образом в прибрежных районах?

Лаутаро, предводитель индейцев арауканов (мапуче) в XVI в. Идеализированный портрет начала XIX в.
Лаутаро, предводитель индейцев арауканов (мапуче) в XVI в. Идеализированный портрет начала XIX в.

Кроме того, испанский контроль над американскими землями ограничивало сопротивление коренного населения. Есть все основания утверждать, что полное завоевание континента испанцами так и не было завершено. Многочисленные и воинственные племена индейцев арауканов, населявших территорию Чили и Аргентины, успешно сопротивлялись продвижению конкистадоров, нанося испанцам поражение за поражением. В 1612, 1629, 1726, 1773 и 1793 гг. испанцы были вынуждены раз за разом признавать независимость Араукании. На территории Панамы они не смогли покорить племя куна, которое также было официально признано независимым в 1791 г. Восстания поднимались и в других провинциях. Так, в 1712 г. индейцы Чиапаса, создавшие 20-тысячную армию, в течение нескольких месяцев отражали атаки карателей. В 1780—1781 гг. в Перу происходило крупнейшее выступление индейцев под началом Хосе Габриэля Кондорканки, принявшего имя Тупак Амару (так звали легендарного правителя инков, прославившегося сопротивлением испанцам в XVI в.). Оно охватило до 90 тыс. индейцев и отозвалось эхом мятежей в Новой Гранаде и Рио-де-ла-Плате. Повстанцы отменили все повинности, кроме церковной десятины и налога в пользу короля Испании. В отличие от многих индейских выступлений, враждебных колонистам, Тупак Амару призвал присоединиться к восстанию негров, метисов и креолов.

На исходе колониальной эпохи Ибероамерикой управлял Королевский высший совет по делам Индий. Подвластная территория делилась на четыре вице-королевства: Новая Испания, Новая Гранада, Перу, Рио-де-ла-Плата — во главе с вице-королями. Было ещё и четыре генерал-капитанства: Гватемала, Санто-Доминго, Венесуэла и Чили — во главе с генерал-капитанами. Формально генерал-капитанства входили в состав вице-королевств, но фактически они напрямую управлялись из Мадрида. Вице-королевства и генерал-капитанства подразделялись на губернаторства. Более мелкими административными единицами были аудиенсии. Состоятельные граждане могли быть избраны в муниципальные органы власти. Очень важную роль в жизни латинских колоний играла Католическая церковь. Она располагала огромными земельными владениями, контролировала систему благотворительности и образования, а также официальную идеологию.

Статуя Тупака Амару Н. Лима. Перу.
Статуя Тупака Амару Н. Лима. Перу.

Вооружённые силы состояли из немногочисленных отрядов королевской армии и местной креольской милиции. В Чили на 1976 солдат регулярной армии приходилось 15 856 бойцов милиции.

Колониальное общество

Колониальное общество Испанской Америки представляло собой весьма пёструю картину. На самых нижних ступенях социальной пирамиды находились негры-рабы, особенно многочисленные в странах, где выращивали кофе, табак и хлопок. В Бразилию было продано, по разным подсчётам, от 6 до 18 млн африканцев. На юге Южно-Американского континента, на территории современных Чили, Аргентины и Парагвая, негров-рабов было совсем немного.

Памятник Зумби — последнему вождю Палмариса. Баия. Бразилия.
Памятник Зумби — последнему вождю Палмариса. Баия. Бразилия.

Бразилия являлась, быть может, самым населённым районом обеих Америк. По словам первого португальского губернатора Томе де Суза, резервы коренного населения (индейцев) здесь были неисчерпаемы, «даже если бы мы разделывали их на скотобойне». Он ошибался. Уже спустя несколько десятилетий после основания колонии (в 1549 г.) эпидемии и рабский труд на плантациях привели некоторые народы Бразилии на грань вымирания. По этой причине начался импорт африканских рабов.

В Бразилии раб, после того как он начинал работать на плантациях, жил в среднем пять лет. Широко распространёнными наказаниями за те или иные проступки были смертная казнь и кастрация.

Но всё же по сравнению с рабами английских и голландских колоний рабы выходцев из Испании и Франции имели небольшие преимущества. Их отчасти защищала Католическая церковь, требовавшая от властей освободить рабов-христиан от работы по воскресеньям и церковным праздникам. Церковь выступала против того, чтобы разрушать браки, продавая членов семьи по отдельности. Государство тоже вмешивалось в отношения рабов и рабовладельцев. Во французских колониях с 1685 г. действовал «Чёрный кодекс»: оговаривались не только правила поведения рабов и способы наказания непокорных, но и во что их следовало одевать, как с ними обращаться, как лечить, а также меры воздействия на жестоких хозяев. В испанских колониях аналог «Чёрного кодекса» был опубликован только в 1789 г., но до этого существовало множество указов, регламентировавших отношения рабов и рабовладельцев. В отличие от плантаторов-англосаксов португальские мужчины охотно усыновляли детей от рабынь, которых рождалось великое множество. Это поощряла и местная Католическая церковь. Считалось, что таков наилучший способ приобщить дикарей к христианству.

Ф. Дж. Пост. Гасиенда. 1652 г.
Ф. Дж. Пост. Гасиенда. 1652 г.

С 1540 г. особым сословием считались индейцы, не принадлежавшие рабовладельцам. Они обладали собственной материальной базой — общинными землями, были организованы в общины с круговой порукой и органами самоуправления, платили подушную подать и несли трудовую повинность. Их дела рассматривали особые суды. Вольноотпущенники, метисы и мулаты также были выделены в особую группу со своей сословной податью.

Потомки испанских колонистов назывались креолами. Среди них могли быть как бедняки, так и зажиточные купцы, чиновники, землевладельцы, интеллигенция. И наконец, на вершине социальной лестницы стояли уроженцы Испании, занимавшие высшие посты в колониальной администрации и армии. Подобная ситуация порождала напряжение между креолами и европейцами. Так, испанцы шутили, что любили бы своих детей больше, если бы те не были креолами.

Испанская Америка и Бразилия представляли собой в культурном отношении чрезвычайно сложную мозаику. Российский исследователь Н. Н. Марчук объясняет это взаимодействием трёх факторов: а) разным уровнем и характером подвергшихся завоеванию культур; б) различными сроками колонизации; в) различным составом колонизаторов на разных этапах освоения новых земель. Так, на территории Мексики и Андских гор существовали высокоразвитые индейские культуры ацтеков и инков, наложившие отпечаток на национальный облик жителей этих мест. На юге континента немногочисленные индейские племена были перебиты, а их культура исчезла. Подавляющее большинство населения там составляли европейцы. Если на севере колонисты были дворянами, священниками и люмпенами, то на юге селились фермеры и ремесленники. Хозяйство они вели так же, как и в Европе. В Бразилии и ряде других стран к индейской и европейской культуре добавился ещё и заметный африканский элемент, привнесённый чёрными рабами. Например, бразильское боевое искусство капоэйра, сочетающее элементы акробатики, танца и борьбы, возможно, ведёт своё происхождение от африканского ритуального или боевого танца.

Причины революции

В XVIII столетии правящие круги Испании и Португалии провели ряд реформ, способствовавших развитию торговли, промышленности и образования как в метрополии, так и в заморских колониях. Экономический рост вскоре привёл к возникновению противоречий между колониями и метрополиями — в точности таких же, как между Англией и её колониями в Северной Америке. Королевская власть Испании и Португалии вводила квоты и запреты на развитие местной промышленности и на поставки продукции в метрополию. Это вызывало бешенство колониальных помещиков и купцов. Так, в 1798 г. аргентинские помещики (асендадо) в меморандуме испанской короне заявляли, что земли в долине реки Ла-Платы способны в случае необходимости прокормить не только Испанию, но и большую часть Европы. Но что же тогда оставалось делать испанским земледельцам?

Немало проблем американским колониям доставляла и внешняя политика метрополий, прежде всего Испании. Постоянное её участие в европейских конфликтах негативно отражалось на торговых отношениях Испанской Америки с Европой. Например, если в мирном 1777 г. сумма таможенных сборов в порту Буэнос-Айресдостигла 1 247 134 песо, то после начала войны с Англией в 1779 г. она упала до 195 450 песо. Предприниматели-креолы просили разрешить вести свободную торговлю хотя бы с нейтральными и союзными странами. Несмотря на вызывающие раздражение запреты, торговля колоний постепенно становилась ориентированной на более развитые государства. В 1826 г. США ввезли на Кубу товаров на сумму 6 132 432 песо, тогда как Испания — только на 1 992 689 песо.

Таким образом, война за независимость (революция) колоний стала следствием бурного роста в них товарного производства, а также результатом политики метрополий и внешнего давления на колонии со стороны передовых стран и контролируемого ими мирового рынка.

Начало революции

Уже в последние десятилетия XVIII в. сепаратистские настроения были широко распространены в среде креольской буржуазии. Правда, большинство заговоров терпели неудачу: они были плохо продуманы, а заговорщики — малочисленны. Поэтому креолы изо всех сил стремились заручиться поддержкой низового населения. Местные либеральные публицисты широко пропагандировали креольско-индейско-негритянское братство против испанской короны. В памфлете, изданном в 1809 г. в городе Монтеагудо, устами последнего Инки Атауальпы обличались злодеяния, совершённые испанцами против индейцев. Примечательно, что в перечень «чёрных пятен истории» были включены запреты на создание мануфактур, торговые монополии и другие ограничения, затрагивавшие не индейцев, а креольских купцов.

Акт о провозглашении независимости Чили. Около 1825 г.
Акт о провозглашении независимости Чили. Около 1825 г.

Поворотным пунктом в судьбе колоний стал военный крах метрополий. В 1808 г. Испания и Португалия были оккупированы наполеоновскими. Испанского короля Фердинанда VII увезли во Францию. Королевский двор Португалии в последний момент успел бежать в Рио-де-Жанейро.

25 мая 1810 г. была создана Верховная правительственная хунта вице-королевства Рио-де-ла-Плата, занимавшего территории современной Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии. Дабы придать своим действиям легитимность и апеллировать к верховной власти против вице-короля, хунта формально действовала от имени короля Испании Фердинанда, но фактически была самостоятельна. Власть оказалась в руках зажиточных землевладельцев, торговцев и обслуживавшей их верхушки городской буржуазии (адвокатов, чиновников, врачей и др.). В основу идеологии нового режима легли принципы политического и экономического либерализма. Почти сразу же последовала череда либеральных экономических и политических реформ. Была провозглашена свобода торговли со всеми странами (прежде всего с Англией), недра страны были предоставлены для разработки иностранным промышленникам. Несколько позднее, в 1827 г., отменён государственный контроль над ценами на продукты питания. Было ликвидировано церковное и монастырское землевладение, а земли Церкви пошли с молотка.

В 1811 г. индейцев формально уравняли в правах с остальным населением страны. Одновременно власти начали наступление на индейскую общину, практикуя передачу каждому общиннику в частную собственность его общинного надела. Эти земли были взяты под защиту короля. Но часть общинных земель пустили с молотка, и они попали в руки помещиков (латифундистов). Невозделанные государственные земли тоже стали приватизироваться. Всё это положило начало длительной войне против кочевавших там индейских племён. Война шла до 1880-х гг. и сопровождалась геноцидом индейского населения, который осуществляли войска Соединённых Штатов Рио-де-ла-Платы (это название восставшие колонии приняли после провозглашения независимости 9 июля 1816 г.), а затем и Аргентины. Было убито более 200 тыс. индейцев. Ещё в 1833 г. Чарлз Дарвин, совершавший путешествие по Аргентине во время похода в пустыню губернатора Хуана Мануэля Росаса, с ужасом писал: «Мне кажется, что никогда ещё до сих пор не существовало армии столь мерзкой и разбойничьей... Солдаты рубят всех без разбора... Кто в наше время поверит, что такие зверства могут совершаться в цивилизованной христианской стране?».

Либеральное правительство в Буэнос-Айресе приняло законодательство в защиту частной собственности. Так, каждый грабитель подлежал смертной казни. Та же участь ждала и вора, укравшего на сумму свыше 100 песо. В 1812 г. была создана специальная судебная комиссия, чтобы в кратчайшие сроки рассматривать дела по кражам и на месте вершить суд и расправу. Бродяжничество было поставлено вне закона. Пойманных бродяг отправляли на пять лет на воинскую службу. Замечательным достижением революции стало и освобождение рабов в 1813 г. Многих получивших свободу негров сразу же призывали в революционную армию. Это отчасти разрешило расовую проблему. Правда, командующий Андской армией генерал Хосе де Сан-Мартин имел обыкновение бросать чёрные батальоны в самые горячие схватки...

Креольские революционеры в соответствии с принципами либерализма проводили жёсткую грань между понятиями «население» и «народ», «человек» и «гражданин». Уже в 1815 г. Временный устав (конституция) содержал существенную оговорку: гражданство приостанавливается для тех, кто является наёмным слугой; кто не обладает собственностью либо доходной и полезной для страны профессией. По конституции 1819 г. депутатом конгресса мог быть только тот, кто владел собственностью на сумму не менее 4 тыс. песо, а сенатором — обладатель 8 тыс. песо.

Революция в Венесуэле

Революция в Южной Америке наряду с Рио-де-ла-Платой имела ещё несколько важных центров, одним из которых была Венесуэла на северо-востоке континента. В Венесуэле 19 апреля 1810 г., после нескольких безуспешных попыток, креольские революционеры-олигархи смогли захватить власть, отстранив от управления испанскую колониальную администрацию. Все мятежники принадлежали к знатнейшим и богатейшим семьям колонии, ведущим свою родословную от первых конкистадоров.

X. Ловера. Отстранение испанской администрации от управления Венесуэлой 19 апреля 1810 г.
X. Ловера. Отстранение испанской администрации от управления Венесуэлой 19 апреля 1810 г.

Реформы, проведённые в Венесуэле и Новой Гранаде, где также победила революция под лозунгом защиты Фердинада VII, мало отличались от либеральных реформ в Буэнос-Айресе. Однако претворение их в жизнь имело для революции роковые последствия.

Попытка правительства поставить под свой контроль льяносы (прерии) провинции Каракас вызвала восстание местных жителей. Они привыкли жить за счёт охоты на ничейный, одичавший скот, а теперь не могли передвигаться по льяносам без документов. Вся территория прерий делилась между латифундистами, пасшийся там скот становился их частной собственностью, покушение на которую каралось смертью или долгими годами тюрьмы. Революционеры также отказались освободить негров. Если на юге континента плантаций почти не было, то на севере рабовладельческое хозяйство играло заметную роль в экономике. Естественно, либералы-латифундисты не были врагами себе.

Когда в марте 1815 г. из Испании (после освобождения страны от Наполеона) в Южную Америку прибыл 10- тысячный корпус под командованием П. Морильо, гражданская война в Венесуэле в целом была уже закончена. Революционный режим пал под напором восстаний жителей льяносов и негров. Вольные скотоводы и рабы сражались за «доброго» испанского короля, который был далеко, против республики местных господ, чья палка была гораздо ближе. В результате гражданской войны в стране погибло до 100 тыс. человек (10% населения). Затем испанские войска были переброшены в Новую Гранаду, где при помощи индейцев справились с сепаратистами, расстреляв 125 представителей креольской верхушки.

Война Боливара

И всё-таки, несмотря на военные успехи, испанское владычество в Южной Америке доживало свои последние дни. Креольская верхушка не могла смириться с колониальным статусом страны. Этому стремлению сочувствовала и иностранная буржуазия, желавшая видеть страну открытой для своих товаров.

X. Ловера. Портрет Симона Боливара. 1827 г.
X. Ловера. Портрет Симона Боливара. 1827 г.

Борьбу за независимость возглавил выходец из знатной семьи венесуэльских плантаторов Симон Боливар (1783—1830). Начиная с 1812 г. в течение ряда лет он с переменным успехом вёл жестокую войну против испанцев и поддержавших их пастухов из льяносов. За взятие в августе 1813 г. Каракаса он был прозван Освободителем. Всего за свою жизнь он провёл более 400 сражений. Первоначально Боливар стремился посеять ужас в сердцах своих врагов. В ответ на истребление сторонников независимости испанцами и их союзниками Боливар приказал умертвить всех пленных, чтобы оба лагеря оказались разъединены «кровавой рекой». Но позднее Освободитель понял, что разумная социальная политика принесёт больше результатов, чем террор. В 1816 г. Боливар провозгласил отмену рабства в Венесуэле, а в 1817 г. каждому солдату повстанческой армии был обещан земельный надел. После этого удача стала всё чаще склоняться на сторону повстанцев, а число приверженцев испанского правления неуклонно уменьшалось. В 1816 г. Национальное собрание провозгласило Венесуэлу «единой и неделимой» республикой, а 7 марта Боливар стал её президентом. В мае 1817 г. Боливар овладел городом Ангостура и поднял против Испании всю Испанскую Гвиану.

Решающий перелом в войне в пользу повстанцев наступил в 1819 г., когда Боливар провёл свою небольшую армию через считавшиеся непроходимыми Анды и внезапно атаковал испанские войска на территории Новой Гранады. 7 августа 1819 г. он выиграл решающее сражение при реке Бойака (современная Колумбия). 1600 испанских солдат и офицеров попали в плен. Исход боя решили английские наёмники — завербованные Боливаром ветераны Наполеоновских войн.

10 июля 1819 г. Боливар вошёл в столицу Новой Гранады Санта-Фе-де-Боготу и провозгласил объединение Новой Гранады с Венесуэлой в одно государство — «Великую Республику Колумбия».

Памятник Хосе де Сан-Мартину. Буэнос-Айрес. Аргентина
Памятник Хосе де Сан-Мартину. Буэнос-Айрес. Аргентина

С 1820 г. благодаря вспыхнувшей в Испании революции дело освобождения испанских колоний пошло очень быстро. Испанцы терпели одно поражение за другим. Боливар постепенно овладел Меридой, Трухильо, Санта-Мартой и нанёс решительное поражение испанцам при Кара-бобо (24 августа 1821 г.).

Война против испанского владычества в Латинской Америке шла сразу на нескольких фронтах. В то время как Боливар действовал на севере Южно-Американского континента, с юга наступали войска Объединённых провинций Ла-Платы под командованием Хосе де Сан-Мартина.

Сын капитана испанской армии, Хосе де Сан-Мартин (1778—1850) был ещё одним выдающимся героем борьбы за освобождение Латинской Америки из-под власти Испании. В молодости он служил в испанских королевских войсках в Европе и участвовал в Наполеоновских войнах. В 1812 г. вернулся на родину, где его как профессионального военного приняли с распростёртыми объятиями. В скором времени ему было поручено формирование новой Андской армии для борьбы с силами испанцев. Сан-Мартин разбил испанцев в Чили и успешно продвигался к столице Перу Лиме. 27 июля 1822 г. состоялось знаменитое свидание Боливара с Сан-Мартином в местечке Гуаякиль в Эквадоре. В результате беседы двух полководцев Сан-Мартин отступил на юг, а затем и вовсе оставил политическую деятельность. Почему так случилось? Никто не может ответить на этот вопрос. Революционеры говорили с глазу на глаз.

М. Товар-и-Товар. Битва при Карабобо. Фрагмент росписи Капитолия. Каракас. Венесуэла
М. Товар-и-Товар. Битва при Карабобо. Фрагмент росписи Капитолия. Каракас. Венесуэла

В ноябре 1823 г. повстанцы овладели портом и крепостью Пуэрто-Кабельо (сегодня это северо-запад Венесуэлы) и испанцы были изгнаны с территории Колумбии. Боливар, уполномоченный национальным конгрессом, вступил в Перу и 1 сентября 1823 г. сделался диктатором этой страны. В 1824 г. он разбил испанцев, успевших снова захватить Лиму, и заставил их капитулировать после побед его друга генерала Антонио Хосе де Сукре при Аякучо (8 декабря 1824 г.) и Тумурле (1 апреля 1825 г.).

Крах планов объединения континента

Боливар и его соратники мечтали о едином латиноамериканском государстве, наподобие США. К концу войны за независимость контуры будущей конфедерации приобрели отчётливые очертания. В 1821 г. Боливар стал президентом нового независимого государства — Великая Колумбия, в состав которого вошли бывшие вице-королевство Новая Гранада, генерал-капитанство Венесуэла и пока остававшаяся под контролем испанцев провинция Кито (здесь власть повстанцев укрепилась лишь на следующий год). В 1824 г. он получил пост верховного диктатора Перу, а в 1826 г. — пожизненного президента Боливии (бывшего Верхнего Перу). В этот период и другие страны Латинской Америки демонстрировали тенденцию к консолидации. В июне — июле 1826 г. в городе Панама прошёл объединительный конгресс, в работе которого приняли участие представители Колумбии, Перу, Боливии, Мексики и Соединённых провинций Центральной Америки. Конгресс подписал договор «О постоянном союзе, лиге и конфедерации». Он устанавливал размеры вооружённых сил, которые страны — участники конфедерации должны были выделить на нужды совместной обороны. Там же оговаривались вопросы общего гражданства для всех жителей бывших испанских колоний, порядок разрешения территориальных споров между новыми республиками, ликвидация работорговли и другие вопросы.

Церковь в Кукуте (Колумбия)
Церковь в Кукуте (Колумбия), где в 1821 г. заседал конституционный конгресс Великой Колумбии, избравший президентом республики Симона Боливара

Но конференция в Панаме оказалась наивысшей точкой процесса объединения континента. Очень быстро в странах Латинской Америки возобладали центробежные силы. Сначала Боливар был низложен в Перу, где президентом стал генерал Ла-Мар. В 1828 г. в Боливии свергнули соратника Боливара и победителя в битве при Аякучо маршала Сукре. Президентом Боливии был избран Андрес де Санта-Крус. Для поддержки независимости страны от Колумбии на её территорию вступили перуанские войска. Это послужило одним из поводов к колумбийско-перуанской войне 1828—1830 гг. И хотя Великая Колумбия войну выиграла, затраченные на это усилия способствовали её собственному распаду на три республики: Венесуэлу во главе с президентом X. А. Паэсом, Эквадор с президентом X. X. Флоресом и Новую Гранаду. Против Боливара, правившего этой страной, зрел один заговор за другим, в результате чего в 1830 г. он подал в отставку с поста президента и удалился в поместье Сан-Педро-де-Алессандрино близ Санта-Марты, где вскоре умер. Перед смертью он заявил: «Америка неуправляема. Те, кто служит революции, пашут море».

Волна сепаратизма накрыла и другие регионы бывшей Испанской Америки. От бывшего вице-королевства Рио-де-ла-Плата отделились Парагвай (в 1811 г.), Аргентина (в 1816 г.), Боливия (в 1825 г.) и Уругвай, бывший Восточный Берег (в 1828 г). В 1823 г. из состава Мексиканской империи вышли Соединённые провинции Центральной Америки, которые позже распались на Гватемалу, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рику. В 1844 г. из состава Гаити вышло бывшее испанское владение Санто-Доминго, создавшее Доминиканскую Республику. Потерпела крах попытка объединить в конфедерацию Перу и Боливию (1836—1839 гг.). Наконец, в 1903 г. из состава Колумбии, не без помощи США, выделилась в самостоятельное государство Панама.

Цивилизация и варварство

Почему же странам Латинской Америки не удалось объединиться в федерацию наподобие США? Долгое время историкам причина этого виделась в каудильизме — противостоянии интересов группировок латифундистов, возглавляемых каудильо (исп. «предводитель»).

Но есть и другая точка зрения. Возможно, проблема была прежде всего в политике правящих кругов Латинской Америки, которую в 1845 г. аргентинец Д. Ф. Сармьенто назвал противостоянием цивилизации и варварства. Под цивилизацией либералы понимали не цивилизацию вообще, а именно ту её форму, которая сложилась в протестантской Западной Европе и в США. Эта форма ассоциировалась с рыночной экономикой, гражданским обществом, правовым государством и идеологией либерализма. Колониальная цивилизация Испанской Америки, синтезировавшая в себе иберийские, индейские и негритянские культурные начала, была объявлена варварством, подлежащим уничтожению.

Либералы-революционеры, ещё недавно воспевавшие культуру индейцев, заговорили теперь о природной глупости и лени коренных обитателей Америки. В то же время они демонстрировали восхищение по отношению ко всему англосаксонскому, начиная с одежды и до системы обучения в начальных школах. Они прилагали огромные усилия для привлечения иммигрантов из «цивилизованных стран» — Англии, США, Германии, Голландии, Швейцарии: бесплатно наделяли переселенцев землёй, зачастую отнятой у местных «варваров». Всё это вызвало рост взаимного отторжения верхов и низов.

Либерализация внешней торговли больно ударила по провинциальным латифундистам и владельцам мануфактур. Местные органы власти вводили ограничительные пошлины на импорт, что породило конфликты с правительствами молодых республик. Когда же центральная власть пыталась силой остановить «парад суверенитетов», она сталкивалась с местным ополчением, которым руководили каудильо из среды латифундистов, поддерживаемым населением провинций.

Автор: Артём Кирпичёнок




Поделиться ссылкой