Реформация в Германии

К началу XVI столетия население Германии превысило 13 млн человек. Из них около 2 млн жили в городах, где бурно развивалась промышленность — горное дело, обработка металлов, текстильные мануфактуры, книгопечатание. Германские ткани пользовались большим спросом на ярмарках в Шампани, в швейцарских кантонах и в Нидерландах. Правда, экономическое развитие Германии шло неравномерно. Более развитыми были районы на юге и западе страны, север и восток заметно отставали.

Г. Вертингер. Сентябрь — сбор плодов, пахота и боронование. 1530 г.
Г. Вертингер. Сентябрь — сбор плодов, пахота и боронование. 1530 г.

Социальные отношения в стране можно было охарактеризовать словами немецкого мыслителя Фридриха Энгельса: «Каждое сословье стояло поперёк дороги другому и находилось то в скрытой, то в открытой борьбе со всеми остальными». Владетельные князья стремились стать независимыми правителями и выступали против попыток императора Священной Римской империи покуситься на их прерогативы (см. статью «Империя Карла V»). Они жадно смотрели на обширные и богатые церковные земли. Города выступали за автономию от княжеской власти и требовали «дешёвой» Церкви. Крестьянство подвергалось эксплуатации со стороны духовных и светских феодалов.

Мануфактура — одна из ранних форм капиталистической организации промышленности, при которой сохраняется ремесленная техника, но производство у ж е основано на кооперации и техническом разделении труда среди рабочих.

Идеологическое брожение

Духовное и политическое брожение рано или поздно должно было привести к кризису. Человеком, который дал толчок событиям, стал профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483— 1546).

Предки Лютера были крестьянами. Но его отец сумел упорным трудом выбиться в сословие бюргеров. Своего одарённого сына Ганс Лютер видел юристом, возможно, советником одного из немецких князей. Молодой Мартин поступил в Эрфуртский университет. Но вскоре он пережил глубокий душевный кризис и решил уйти в монастырь. По преданию, Лютер пообещал посвятить себя Богу, после того как чудом спасся во время страшной грозы. Впрочем, несколько лет послушничества в августинском монастыре не отвратили его от учёных занятий. Он стал доктором богословия и преподавателем в Виттенбергском университете.

А. Кранах Старший. Портрет Ганса Лютера. 1527 г.
А. Кранах Старший. Портрет Ганса Лютера. 1527 г.
Л. Кранах Старший. Портрет Маргареты Лютер (матери реформатора. 1527 г.
Л. Кранах Старший. Портрет Маргареты Лютер. 1527 г.

Августинцы — неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов Римско-католической церкви, руководствующихся уставом, который приписывается святому Августину.

Изучая труды отцов Церкви, и прежде всего Блаженного Августина, Лютер пришёл к выводу: добрых дел недостаточно, чтобы очиститься от греха и спастись. Только вера ведёт к спасению души. Если есть вера — добрые дела появятся сами собой, если веры нет — они не могут быть добрыми, а если и кажутся таковыми, так это пустая видимость. Несмотря на всю спорность этого тезиса с точки зрения тогдашней католической доктрины, Мартин Лютер спокойно отстаивал, обсуждал и пропагандировал его в переписке с ведущими интеллектуалами эпохи. Проблемы возникли лишь тогда, когда Лютер попытался приложить свои принципы к повседневной жизни.

В 1505 г. Папа Юлий II обратился к христианскому миру с призывом поддержать строительство собора Святого Петра в Риме. Средства для этого предполагалось получить от продажи индульгенций.

Индульгенция — это письменное свидетельство об отпущении грехов, данное Папой «на предъявителя». Подобные справки появились ещё в XIII в., но окончательно этот институт оформился в XV в. Поскольку Пана сам не мог отпускать грехи всем желающим, то индульгенции с папской печатью распространяли специальные агенты — потому в них и не указывалось имя кающегося. В индульгенции были названы грех, в котором раскаивался человек, — формально искреннее раскаяние считалось обязательным — и сумма, которую надо было уплатить; предполагалось, что деньги пойдут на богоугодные дела. Можно было купить индульгенцию до совершения греха. Эти грамоты превращались в ценные бумаги и стали объектом финансовых спекуляций.

В 1517 г. в Германию прибыл доминиканец Иоганн Тецель в сопровождении агента торгового дома Фуггеров. Это был талантливый коммивояжёр. «Наконец-то я уверен в твоём спасении, — говорил он, продавая свой товар, — наконец-то мне не надо больше молиться за тебя и натирать мозоли на коленях». Зажиточные матроны буквально рвали индульгенции из его рук. Ещё бы: отпущение грехов для мирянина, убившего священника в сане не ниже епископа, стоило от 7 до 10 гроссов, святотатство было оценено в 9 гроссов, колдовство — в 6, убийство отца или матери — в 5 гроссов, а братоубийство — в 4. Но многие, и Мартин Лютер в их числе, были шокированы цинизмом подобной торговли.

Гросс — широко распространённая с XIII в. в Европе серебряная монета. В начале XIV в. гросс был равен 1/10 золотого дуката (примерная стоимость ночлега для путника и стойла для его коня).

31 октября 1517 г. Лютер публично огласил 95 тезисов против продажи индульгенций. Легенда гласит, что он прибил свиток с ними к дверям университетской церкви в Виттенберге — там доныне висит копия этого документа. Лютер утверждал, что покаяние — это не одноразовый акт по требованию заезжего попа, а внутренний процесс, происходящий в течение всей жизни христианина. Церковь не может освободить ни от каких небесных кар. Лютера удивил и тот факт, что Папа, который «богаче Крёза», не строит собор на свои средства, а жаждет денег «бедных верующих». Эта публичная декларация вызвала широкий отклик по всей Германии. Немало образованных людей, дворяне, священники поддержали выступление профессора из Виттенберга. Зато папский двор пришёл в ярость. Было затронуто самое святое — церковная казна! Прочитав тезисы Лютера, Тецедь заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошёл на костёр». Но Лютер, чувствуя за собой поддержку сильных мира сего, напротив, всё больше втягивался в борьбу. Многим князьям не нравилось, что немецкое золото уплывает в Рим!

На первых порах Лютер стремился не к расколу; а к реформе Церкви. Это признавали даже в Риме, который был плохо подготовлен к борьбе с новой ересью. В секретариате Папы Льва X (1474—1521, Папа с 1513 г.) образованные молодые священники откровенно смеялись над «сказкой про Иисуса» и зачитывались циничными рассуждениями Никколо Макиавелли (см. статью «Эпоха Возрождения? Новое время? Незаконный феодализм!») о механике властвования. Они видели силу Церкви не только и не столько в её возможности влиять на умы, сколько в реальной политической власти и хозяйственном могуществе.

Келья в августинском монастыре в Эрфурте, где жил Мартин Лютер.
Келья в августинском монастыре в Эрфурте, где жил Мартин Лютер.

В 1520 г. Лютер был отлучён от Церкви, но к тому времени он чувствовал себя уже достаточно сильным, чтобы публично сжечь папскую буллу (грамоту) об отлучении. В апреле 1521 г. Лютер явился на заседание рейхстага в Вормс. Ещё совсем недавно подобный визит закончился костром для чешского проповедника Яна Гуса.

Рейхстаг (имперский сейм) — общеимперское собрание представителей сословий в Священной Римской империи с XII в. до 1806 г.

Но времена изменились. Заручившись поддержкой влиятельного курфюрста Фридриха Саксонского, во владениях которого находился и Виттенбергский университет, Лютер осмелился держать речь перед императором Карлом V. Последний отнюдь не был религиозным фанатиком и сам посмеивался над «римскими суевериями». К тому же император всю жизнь боролся с папами за политический контроль над Северной Италией. Но Карл считал выгодным для себя требовать покорности «апостольской кафедре» в немецких землях. В проповеди Лютера против власти Папы он увидел покушение на авторитет всякой «Богом установленной власти».

Лютер публично сжигает книги по церковному праву и папскую буллу в Виттенберге 10 декабря 1520 года
Лютер публично сжигает книги по церковному праву и папскую буллу в Виттенберге 10 декабря 1520 года. Гравюра из «Истории святых свидетелей Господних» Людвига Рабуса. 1557 г.

На предложение отречься от своих взглядов Лютер ответил: «Если я не буду убеждён свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни Папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили сами себе, — если таким образом мою совесть не свяжут (Ловом Божиим, то я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне Бог!». После рейхстага он счастливо избежал ареста и укрылся во владениях курфюрста Фридриха Саксонского. Побег Лютера был обставлен как похищение, что породило слухи, будто зачинателя Реформации убили враги. По стране распространялись его портреты с нимбом. Поговаривали и о том, что церковники распяли его на кресте... В это самое время Лютер спокойно работал в Вартбургском замке.

Реформация (от лат. reformatio — «преобразование», «исправление») зародилась в XVI в. Это широкое религиозное и общественно-политическое движение выступило против Католической церкви и её учения. Со временем Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком, буквальном смысле Реформация — проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

В ходе полемики с Церковью доктрина Лютера облекалась во всё более ясные и чёткие формулировки. Но сущность лютеранства была изложена не самим Мартином Лютером, а его учеником Филиппом Меланхтоном в так называемом Аугсбургском исповедании, представленном в 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге императору Карлу V (см. статью «Империя Карла V»).

Лютер на Вормском сейме перед императором Карлом V в апреле 1521 г. Гравюра. XVI в.
Лютер на Вормском сейме перед императором Карлом V в апреле 1521 г. Гравюра. XVI в.

Кредо (Символ веры) Лютера в самом кратком изложении звучало так: только вера делает человека праведником, единственный источник веры — Священное Писание, которое каждый верующий может свободно толковать. Лютер отрицал все католические таинства, за исключением крещения и причащения. Он также выступал против культа Девы Марии и святых. По его мнению, чистилища не существовало, обет безбрачия для священников был не обязателен, а в религиозных орденах и монастырях не было никакой нужды.

Лютер оставил после себя богатейшее литературное наследие. Он был одним из первых писателей, творивших не на латыни, а па родном языке. Скрываясь от гонителей, он создал первый немецкий перевод Библии.

Легенда гласит, что однажды сам дьявол явился к Лютеру, дабы помешать мыслителю работать. Но мракоборец не растерялся и метнул в нечистого чернильницу, заставив дьявола ретироваться. Возможно, в основе этой легенды лежит неправильно истолкованная фраза Лютера, что он «отогнал чёрта чернилами».

Скоро немецкие князья осознали выгоды, которые несёт им новое вероисповедание. Лютер выступал за то, чтобы духовная власть была подчинена светской, и ставил под вопрос право Церкви владеть её огромной собственностью. Признание лютеранства в качестве истинной веры открывало путь к невиданным захватам церковного имущества в пользу вечно нуждавшихся в средствах князей. Утверждение Лютера о приоритете светской власти над духовной означало также и господство над душами подданных: местный князь одновременно становился и главой государственной Церкви. Правда, когда в 1542 г. Лютер это понял, он написал: «Сатана продолжает быть сатаной; при Папе он превратил Церковь в государство, а теперь хочет государство превратить в Церковь». Наконец, лютеранство способствовало более эффективному противодействию властным притязаниям императора Священной Римской империи, которые основывались не только на исторической, но и на религиозной католической традиции.

На сейме в Шпейере 1529 г. император Карл V попытался прийти к компромиссу с лютеранскими князьями. Он согласился на исповедование новой веры в пределах отдельных княжеств, но выступил категорически против лютеранского прозелитизма (распространения новой веры). Достичь успеха ему не удалось.

А. Дюрер. Филипп Меланхтон. Гравюра. 1 526 г
А. Дюрер. Филипп Меланхтон. Гравюра. 1526 г

Первым принял лютеранство покровитель Лютера курфюрст Фридрих Саксонский. Его примеру последовали ландграф Гессенский, курфюрст Бранденбургский и... великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Старший Гогенцоллерн. Последний отказался от духовного сана и в 1525 г. преобразовал земли ордена в наследственное светское герцогство Пруссию, находившееся в вассальной зависимости от Польши.

Л. Кранах. Проповедь Мартина Лютера. Нижня я часть заалтарного украшения. Церковь Святой Марии. Виттенберг.
Л. Кранах. Проповедь Мартина Лютера. Церковь Святой Марии. Виттенберг.

Несогласные с императором сторонники Реформации из числа членов рейхстага — пятеро князей и представители 14 вольных имперских городов — подали ему протест против такого решения. Они заявили, что, будучи верными подданными империи, готовы выполнять все другие постановления этого рейхстага и повеления императора (там обсуждались не только религиозные дела) — воевать ли с турками или Францией, — но в делах совести никто не может никого принуждать, и здесь принцип большинства не действует: каждый выбирает свою веру сам. Именно от этого протеста сторонники Реформации получили название протестантов. Он знаменовал требование свободы совести, утверждал право личного выбора, т. е. решительно порывал с присущими Средневековью представлениями.

Князья и лютеранские города объединились в Шмалькальденскую лигу и выступили против императора. В Германии началась затяжная война. Это была первая религиозная война Нового времени. Политические интересы сторон — князей и императора — были настолько очевидны, что лексика религиозного конфликта не могла их скрыть. Князья стремились закрепить за собой собственность, конфискованную ими у Церкви, и ослабить политическое влияние императора. Карл V желал навязать августейшим еретикам свою политическую волю по принципу «один Бог, одна империя, один император». На первом этапе войны (так называемой Первой Шмалькальденской 1546—1548 гг.) император нанёс поражение Шмалькальденской лиге. Но затем на помощь еретикам-лютеранам пришёл французский король Генрих II. Распущенный после Первой Шмалькальденской войны одноимённый союз был восстановлен. Началась Вторая Шмалькальденская война 1552 — 1553 гг. Войска императора потерпели поражение при Инсбруке в 1552 г., сам император, тяжело больной, еле смог на носилках покинуть город. Правда, позднее он отчасти восстановил своё положение, внеся раздор в ряды шмалькальденцев. Но победить Реформацию он всё же не сумел.

Шмалькальден — город в Тюрингии, где был заключён союз между лютеранами против Карла V.
Тициан. Император Карл V в битве при Мюльберге. 1548 г.
Тициан. Император Карл V в битве при Мюльберге. 1548 г.

Не в силах сломить сопротивление князей, Карл V был вынужден в 1555 г. подписать Аугсбургский мир. Основным принципом этого соглашения стала формула «чья власть, того и вера». Это означало, что каждый правитель имел право навязывать подданным своё вероисповедание. Если герцог лютеранин, то и подданные должны стать лютеранами. Если герцог католик, то жители его герцогства оставались в старой вере. Английский историк Г. Кеймен так писал об этом соглашении: «Главная черта Аугсбургского мира — он был соглашением между германскими самодержавными монархами. Веротерпимость не распространялась ни на кого, кроме князей, которым была предоставлена свобода искоренять значительную часть своих подданных, отказавшихся признать религию, предписанную им государством».

Возникает вопрос, как европейцы XVI в. могли идти на вопиющую сделку с совестью, меняя веру по прихоти своего правителя? Ведь они, в отличие от многих циничных феодалов и королей, в массе своей были религиозными людьми. Может быть, это произошло потому, что основная часть крестьянского населения и сельского духовенства лишь поверхностно представляли себе различия между старой и новой верой, которые к тому же на первых порах были невелики. Но ситуация в городах была более сложной. Образованные круги прекрасно понимали важность происходящих изменений. Если дворяне и купечество изменяли свою веру вместе с курфюрстом, это была демонстрация лояльности к власти. Принадлежность к альтернативной вере являла собой признак политической оппозиции. Это объясняет продолжавшиеся почти 100 лет (до 1648 г.) религиозные войны и гонения на протестантов в католических странах (в протестантских государствах гонениям подвергались католики).

Экземпляр Библии в переводе Лютера. 1534 г.
Экземпляр Библии в переводе Лютера. 1534 г.

Народная реформация

До Лютера громадное большинство обитателей Европы не читало латинского текста Писания, ибо не владело латынью. О том, что там написано, люди, как правило, узнавали от католических священников. Изучение Библии считалось подобающим лишь для духовного сословия. Читающий Писание простолюдин мог быть заподозрен в ереси. Переводя Библию на немецкий язык, Лютер рассчитывал привлечь на сторону своего учения новых верующих. Но угнетённые массы восприняли Библию как острую социальную критику существующего положения вещей. Появилось множество вероучителей, толковавших текст Писания оригинально, иногда произвольно. Самым массовым и известным направлением народного протестантизма стал анабаптизм, или «перекрещенчество» (от греч. «анабаптизо» — «вновь погружаю»). Анабаптисты выступали против крещения младенцев, считая, что истинную силу может иметь лишь крещение, совершённое по собственной воле. Впрочем, это был, пожалуй, единственный вопрос, по которому анабаптисты соглашались между собой. Должна ли существовать единая Церковь, или её нужно заменить множеством малых независимых общин? Кто возглавит христиан — священники, выборные пасторы, вожди-пророки? Нужны ли верующим храмы? Общего мнения по этим вопросам не было.

У анабаптистов имелись свои теологи-интеллектуалы. Но по большей части перекрещенцы составляли маленькие секты, кочевавшие по стране и проповедовавшие свои оригинальные учения.

И виттенбергских реформаторов, и добрых католиков объединяло неприятие радикальных сектантов. В перекрещенцах они обоснованно видели как возрождение старых неистреблённых ересей Европы, так и угрозу идейному господству правящего класса, к которому принадлежали и католическая, и лютеранская верхушка.

Карикатуры на монаха и Папу Римского
Карикатуры на монаха и Папу Римского. Гравюры Л. Кранаха Старшего из памфлета, написанного Лютером и Меланхтоном: «Из двух чудных монстров можно узнать осла Папу... и корову монаха». Женева. 1557 г.

В отличие от последователей Лютера для анабаптистов важнейшей книгой было Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Многие полагали, что конец света не за горами, ибо гг а Земле уже настало царство Антихриста (в лице Римского Папы).

Анабаптисты отрицали государство и частную собственность. Некоторые выступали за общественные отношения, основанные на самоуправляемых общинах и совместном владении имуществом. Отрицание анабаптистами установленного порядка привело к тому, что их учение стало идеологией Великой крестьянской войны.

Крестьянская война

В июне 1524 г. в ландграфстве Штюлинген вспыхнуло восстание, которое принято считать началом Великой крестьянской войны. Повстанцы из различных деревень и местечек объединились в крупные отряды по несколько тысяч человек. Все решения они принимали на общих сходках. Целые графства и баронства отказывались от несения феодальных повинностей. Города, оказавшиеся в зоне восстания, должны были либо присоединиться к крестьянам, либо разоружиться и дать клятву о нейтралитете. Княжеские и епископские резиденции уничтожались. Имущество монастырей крестьяне делили между собой.

Сожжение анабаптистов в Зальцбурге в 1528 г. Гравюра
Сожжение анабаптистов в Зальцбурге в 1528 г. Гравюра

К осени 1524 г. крестьянские армии представляли собой могучую силу. Южногерманские дворяне спасались от них бегством. Их воля к сопротивлению была парализована, шла молва, что бунт крестьян — это «Божья кара».

Крестьяне и сами считали себя орудием «Божьего суда над злом», силой, низвергающей греховный порядок. Они полагали, что после их победы Благодать сойдёт на землю и потечёт совсем другое время (иными словами, наступит конец света и Царствие Небесное). Почва станет сказочно плодородной, леса наполнятся дичью, на лугах вырастет хлеб. В ожидании апокалипсиса крестьяне выпускали воду из прудов, чтобы выловить рыбу, забивали стада скота.

Хроника 1525 г. рассказывает о «жестоком, ужасном и бесчеловечном восстании крестьян в Тироле», лидером которого был человек «злобный, порочный, мятежный и коварный». Требования крестьян не могли не вызвать возмущения просвещённого хрониста. Крестьяне добивались отмены правовых привилегий духовенства и дворянства, открытия университета, свободного выбора судей и присяжных, превращения монастырей в больницы и приюты, «честных цен» на продовольствие и общественного контроля над рудниками. В других регионах крестьяне требовали упразднения так называемых новшеств, т. е. крепостнических повинностей, введённых господами в последние десятилетия. Как пишет современный американский историк Теодор Шанин, «в наше время научились не произносить вслух столь детальные требования крестьянских вожаков из-за вполне обоснованного подозрения, что те могут звучать для некоторых читателей как привлекательные, разумные и даже удивительно мягкие».

Движение «Башмака». Гравюра
Движение «Башмака». Гравюра

Несмотря на внушительные масштабы движения и первоначальные успехи, крестьяне-повстанцы допустили ряд ошибок. Повстанческие отряды, даже самые крупные — «Чёрный», «Светлый» и «Лучезарный», не выходили за пределы родных мест. По окончании активных боевых действий крестьяне расходились по домам на полевые работы. Кроме того, простолюдины с уважением относились к «клятвам» и «гарантиям» власть имущих. Чтобы выиграть время, князья торжественно обещали повстанцам удовлетворить их требования, а тем временем копили силы для ответного удара. Под Ульмом было сформировано карательное войско Трухзеса фон Вальдбурга, под Лейпцигом — отряды рейтар (тяжёлых кавалеристов) под командованием герцога Георга Саксонского.

После того как вспыхнуло крестьянское восстание, католические прелаты торжествовали — вот она, ваша хвалёная Реформация! Оппонент Лютера Иоганн Экк немедленно проклял бунтовщиков и призвал к расправе над ними. Германские князья требовали от Лютера осудить мятеж. Отец германской Реформации оказался в непростом положении. Он осознавал свою зависимость от аристократии, но не желал терять популярность в народе. В апреле 1525 г. он отправился в Тюрингию, дабы призвать крестьян к миру. Однако эта поездка не принесла ему славы. Лютера слушали плохо. В Штольберге ему в лицо бросили: «Княжеский угодник!». В Нордхаузене двери его комнаты вымазали дёгтем.

Фронтиспис издания «Двенадцати статей швабских крестьян»
Фронтиспис издания «Двенадцати статей швабских крестьян» (наиболее распространённой обобщённой программы требований повстанцев во время Крестьянской войны 1524— 1526 гг.). 1525 г.

Над умами немецкого простонародья господствовал другой интеллектуал, уроженец Штольберга Томас Мюнцер (1490—1525). Выходец из семьи чеканщика, он в 1507 г. поступил в Лейпцигский университет. Как и Лютер, он пережил духовный кризис и ушёл в монастырь. Мюнцер слушал лекции Лютера в Виттенберге и одобрял их, но он не стал его учеником. На взгляды Мюнцера оказали влияние идеи иохимитов (последователей Иоахима Флорского), немецких чистиков, гуситов (в 1522— 1523 гг. он посетил Прагу). Мюнцер легко находил общий язык с радикальными анабаптистами, хотя сам анабаптистом не был. Он утверждал, что «власть должна быть дана простому народу». Себя он считал новым пророком. Мюнцер стал одним из лидеров восстания в районе города Мюльхаузена, но ему не удалось превратить крестьянские толпы в организованную армию, как он того хотел. 13 мая 1525 г. под Франкенхаузеном 8 тыс. повстанцев были разгромлены войсками Георга Саксонского и Филиппа Гессенского. 6 тыс. крестьян, горняков и бюргеров остались лежать на поле боя. Мюнцер попал в плен и 27 мая был казнён после жестоких пыток. Приблизительно в тот же самый период потерпели поражение и другие крестьянские отряды.

Бюргеры — горожане в Германии, преимущественно мелкие ремесленники и торговцы.

Началась дикая расправа. За несколько недель в сражениях и карательных акциях в Германии было убито более 100 тыс. крестьян. Дворяне и их приспешники выкалывали восставшим глаза, чтобы тем было неповадно читать Библию и искать в ней Божьего права». В 1528— 1529 гг. были схвачены и казнены тысячи радикальных анабаптистов, в том числе и все известные ученики Мюнцера.

Восстание крестьян привело Мартина Лютера в неистовство. В своём памфлете «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян» он писал: «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же, как убивают бешеную собаку».

Лютер был не первым и не последним среди прислуживающих власти интеллектуалов, не стеснявшихся в эпитетах по отношению к восставшим низам. Но у него имелась особая причина для негодования. Лютер считал, что, если бы не «Мюнцер с его восстанием», все европейские элиты приняли бы Реформацию.

Памятник Томасу Мюнцеру в Мюльхаузене. Тюрингия.
Памятник Томасу Мюнцеру в Мюльхаузене. Тюрингия.

Великий художник Альбрехт Дюрер увековечил окончание Великой крестьянской войны саркастической гравюрой — проектом памятника в честь победы над восставшими. На ней изображён пронзённый господским мечом крестьянин, сидящий на колонне из молочного кувшина, вил, лопаты и других предметов сельского быта. Итоги Крестьянской войны Фридрих Энгельс описал так: «Немалое число более зажиточных средних крестьян разорилось, многие зависимые крестьяне были насильственно обращены в крепостных, были конфискованы обширные пространства общинных земель, значительное число крестьян вследствие разрушения их жилищ, опустошения их полей и общего беспорядка было обречено на бродяжничество или превратилось в городских плебеев».

Но в действительности ситуация была не столь однозначной. В Юго-Западной Германии, в центре восстания, самые жестокие формы феодальной зависимости смягчались. Зато крестьян, живших на Востоке, за Эльбой, и не участвовавших в восстании, ожидала печальная участь. С середины XVI в. их закрепостили помещики-юнкеры. Такова была цена отказа от борьбы.

Автор: Артём Кирпичёнок




Поделиться ссылкой