Религия без божества: триумфальное шествие буддизма

«Отпусти прошлое. Отпусти будущее. Отпусти настоящее. Перешедшие на более дальний берег бытия, с освобожденным от всего разумом, не подвергаются вновь рождению и смерти»
Будда

Буддизм, древнейшее религиозно-философское учение, оперирует такими понятиями, как страдание и избавление от него при помощи духовных практик. Цель буддистов — нирвана или пробуждение — состояние, в котором мир видится таким, какой он есть, и исчезают все иллюзии.

Принц Сиддхартха

По легенде, возраст которой перевалил уже за два с половиной тысячелетия, Сиддхартха Гаутама, будущий основатель буддизма, появился на свет в царской семье. Отец воспитывал его как будущего преемника и старался оградить от всех неприглядных сторон человеческой жизни, а также от религиозных учений. До 29 лет Сиддхартха жил в неге и роскоши, предаваясь удовольствиям. Но на тридцатом году он все же познакомился с реальностью и был ею шокирован.

Будда Шакьямуни на китайской гравюре X века
Будда Шакьямуни на китайской гравюре X века

Впервые в жизни принц узнал о бедности — столкнувшись с нищим, о болезнях и несовершенстве тела — увидев прокаженного, о смерти — застав похоронную процессию. Мир ужасен и полон страданий — таков был вывод Сиддхартхи. Но еще одна встреча, последняя, показала ему, что природу страданий можно познать и таким образом от нее избавиться. Это была встреча с отшельником, стремящимся к духовному очищению.

Сиддхартха тоже решил стать отшельником, ведь теперь он знал о том, каков реальный мир на самом деле, и не мог вернуться к блаженному неведению. Оставалось одно — достичь просветления, или нирваны, и выйти за пределы страданий и круга перерождений.

В священных текстах биография Будды начинается задолго до его рождения. Когда-то его душа обитала в теле ученого, который познакомился с просветленным мудрецом и тоже захотел достичь просветления. На это у него ушло несколько веков. Его рождение в теле Сиддхартхи Гаутамы было последним.

Учение о реинкарнации, или переселении душ, существовало в Индии задолго до Будды. Индусы много веков считали, что душа бессмертна и после смерти одного тела переселяется в другое, в зависимости от духовных заслуг. Добродетельная душа рождается в благородной семье, порочная и злая — в теле разбойника или даже животного. Высшей целью всех религиозных учений в Индии был выход из этого круга перерождений, для чего нужно обрести высшее состояние сознания. Будде это удалось, после чего он посвятил несколько десятков лет обучению последователей. Так были заложены основы буддизма.

Четыре благородные истины

Все учение может быть изложено в четырех формулах, определенных Буддой: есть страдание; у страдания есть причины; от них можно избавиться; существует путь, избавляющий от страданий.

Из Индии — в дальние страны

Буддизм появился на территории Индии, в VI-V веках до н. э., при жизни легендарного учителя Будды. Позже в его пределах возникло несколько течений, самая известная школа, существующая до сих пор, — Тхеравада. Она проповедует буддизм в самом консервативном, классическом виде. Еще два известных течения — Махаяна (Большая колесница) и Хинаяна (Малая колесница).

«Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований» (Е. А. Торчинов)

До начала нашей эры буддизм оставался в пределах Индии и Шри-Ланки, распространившись практически по всех их регионам. С I века он начал проникать в Китай и, более активно, в Среднюю Азию. В III веке буддистские монастыри появились в Корее, в V—VI веках — в Японии и на Тибете. Юго-Восточная Азия тоже не осталась без влияния нового философского учения — Бирма, Таиланд, Вьетнам и Камбоджа открывали буддистские школы, строили величественные храмы, посвященные Будде, здесь процветали искусства, связанные с буддизмом. В Китае возникло ответвление буддизма — чань. Перебравшись в Японию, это направление стало называться дзен.

Важное отличие буддизма от других религий — то, что в нем нет Бога-творца. Будда, основатель буддизма, не считается божеством. Поэтому буддизм часто называют философским, а не религиозным течением. Он не имеет единой религиозной организации и единого канона учения. Каждая ветвь и течение могут проповедовать буддизм по-своему.

Золотая середина

Учение Будды называют срединным путем. До того как достичь нирваны, он часть жизни провел в наслаждениях, часть—в суровой аскезе. Ни то ни другое не сделало его счастливым. И тогда он избрал третий путь: отбросил и удовольствие, и страдание, выйдя за пределы всех умственных страстей.




Поделиться ссылкой