Крестовые походы в Святую землю в 1147-1272 гг.

Обладание Святой землёй было важно не только с религиозной, но и с экономической точки зрения. По ней проходил Великий шёлковый путь, связывавший Европу с Китаем и Индией. Государства крестоносцев заняли выходы торгового пути на побережье Средиземного моря и контролировали торговлю между Востоком и Западом. Крестовые походы в Святую землю в 1147-1272 гг. противостояли захвату этих земель мусульманами.

Крестоносцы. Фрагмент миниатюры XIII в.
Крестоносцы. Фрагмент миниатюры XIII в.

Удерживая завоёванное

Первый крестовый поход расширил пропасть между католическим Западом и православным Востоком, посеяв недоверие и вражду между двумя ветвями христианства. Корыстные интересы византийских императоров и европейских государей помешали сплочению для общей борьбы с мусульманами. Христиане растратили силы на соперничество, а мусульмане окрепли и подготовились к реваншу. В 1144 г. сельджуки захватили Эдесское графство - форпост крестоносцев. Следующей потерей стал Иерусалим. Предстояла борьба за возвращение Святого города и укрепление христианского влияния на Востоке.

Второй крестовый поход 1147-1149 гг.

Целью Второго крестового похода было возвращение Эдессы, защищавшей подступы к государствам крестоносцев в Сирии и Палестине. Вдохновитель похода французский аббат Бернар Клервоский по поручению папы Евгения III призвал романтически настроенного короля Франции Людовика VII и правителя Германии Конрада III выступить против неверных. Первым в Константинополь в начале осени 1147 г. прибыл Конрад III. Мануил I Комнин, император Византии, поспешил переправить его войско в Малую Азию. Но сельджуки разбили крестоносцев, едва те перешли границы византийских владений. Конрад вернулся в Никею дожидаться Людовика, войско которого, отягощённое обозами, двигалось медленно. Из Никеи короли продолжили поход вместе, через Пергам, Смирну и Эфес. Этот путь оказался трудным, сельджуки изрядно «пощипали» войско крестоносцев. В конце 1147 г. короли отправились зимовать: Конрад - в Константинополь, Людовик - в Антиохию. Весной 1148 г. Конрад, вместо того чтоб двигаться к Эдессе, присоединился к походу иерусалимского короля Балдуина III на Дамаск. Растратив у Дамаска последние силы и не взяв город, Конрад в конце 1148 г. бесславно вернулся в Германию. Людовик не решился на самостоятельные действия, просидел в Антиохии до начала 1149 г. и тоже вернулся домой.

Изображения на миниатюрах
Изображения на миниатюрах

Потеря Иерусалима

Следующие за окончанием Второго похода 40 лет были тяжёлым временем для христиан на Востоке. Эмир Нур-эд-Дин сплотил мусульман под своей властью и, утвердившись в Эдессе и Дамаске, теснил крестоносцев. С приходом к власти Саладина положение христианских государств ухудшилось. Разбив крестоносцев при Хаттине и захватив ряд городов, Саладин добился в октябре 1087 г. сдачи Иерусалима. Под властью крестоносцев остался Тир, удержанный его правителем Конрадом Монферратским, а также Триполи и Антиохия.

Коронованные крестоносцы

Весть о падении Иерусалима докатилась до Европы к 1188 г. и вызвала приготовления к походу за возвращение Гроба Господня. Лидерами похода стали три монарха: французский король Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце, только что принявший английскую корону, и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса. Их цели были различны: Ричард искал подвигов и славы, Филипп - выгоды, и лишь Барбаросса стремился ослабить влияние Саладина и отвоевать у него палестинские земли. Опыт завоевателя Барбароссы мог обеспечить успех похода, но император погиб, едва достигнув мусульманских земель.

Фридрих Барбаросса отправляется в крестовый поход. Фрагмент миниатюры XV в.
Фридрих Барбаросса отправляется в крестовый поход. Фрагмент миниатюры XV в.

Третий крестовый поход 1189-1192 гг.

Третий крестовый поход крестоносцы начали осадой Акры. Вместо того чтоб разбить мусульман внутри страны, они решили «отщипнуть» у них Акру - ближайший к границам рыцарских владений город. Акра пала в июле 1191 г., и мусульманский гарнизон города оказался в заложниках у Ричарда Львиное Сердце. Он надеялся, что за освобождение заложников Саладин отдаст ему Иерусалим. Но этого не произошло, и тогда Ричард казнил около 2 тыс. знатных пленников. Такая жестокость вызвала ненависть к нему со стороны мусульман и осложнила его положение на Востоке. После захвата Акры Филипп II Август вернулся во Францию, и главой похода остался Ричард - отличный воин, но недальновидный полководец. Он одержал несколько побед над Саладином, продвинулся до Яффы, идя по опустошённой отступавшими мусульманами земле и занимая разрушенные ими города. Дважды Ричард подходил к Иерусалиму, но, не решаясь на штурм, отступал. Получив известия с родины, что его брат Джон посягает на английскую корону, а Филипп Август пытается присвоить его владения во Франции, Ричард в сентябре 1192 г. решил вернуться в Англию. Перемирие с Саладином вернуло крестоносцам крошечную прибрежную полосу от Тира до Яффы. Иерусалим остался в руках мусульман.

Битва при Арсуфе
Битва при Арсуфе

Четвёртый крестовый поход 1202-1204 гг.

К Четвёртому крестовому походу в 1202 г. призвал папа Иннокентий III. Лидерами похода стали французские графы Гуго Шампанский, Людовик Блуа, Балдуин Фландрский, маркиз Бонифаций Монферратский. Поход планировали начать из Египта, куда крестоносцев должны были доставить венецианские корабли. Город-государство Венеция, богатеющий за счёт морской торговли, в качестве платы за перевоз предложил крестоносцам разорить своего торгового конкурента - хорватский город Задар. Иннокентий III пытался запретить такое отклонение от маршрута и за непослушание отлучил крестоносцев от церкви.

К тому времени в Византии свергли императора Исаака Ангела, и его сын Алексей обратился к венецианцам за помощью в восстановлении отца на престоле. После захвата Задара Венеция направила крестоносцев в Константинополь, а Алексей пообещал рыцарям финансировать их поход в Египет. Крестоносцы, презрев запреты папы, двинулись на Византию. Захватив Константинополь, они вернули трон Исааку Ангелу. Но император, даже введя новые налоги, не смог расплатиться с рыцарями, а разорённые поборами византийцы снова его свергли. Крестоносцы в 1204 г. вторично взяли Константинополь и основательно разграбили великий город. Византия пала, и вместо неё крестоносцы создали Латинскую империю, посадив на трон Балдуина Фландрского. Византийцы, оттеснённые в Малую Азию, основали два государства: Никейскую империю и Трапезунд.

Взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. Миниатюра XV в.
Взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. Миниатюра XV в.
Голова Иоанна Крестителя – одна из реликвий Византии, вывезенная крестоносцами во Францию (г. Амьен) в 1204 г.
Голова Иоанна Крестителя – одна из реликвий Византии, вывезенная крестоносцами во Францию (г. Амьен) в 1204 г.

Латинская империя предоставила крестоносцам феоды во Фракии и Греции, а венецианцам - удобную гавань в Константинополе и контроль над местной торговлей. Римская церковь, надеясь воссоединить католиков и православных под своей властью, сняла отлучение с крестоносцев, и папа взял Латинскую империю под покровительство.

Проблемы Святой земли

С начала Крестовых походов прошло более 100 лет, а расширить своё влияние на Востоке христианам не удавалось. Мешала разобщённость крестоносцев, которые, действуя в своих интересах, не могли сплотиться для организованного удара по неверным. Крестоносцы отвлекались на борьбу с Византией, сделав врагом единственного возможного союзника на мусульманском Востоке. Владения крестоносцев в Святой земле были слишком малы, чтобы защищать себя без помощи извне. Для их удержания постоянно требовался приток свежих сил из Европы, и папы собирали новые Крестовые походы. Перевалочной базой крестоносцев стал о. Кипр, где правили потомки Ги де Лузиньяна под верховной властью Священной Римской империи. Возникновение Латинской империи расширило поле деятельности рыцарства на Востоке и, предоставив большие возможности для достижения богатства и славы, оттянуло рыцарей из Сирии и Палестины. Таким образом, массы людей, прибывавших на Восток, бесполезно рассеивались.

Донжон замка Колосси на о. Кипр, основанного Ги де Лузиньяном в начале XIII в.
Донжон замка Колосси на о. Кипр, основанного Ги де Лузиньяном в начале XIII в.

Пятый поход 1217-1221 гг.

Иннокентий III продолжал призывать рыцарей на войну с мусульманами. Он потребовал участия в походе Фридриха II, внука Барбароссы, которому помог получить корону Германии. Но в 1216 г. Иннокентий умер, и Фридрих отложил поход. В Пятый крестовый поход отправились отряды герцогов Леопольда VI Австрийского и Оттона Меранского, венгерского короля Андраша II и графа Вильгельма Голландского. Они решили напасть на Египет (Каирскийхалифат), под властью которого находился Иерусалим. Взяв г. Дамиетту в дельте Нила и отвергнув выгодный мир, предложенный султаном Аль-Камилем, они продолжили движение на Каир и дошли до Мансуры. Но летний разлив Нила, угрожавший затопить лагерь крестоносцев, вынудил их уйти с завоёванных территорий.    

Фридрих II. Фрагмент миниатюры XIII в.
Фридрих II. Фрагмент миниатюры XIII в.
Корона королевы Констанцы, первой супруги Фридриха II. XIII в.
Корона королевы Констанцы, первой супруги Фридриха II. XIII в.

Шестой поход 1228-1229 гг.

Шестой крестовый поход Фридрих II, уже ставший императором Священной Римской империи, организовал под давлением нового папы Григория IX. Фридрих, женившийся на наследнице иерусалимской короны, и сам был заинтересован в походе. Все завоевания должны были пополнить Иерусалимское королевство, т.е. расширить владения Фридриха. Фридрих, возглавивший французские, английские, ломбардские и германские отряды, собрался отплыть из Италии, но неожиданно заболел и отложил поход. Разгневанный папа, не считая болезнь оправданием, отлучил императора от церкви. В следующем, 1228 г. Фридрих, так и не примирившись с папой, отбыл в Сирию. Фридрих вёл не военные действия, а переговоры с султаном Аль-Камилем, предлагая ему без боя уступить Иерусалим. Для убедительности он укрепил Яффу - плацдарм для наступления на Иерусалим. Аль-Камиль уступил, и отдал не только Иерусалим, но и  Вифлеем, Назарет и весь путь от Иерусалима к Акре. Долгожданная цель была достигнута! Фридрих в 1129 г. в храме Гроба Господня возложил на себя иерусалимскую корону.

Потеря Святой земли

Большинство прибывших в Святую землю не задерживались там, а исполнив обет, возвращались в Европу. Завоёванные территории не заселялись, крестоносцы не пытались ознакомить местные народы с европейской культурой, Святая земля не колонизировалась. Крестоносцы вели себя на Востоке не как хозяева, а как временщики. При таком положении удержание Святой земли требовало постоянных усилий. Цена оказывалась слишком высокой, и потеря Святой земли была неизбежна.

Последние походы

Несогласованность действий крестоносцев на Востоке снова ослабила их влияние и вдохновила мусульман. В 1244 г. 7-тысячное войско крестоносцев потерпело сокрушительное поражение от египетского султана Эйюба. После этого султан захватил и разорил Иерусалим. На этот раз христиане навсегда потеряли Святой город. Крестоносное движение в Европе шло на спад. И, тем не менее, в 1248 г. король Франции Людовик Святой собрал Седьмой крестовый поход (1248-1254). Король захватил г. Дамиетту в Египте и продвинулся до Мансуры, следующего крупного города на пути к Каиру. Но моровая язва, вспыхнувшая в лагере крестоносцев, и ответный удар мусульман свели на нет его усилия. Людовик попал в плен и освободился, только заплатив большой выкуп и отдав все завоевания похода.

Людовик Святой в крестовом походе. Миниатюра XIV в.
Людовик Святой в крестовом походе. Миниатюра XIV в.
Корона-реликварий Людовика Святого. XIII в.
Корона-реликварий Людовика Святого. XIII в.

Монголы, вторгшись в Переднюю Азию в середине XIII в., оттянули на себя силы мусульман и на некоторое время облегчили положение крестоносцев. Разбив захватчиков мусульмане с новой силой обрушились на христиан. В 1268 г. султан Бейбарс захватил Антиохию. Христиане потеряли город, которым владели 170 лет. И тогда Людовик Святой снова принял крест и увлёк в Восьмой поход (1270 г.) своих сыновей и брата - Карла Анжуйского, сыновей английского короля Генриха III и других прославленных рыцарей. Впервые усилия крестоносцев обратились на завоевание мусульманского Туниса. Но в лагере крестоносцев под Тунисом вспыхнула эпидемия, которая унесла жизнь многих сеньоров и самого Людовика Святого. Из Туниса многие крестоносцы, желая продолжить поход, отправились в Сирию, где осталось последнее христианское государство - Триполи, а также города Акра и Тир. После ряда столкновений с войсками Бейбарса крестоносцы заключили с ним мир на 10 лет.

 

Падение Латинской империи

Власть католических императоров в Латинской империи слабела от раздоров крестоносцев и враждебности православного населения страны. Латинян теснила набиравшая силу византийская Никейская империя, и они держались на помощи венецианцев, ведущих свою торговлю через Константинополь. Никея, заручившись поддержкой торговых конкурентов Венеции - генуэзцев (жителей Генуи), захватила Константинополь. Византийский император Михаил VIII Палеолог торжественно въехал в Константинополь 15 августа 1261 г. Последний латинский император бежал во Францию. Византийская империя была восстановлена в её былом величии.

Михаил VIII Палеолог. Фреска XIII в.
Михаил VIII Палеолог. Фреска XIII в.

Конец государств крестоносцев

Интерес к Святой земле в Европе совершенно упал - европейцы больше не видели там ни выгоды, ни славы, и призывы пап к новым крестовым походам оставались без ответа. Распри между правителями христианских городов в Сирии мешали сплочению крестоносцев для отпора мусульманам. В 1285 г. сарацины начали новую атаку на города крестоносцев. В 1289 г. пал Триполи, а в 1291 г., несмотря на отчаянное сопротивление рыцарей тамплиеров и госпитальеров, пала Акра - последний оплот крестоносцев в Святой земле. Крестоносцы, в том числе и представители рыцарских орденов, сложившихся в Святой земле, переселились на Кипр. Святая земля была потеряна и, как оказалось, навсегда.

Надгробие крестоносца в соборе г. Глостера. Конец XIII в. Англия
Надгробие крестоносца в соборе г. Глостера. Конец XIII в. Англия. Надгробие участника крестового похода можно узнать по положению ног на скульптурном изображении покойного. Перекрещённые в щиколотках ноги говорят о том, что похороненный рыцарь участвовал в одном походе в Святую землю, перекрещённые в коленях ноги свидетельствуют об участии в двух походах, перекрещенные в бёдрах – в трёх

Итоги восточных походов

Крестовые походы разрядили обстановку в Европе, переправив на Восток наиболее активную часть рыцарства - источник смут. Церковь нашла хорошее применение нарушителям спокойствия, и междоусобиц в Европе поубавилось. Крестовые походы открыли европейцам богатства арабской культуры, достижения их науки, особенно медицины, математики, астрономии. Это высвободило западную науку из тисков церковных представлений о мире. На Востоке европейцы заново открыли для себя и античную культуру. В ранних христианских государствах труды античных философов уничтожались как языческие. Многие из этих сочинений сохранились только в арабском переводе. После Крестовых походов они вернулись в Европу и были переведены вторично. Многочисленны культурные заимствования европейцев от арабов. Лимон, фисташки, абрикос стали выращивать в Европе после Крестовых походов. Сахар, ковры, диваны, юбки пришли к нам от арабов. Переняв секреты восточных умельцев, повысили своё мастерство европейские архитекторы, ювелиры, ткачи, оружейники. Морские путешествия на Восток повлияли на развитие мореплавания, значительно обогатились знания европейцев в географии. Взаимопроникновение культур сблизило Восток и Запад.




Поделиться ссылкой