Расцвет рыцарства

К концу XI в., с началом Крестовых походов, рыцарство, отделившееся от рядовых воинов, окончательно сформировалось как сословие. Освободившись от феодальных повинностей, рыцари поднялись над крестьянами и горожанами и сравнялись с господствующим классом общества - с дворянством. Рыцарское сословие закрылось для людей неблагородного происхождения и выработало особую рыцарскую культуру, по которой рыцаря легко было отличить от представителя иного сословия. Началась эпоха расцвета рыцарства, охватившая XII-XIII вв.

Рыцарь. Фрагмент миниатюры из Псалтыри. Англия. XIII в.
Рыцарь. Фрагмент миниатюры из Псалтыри. Англия. XIII в.

Благородное сословие

Рыцарское звание стало настолько почётным, что рыцарского посвящения искали даже представители знати и короли. Каждый рыцарь был дворянином, но не каждый дворянин мог стать рыцарем. Добиться посвящения мог только юноша благородного происхождения, доказавший, что среди его предков были рыцари. Так рыцарство, к XII в. Составлявшее почти треть всего европейского воинства, ограничило свой прирост. Дворянин не рыцарского рода мог стать рыцарем только за исключительные заслуги на поле боя. Рыцари сознавали себя членами единого братства, и это единство было сильнее различий в социальном и материальном положении и не зависело от национальности. В высшем смысле все рыцари, от безземельного юнца до короля, были равны.

Достоинство достойного...

У рыцарей укрепился обычай отсылать сыновей ко дворам влиятельных сеньоров для получения воспитания и посвящения в рыцари. Даже короли с этой целью отправляли наследных принцев ко дворам других монархов, укрепляя межгосударственные связи и повышая престиж наследников. Принимая посвящение от знатного или прославленного рыцаря, новичок как бы разделял с ним его славу. «Достоинство достойного делает достойным и меня»,- писал об этом германский поэт XII в. Мило фон Зевелинген. Молодой рыцарь получал покровителя, который как крёстный отец опекал того, кого ввёл в рыцарское сословие. Короли часто сами посвящали в рыцари сыновей, причём одновременно с ними посвящение проходили и другие знатные юноши, воспитанные при королевском дворе. Сходное воспитание, дружба, скреплённая общим вступлением в рыцарское сообщество, сплачивали вокруг наследника его доверенных лиц, формируя костяк дружины принца.

Рыцаря создаёт рыцарь

Правом посвящения в рыцари теоретически обладал любой член рыцарского сословия - рыцарь мог посвятить в рыцари юношу, получившего рыцарское воспитание и доказавшего своё рыцарское происхождение, если счёл его достойным. Но юноши стремились принять посвящение от высокопоставленных особ, что повышало их шанс на успех. Массовые посвящения проводили при дворах королей, герцогов и графов. Незнатные юноши, проходя посвящение с отпрысками аристократов, повышали свой статус, что объединяло рыцарей разных социальных слоёв.

Церковь, желая контролировать рыцарство, настаивала на обязательности своего участия в посвящениях. Но рыцарство, хотя и было христианским воинством (рыцарем мог стать только христианин), не желало посредничества церкви, считая, что духовенству не следует контролировать светские рыцарские дела. Так религиозная часть обряда не стала обязательной, и сам посвящающий, тот, кто опоясывал новобранца мечом, обычно был светским человеком, рыцарем.

Кодекс чести

Рыцарь должен был соблюдать правила рыцарской жизни - кодекс чести. Этот свод неписаных социальных, религиозных и личных обязательств, которые брал на себя рыцарь при посвящении, сложился на протяжении XII-XIII вв. Главным социальным долгом считались верность своему сеньору и соблюдение вассальных обязанностей. Религиозные обязательства сводились к безоговорочной вере в учение церкви, соблюдению постов и церковных обрядов, защите служителей церкви и её имущества, помощи в распространении христианской веры. Личные обязательства - это соблюдение рыцарской чести, означающей воинскую доблесть, гордость, верность слову, милосердие, помощь нуждающимся, щедрость, благородное отношение к женщинам. Защита чести подразумевала право на поединок - оскорблённый рыцарь мог вызвать рыцаря-обидчика на бой, и тот не имел права уклониться. Осуждались скупость, предательство, трусость, несправедливость, ложь, жестокость. Согласно кодексу, рыцарь обязан был помогать любому рыцарю, попавшему в беду. Рыцари даже на войне старались не убивать противников-рыцарей. Благородным считалось пленить врага для получения с него выкупа. Кодекс был набором качеств идеального человека, но соблюдался далеко не всегда. Придерживаться рыцарских норм поведения по отношению к неблагородному сословию и вовсе не считалось обязательным.

Вызов на поединок
Вызов на поединок. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику кольчужную перчатку, как бы показывая готовность пожертвовать рукой для восстановления своей чести.

Безграничное рыцарство

Родиной рыцарской культуры была Франция. Французы, участвуя в Реконкисте, принесли эту культуру в Испанию. У французов её переняли норманны и распространили в завоёванных ими Англии, Италии, Сицилии. Много путешествуя, рыцари привили свою культуру почти всей Европе, свидетельством чему стало широкое участие рыцарей из разных стран в общих турнирах и Крестовых походах. В Германии (Священной Римской империи) сильная власть императора контролировала крупных землевладельцев, сдерживая проявления феодальной раздробленности. Министреалам - «служилым» людям императора или крупного германского феодала долго не удавалось получить привилегии свободного сословия. Наследственные привилегии рыцарства они получили лишь в XII в. и переняли распространённые в Европе рыцарские ценности.

Рыцарство не знало границ и национальностей и стало международным братством христианских воинов.

Неоднородность рыцарства

Равенство рыцарей из разных социальных слоёв выражалось во взаимном уважении друг к другу, в праве незнатного рыцаря вызвать на поединок рыцаря-аристократа, в возможности для рядового рыцаря добиться высокого положения в обществе. Но это не означало однородность рыцарства - разница в социальном положении означала разницу в правах и обязанностях. Так, должность крупного военачальника, полководца, занимали титулованные рыцари (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны). Их вассалы, нетитулованные рыцари-баннереты, (от французского слова banniere - знамя), вели в бой отряд рыцарей под собственным знаменем. Рядовые рыцари, владельцы одного поместья - низшая ступень рыцарства - назывались бакалаврами (возможно, от латинского слова baccalaria - участок земли) и могли воевать только в отряде под чужим знаменем.

В поисках приключений

В XI—XIII вв. в большинстве стран Европы установился закон о майорате. По этому закону, во избежание дробления земель между наследниками, имение отца мог наследовать только старший сын. Остальным сыновьям, чтобы обеспечить себя, приходилось искать службу. Они, как и отпрыски обедневших родов, пополняли ряды искателей приключений и вели истинно рыцарский образ жизни. Первой задачей молодого рыцаря было найти богатого покровителя, который помог бы ему вооружиться для участия в турнирах и войнах. Дальнейшая его судьба зависела от умения владеть оружием, от ума, воспитания, находчивости и везения. Для умелых воинов турниры и войны становились источником средств - они приносили трофеи в виде коней и оружия побеждённых и выкупы за пленных (надо отметить, что некоторые рыцари в поисках наживы не брезговали разбоем и мародёрством). Победами в поединках и подвигами в сражениях рыцари стяжали себе славу и благосклонность влиятельных лиц, в том числе и дам. Прославленный рыцарь находил хорошую службу или заключал выгодный брак. Так, проведя молодые годы в путешествиях и подвигах, в зрелом возрасте рыцарь обзаводился землёй и семьёй и проводил остаток жизни в своём замке, в довольстве и праздности, воспитывая будущих рыцарей.

Странствующий рыцарь
Странствующий рыцарь

Полные приключений судьбы странствующих рыцарей вдохновляли средневековых авторов на написание рыцарских романов и служили примером для юношества.

Боевое искусство рыцарей

Боевому искусству будущего рыцаря обучали с ранних лет. В бедной семье, не имеющей связей, наставником сына мог быть его отец-рыцарь, но, как правило, мальчиков отсылали учиться ко двору какого-нибудь аристократа, занимающегося воспитанием будущих рыцарей. Содержа «рыцарские школы», аристократы готовили себе воинов, с которыми шли на войну. Воспитанники платили за обучение своим трудом в качестве домашней обслуги, охранников замка и оруженосцев - отношения «воспитанник- воспитатель» были взаимовыгодны. Заниматься воспитанием рыцарей было престижно - слава воспитанников умножала славу их наставника.

Качества воина

Мальчик, кандидат в рыцари, прежде всего, должен был быть здоровым. Только здоровый человек мог выдержать суровые нагрузки рыцарской жизни. Рыцарь должен был обладать большой физической силой и выносливостью, чтобы нести на себе доспехи весом около 30 кг и 20 кг оружия, свободно владеть тяжёлым мечом и копьём. Богатырской силой обладали герои Крестовых походов Готфрид Бульонский, император Конрад III и Ричард Львиное Сердце - ударом меча они рассекали закованного в доспехи противника «от плеча до седла». Ловкость нужна была рыцарю не меньше, чем сила: умение увернуться от удара спасало жизнь, а ловкий приём даровал победу. Для успеха в бою силу и ловкость должны дополнять мужество и выдержка.

Сильнейший рыцарь. Ричард Львиное Сердце. С миниатюры XIII в.
Сильнейший рыцарь. Ричард Львиное Сердце. С миниатюры XIII в.
Конрад III. С миниатюры середины XV в.
Сильнейший рыцарь. Конрад III. С миниатюры середины XV в.
Сильнейший рыцарь. Готфрид Бульонский. С миниатюры XIII в.

Рыцарская школа

Основой рыцарского обучения было физическое воспитание, бег в доспехах, прыжки через препятствия, борьба. Меткость развивали метанием дротиков и стрельбой из лука. Первые навыки боя воспитанники получали, сражаясь на деревянных мечах и отрабатывая на манекенах копейные удары. Опытные рыцари давали им уроки фехтования, обучали владению боевым топором, булавой. Верховой езде мальчики учились сперва на деревянной лошади, а затем в манеже на настоящих лошадях. Воспитанников обучали плаванию верхом на лошади, с прикреплёнными к седлу надутыми бурдюками, поддерживающими на плаву закованного в тяжёлые доспехи всадника. Занятия часто посещали дамы, вдохновляя юношей на первые подвиги.

Полученные навыки будущие рыцари развивали на охотах, поединках, турнирах для юношей и бугуртах - штурмах потешных крепостей. Участники бугурта разбивались на две команды, одна штурмовала крепость, другая - защищала.

Главный экзамен

Главным экзаменом на рыцарство была война, на которую 14-18-летний паж, посвящённый в оруженосцы, сопровождал своего наставника. От простых воинов и от рыцарей с золотыми шпорами оруженосцев отличали белые шпоры.

Оруженосцы находились за линией боя, держа наготове запасное оружие и коней. Они следили за действиями своих рыцарей, чтобы вовремя подать оружие взамен сломанного в бою, помочь подняться выбитому из седла, перевязать рану, а в крайнем случае и взяться за оружие. Наблюдая за поединками и получая опыт, оруженосец начинал и сам участвовать в сражениях и, совершив подвиг, мог быть посвящён в рыцари на поле боя.

Рыцарские шпоры. XII в.
Рыцарские шпоры. XII в.

Но не все оруженосцы становились рыцарями. Для многих дворян звание оруженосца оставалось пожизненным.

Рыцарь на войне

Вассал был обязан служить в войске своего сеньора 40-60 дней в году. Если война затягивалась, сеньор оплачивал службу вассалов свыше этого срока или набирал наёмников. Герцоги, графы, бароны обязаны были участвовать в королевском ополчении, за ними следовали их вассалы, приводящие простых рыцарей, и каждый рыцарь вёл на войну своих людей. В конце XII в. появились конные сержанты - вооружённые, защищённые и обученные хуже рыцарей, они, подобно оруженосцам, играли вспомогательную роль. Так формировалось конное войско. Пехота (кнехты) и лучники набирались из крестьян и горожан.

Войско

Король идёт на войну. Его полководцы - герцоги и графы - ведут в бой отряды (дружины) своих вассалов и наёмников. Отряд состоял из 5-10 «знамён», которыми командовали рыцари-баннереты. В «знамя» входило несколько «копий» - низших боевых единиц войска, включавших около 10 рыцарей с оруженосцами, конными сержантами и кнехтами. На одного конного воина приходилось около 10 пехотинцев.

Французский король Людовик VII ведёт войско в поход. Миниатюра XIV в.
Французский король Людовик VII ведёт войско в поход. Миниатюра XIV в.

Успех военных действий зависел от единства действий «знамён» и «копий». Но, увы, каждый военачальник был сам себе государь и действовал по своему усмотрению, а рыцари сражались за свою славу и трофеи, не взаимодействуя с другими рыцарями. Король не мог командовать людьми своих вассалов - они подчинялись только своему сеньору: «вассал моего вассала - не мой вассал». Отсутствие единого командования и слабость дисциплины часто становились причиной поражений.

Тактика рыцарских сражений

В сражениях двух рыцарских войск применялось построение «частоколом»: рыцари вставали в линию на расстоянии 5-10 м друг от друга, чтобы свободно действовать длинными копьями. За рыцарями на удалении стояли оруженосцы, а за ними - лучники и кнехты. Строй рыцари держали до сближения с противником, а затем каждый рыцарь устремлялся к выбранному противнику, и сражение распадалось на поединки. Задачей кнехтов было ранить коня и свалить вражеского рыцаря. Лучники поддерживали действия рыцарей. Исход боя обычно решался в первой же атаке: рыцари не умели быстро перегруппироваться для нанесения повторного удара. Если первая атака проваливалась, перевес оказывался на стороне противника.

Рыцарский клин

В сражениях с пехотой и лёгкой конницей рыцари выстраивались клином — «свиньёй». Её «рыло» составляли шеренги рыцарей: 4 рыцаря в первой шеренге, во второй - 6, в третьей - 8 и т.д. За «рылом» шла колонна кнехтов, с флангов защищённая рыцарями. Тыл войска тоже прикрывали рыцари или конные сержанты и оруженосцы. Мощная рыцарская атака вклинивалась в ряды неприятеля и сминала его войско. Пехота расширяла клин, закрепляя успех, или, в случае неудачи, прикрывала отступление.

Построение «свиньёй»
Построение «свиньёй»

Средневековая война

Сражения Средневековья длились не более 2-4 часов - за это время тяжеловооружённые рыцари выбивались из сил, и более слабая сторона признавала поражение. Обычно рыцарские потери в битве не превышали нескольких десятков. Это объяснялось тем, что закованные в броню рыцари были почти неуязвимы. К тому же рыцарский кодекс осуждал убийство собрата-рыцаря даже в бою, и рыцари старались сохранить жизнь противнику, взять его в плен для получения выкупа (что было и выгоднее).

Рыцарская атака. Середина XIII в.
Рыцарская атака. Середина XIII в.

Вообще средневековая война не отличалась обилием сражений. Рыцари предпочитали совершать опустошительные набеги на вражеские земли и осаждать города. Осады тоже были почти бескровны и редко заканчивались штурмом: осаждённые либо сдавались, либо осаждающие снимали осаду. Во время войны на поле боя рыцарей гибло намного меньше, чем впоследствии от ран, которые не умели лечить, и от эпидемий, неизбежно возникавших в военных лагерях из-за скученности людей в антисанитарных условиях. Понятий о гигиене в Средневековье не было, и дизентерия уносила больше жизней, чем неприятельская армия.




Поделиться ссылкой