Турниры рыцарей

Турниры - важнейшая составляющая истинно рыцарского образа жизни. Ни один средневековый рыцарский роман не обходится без описания турниров, что свидетельствует об их популярности в рыцарском обществе. Турнир - это праздник и развлечение, военная подготовка, «ярмарка тщеславия» для демонстрации шикарной экипировки и воинской доблести, место встречи рыцарей и знати разных стран, «биржа труда» для тех, кто ищет выгодную службу, заработок для опытных воинов и даже место сведения счётов.

Рыцарь в турнирном облачении. Фрагмент миниатюры Манесского кодекса. Германия. Ок. 1300 г.
Рыцарь в турнирном облачении. Фрагмент миниатюры Манесского кодекса. Германия. Ок. 1300 г.

Истоки и правила

Изобретение турнира приписывают анжуйскому рыцарю Жоффруа де Прейи, погибшему в 1066 г., хотя первые документальные упоминания о турнирах относятся только к началу XII в. Родина турниров - Франция, а первые турнирные правила составили в Англии. К 1120-м гг. турниры распространились по всему рыцарскому миру, а в 1130 г. римский папа проклял эту публичную демонстрацию убийств, что, впрочем, не остановило «набожных» рыцарей. Волна рыцарских состязаний захлестнула не только Европу - в 1159 г. большой турнир прошёл в освобождённой от турок византийской Антиохии в присутствии самого императора.

Тяжкие испытания

Хроники XII в. доносят до нас душераздирающие описания ранних рыцарских турниров, не многим отличавшихся от настоящих сражений. Ристалище тогда не имело чётких границ и занимало огромные площади с полями и деревнями. На турнир прибывали знатные феодалы со свитой, командами рыцарей и даже с пехотой и занимали выделенные для них участки ристалища. Ограничений не было, бились любым оружием, даже обстреливали противника из арбалетов, хотя это и не поощрялось. В пылу схватки ломались копья, выбивая из сёдел рыцарей, звенели мечи, рвались в клочья кольчуги. В кровавой неразберихе рыцари, забыв о чести, лупили друг друга чем попало, а их командиры в азарте посылали в ход пехоту. Даже зрители не были в безопасности, а главными жертвами турнира становились местные жители. В 1273 г. на турнире, известном как «маленькая битва в Шалоне», пехотинцы графа Шалонского и английского короля Эдуарда I развязали бойню, опустошив окрестные деревни, как после вражеского набега. Многие зрители тогда получили тяжкие увечья.

Командное состязание рыцарского турнира. Фрагмент миниатюры Манесского кодекса. Германия. Ок. 1300 г.
Командное состязание рыцарского турнира. Фрагмент миниатюры Манесского кодекса. Германия. Ок. 1300 г.

Жертвы и сведение счётов

Число жертв турнира иногда превышало павших в настоящем сражении: так, в 1241 г. на турнире в Швейцарии погибло около 80 рыцарей. Турниры пожирали цвет европейской аристократии. На турнирах в XIII в. погибли граф Эссекский, отец и два сына графы Голландские, герцог Иоанн Брабантский, а брат короля Филиппа Смелого на первом своём турнире был ранен в голову и на всю жизнь остался калекой. Турниры часто служили прикрытием для сведения счётов между феодалами. Феодал, затаив злобу на соседа, на турнире безнаказанно натравливал на него своих людей, и дело могло кончиться убийством. Вражда, зародившаяся на турнире, нередко перерастала в междоусобную войну.

Эпизод турнира: ранение или гибель рыцаря в поединке. Фрагмент миниатюры из «Больших хроник». Франция. Ок. 1250 г.
Эпизод турнира: ранение или гибель рыцаря в поединке. Фрагмент миниатюры из «Больших хроник». Франция. Ок. 1250 г.

Трофеи

На турнирах брали пленных для получения выкупа, присваивали доспехи, оружие и коней поверженного противника. Для умелых воинов турнир был шансом заработать на трофеях и выкупах. Гийом ле Марешаль и его друг Роже де Гожи за 10 месяцев участия в турнирах взяли в плен 103 рыцаря. Экипировка каждого пленника, перешедшая победителям как трофей, стоила минимум 4 поместья плюс ещё выкупы - товарищи сколотили немалое состояние.

Первые правила

Первые турнирные правила ввёл Ричард Львиное Сердце. Он ограничил место проведения турниров пятью ристалищами в безлюдной местности, установил плату за участие в турнире от 2 марок с безземельного рыцаря до 20 марок с графа, составил судейский совет из влиятельных феодалов, ответственный за соблюдение «мира» на турнирах. При Эдуарде I, внучатом племяннике Ричарда, участников турнира обязали использовать тупое оружие, запретили им являться на турнир с большой свитой и приводить пехоту. Эти правила из Англии распространились повсеместно. Турнир перестал походить на войну и превратился в ритуальное действие.

Поединки

Ещё со времён Меровингов для решения важного спора воины устраивали судебные поединки. Считали, что Бог поможет победить правому. На заре турниров поединки предваряли сражение рыцарских команд. Команды выставляли рыцарей на поединки, чтобы разжечь боевой дух. Прославление в романах древних судебных поединков и драматичность этого вида боя быстро сделали его популярным. К концу XIII в. ни один турнир не обходился без серии поединков: рыцари состязались конными на копьях, и если выбивали друг друга из седла, продолжали бой пешими на мечах.

Поединок на мечах. Фрагмент миниатюры Манесского кодекса. Германия. Ок. 1300 г.
Поединок на мечах. Фрагмент миниатюры Манесского кодекса. Германия. Ок. 1300 г.

Причины успеха

Турниры были нужны как военная подготовка: для молодых - проверка сил, для опытных рыцарей - разминка, для феодала - возможность сплотить своё войско и испробовать его в деле. Знать использовала турниры для демонстрации своей мощи возможным противникам, а рыцари - для славы и поиска службы. Одних турниры обогащали выкупами и трофеями, других разоряли дотла, подстёгивая к реваншу. Говоря современным языком, рыцари «подсаживались» на турниры, как игроманы на рулетку. Жажда риска, острые ощущения, романтика, восхищённые взгляды прекрасных дам - вот истинно рыцарский образ жизни и секрет успеха этого «рыцарского спорта».

Позиция церкви

В 1130 г. римский папа Иннокентий II на Соборе в Клермоне осудил турниры и, приравняв убитых на турнирах к самоубийцам, запретил хоронить их по христианскому обычаю и на освящённой земле. Папский запрет поддержало всё духовенство, в проповедях грозя участникам турниров небесной карой. Но рыцарство не реагировало на осуждение церкви и находило способы обходить заперты. Причины церковного гнева ясны: церковь осуждала ненужное кровопролитие. Священники считали турниры рассадниками грехов - гордыни и тщеславия, заставляющих рыцарей искать мирских почестей, насилия и гнева, рождающихся в битвах, алчности, вызванной жаждой трофеев, расточительства, с которым рыцари спускали на турнирах семейные состояния, бесстыдства, с которым дамы дарили свою благосклонность победителям, а те её принимали. К тому же турниры отвлекали рыцарей от защиты церкви в Крестовых походах, давая более простой и доступный способ разбогатеть и прославиться.

 Архангел Михаил и Дьявол, взвешивающие грехи и добрые дела умершего. Фрагмент алтарной иконы. Вторая четверть XIII в. Каталония
Архангел Михаил и Дьявол, взвешивающие грехи и добрые дела умершего. Фрагмент алтарной иконы. Вторая четверть XIII в. Каталония

Участники и зрители

На заре турнирной эпохи на турнир, как на войну, собирались все - от герцогов и рыцарей до простых пехотинцев. Но к концу XIII в. право участвовать в турнирах получали только рыцари. Для крупных феодалов турниры были своеобразными съездами, сплачивавшими феодальную верхушку, усиливая её власть в противовес власти короля. Короли рассматривали турниры как источник смуты и были недовольны, что их вассалы катаются по свету, попусту проливая рыцарскую кровь, когда они и их войска нужны для решения государственных задач.

Зачинщик и защитник

Организатор турнира - зачинщик, посылал вызов защитнику, приглашая рыцарей защитника сразиться с его людьми. Вызов был дружеским актом, подобным приглашению в гости. Приглашённый мог без ущерба для чести отказаться от вызова, сославшись на дела, но обычно с радостью принимал его. Зачинщик и защитник были хозяевами турнира, они высылали друг другу списки своих судей. Судьи сторон встречались и обсуждали место, условия проведения турнира и его организацию. За несколько недель до назначенной даты турнира глашатаи в сёлах и городах зачитывали объявления о турнире, и герольды с приглашениями посетить турнир объезжали окрестные замки.

Во имя любви

Благородные отцы семейств привозили жён и дочерей посмотреть на подвиги рыцарей и выбрать достойных женихов дочерям. Присутствие дам вдохновляло рыцарей на подвиги, а дамы в порыве восторга забрасывали своих кумиров своеобразными «призами»: отстёгнутыми от платьев рукавами, туфельками, срезанными локонами. Эти любовные трофеи рыцари с гордостью прикрепляли к своим щитам (изображение женского рукава встречается на многих рыцарских гербах).

Состязания длились не один день, и каждый вечер шли пиры и празднества. Первые дни посвящали поединкам участников, а в последний день проводили общее сражение команд зачинщика и защитника. Судьи выносили решение, и победителям вручали награды: коней, оружие, доспехи, ловчих птиц, драгоценности, дорогие одежды или меха. Лучший рыцарь турнира получал право выбрать из присутствующих дам Королеву любви и красоты и получить из её рук особый приз - венец.




Поделиться ссылкой