Шут

Шут — лицо при дворе государя или в барском доме, в обязанности которого входило развлекать и смешить забавными выходками господ и гостей.

Изображение шута на входе в замок города Тюбинген
Изображение шута на входе в замок города Тюбинген

Традиционно шут изображался в колпаке с бубенцами. Три длинных его конца символизировали ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего Средневековья. В руках у шута часто была погремушка: палочка с привязанным к ней бычьим пузырем, в который насыпали горох. Этот атрибут был у шутов еще со времен Древнего Рима. В России шуты украшали себя также гороховой соломой, откуда и пошло выражение «шут гороховый».

Происхождение

Уже Плиний Старший упоминает царского шута при дворе эллинистического царя Птолемея I. Тем не менее, в основном определение «шут» связывается с европейским Средневековьем.

Шут был символическим близнецом короля. Ему позволялось больше, чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено. Не только люди с актерскими способностями, но и люди с психическими отклонениями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.

Шут при дворе. XV в. Миниатюра из манускрипта, хранящегося в Библиотеке Арсенала. Париж, Франция
Шут при дворе. XV в. Миниатюра из манускрипта, хранящегося в Библиотеке Арсенала. Париж, Франция

Традиционно шут, как и герольд, обладал неприкосновенностью. Серьезно наказывать или казнить шута считалось дурным тоном (хотя такие случаи и бывали).

В Европе

Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актерство, загадывание загадок. Через кривляния и болтовню шутов представители средневековой элиты доводили до сведения друг друга и короля свои претензии, критику, жалобы или особо рискованные предложения и идеи.

Корабль дураков. Иероним Босх. Фрагмент. 1494-1510 гг.
Корабль дураков. Иероним Босх. Фрагмент. 1494-1510 гг.

С наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.

Во Франции

Шуты служили при дворе королей Франции с XIV в. Шут воспринимался как забавное отражение государя и в чем-то приравнивался к нему. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. В конце Средневековья шуты часто изображались с дурацкими жезлами в руках и в таких же трехверхих колпаках.

Сказочные персонажи, вельможи и скоморохи

Шутовство имеет на Руси давние традиции. Некоторые исследователи считают средневековых шутов носителями древних духовных традиций и секретных знаний. Персонаж русских сказок Иван-дурак часто противопоставляется царю именно в качестве носителя некоего тайного знания, кажущегося глупостью.

Известны шуты Петра Великого Иван Балакирев, вошедший в историю благодаря множеству якобы рассказанных им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры царь Петр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского короля».

Были на Руси и ярмарочные шуты — скоморохи.

В русской традиции можно встретить замену слова «черт» словом «шут». Широко известны, например, устойчивые выражения: «Ну и шут с ним», «Какого шута?».

Особая форма народного творчества

Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Они являлись постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. За остро сатирические выступления подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.

Кукольник. Адам Олеарий. 1643 г.
Кукольник. Адам Олеарий. 1643 г.



Поделиться ссылкой