«Братишка» Т-34

Т-26

«Младшим братом» знаменитой «тридцатьчетверки» стал легкий танк Т-50. Если первый создавался для замены в мехкорпусах быстроходных ВТ, то второй пришел на смену пехотному Т-26.

На первый взгляд новый танк казался уменьшенной копией Т-34: то же наклонное бронирование корпуса, похожая башня-«пирожок», люк механика-водителя в лобовой броне. Но присутствовали и заметные отличия. Современная торсионная подвеска ходовой части Т-50 была компактной, так как ее тонкие стержни располагались на полу машины. «Тридцатьчетверка» же унаследовала от устаревших БТ толстые пружины, занимавшие много места в бортах корпуса. В итоге в ней размещалось столько же танкистов, что и в крошечной «пятидесятке». Из-за меньшего калибра пушки башня легкого танка оказалась трехместной, что позволило его командиру целиком сосредоточиться на своих прямых обязанностях — наблюдать за боем и командовать. Благо для этого на танке имелась немецкого типа командирская башенка с восемью смотровыми щелями, прикрытыми бронезаслонками. А в башне Т-34 было место лишь для двоих — заряжающего и командира, которому приходилось быть еще и наводчиком пушки. Зачем нужна отдельная башенка с круговым обзором, если командир прикован к прицелу пушки?

Одним словом, экипаж «пятидесятки» был обеспечен смотровыми приборами и индивидуальными люками на уровне немецких стандартов. 37-мм броня, наклоненная под большими углами, превращалась в стальную преграду толщиной более 50 мм! Неудивительно, что по бронезащите среди легких танков Т-50 не имел себе равных. Мощность же его дизеля была такой же, как и у карбюраторных «майбахов» — средних танков вермахта. Поэтому легкая «пятидесятка» по скорости и проходимости превосходила не только основные немецкие танки, но и саму «тридцатьчетверку».

Погубила «братишку» трудоемкость его изготовления, которая оказалась такой же, как и у Т-34. Это обстоятельство, вполне терпимое в мирное время, оказалось неприемлемым в разгоревшемся пекле войны.

До начала эвакуации завод в Ленинграде успел изготовить всего 50 таких танков. Заводу же в Москве, собиравшему легкий Т-40 из автомобильных агрегатов, более сложный Т-50 оказался не по зубам. Были трудности и с налаживанием производства мотора для него. Война принуждала к выпуску единого танка, подходящего и для самостоятельных мехкорпусов, и для сопровождения пехоты. Такой машиной по праву стал Т-34.




Поделиться ссылкой