Еще в Первую мировую было замечено, что самое большое количество сбитых самолетов противника оказалось у летчиков страны, проигравшей войну. Эта тенденция повторилась и в советско-финляндскую войну, и в боях с японцами. Проигравшие финны заявили, что их ас Эйно Юутилайнен одержал 94 победы, а у разгромленных на Халхин-Голе японцев ас Хиромичи Синохара за три месяца боев записал на свой счет 58 сбитых самолетов. В это же время лучший советский летчик Сергей Грицевец сбил только 12 японских самолетов.
Эта интересная тенденция продолжилась и во Второй мировой. У проигравшей войну Японии ас Тецудзо Ивамато одержал 202 победы, а у победившей Америки ас Ричард Бонг — только 40.
Оказалось, что с треском разгромленный на всех фронтах Третий рейх имел целых 360 своих «бонгов», сбивших от 40 до 100 самолетов! Еще 92 аса имели по 100—200 побед, а 13 мегапилотов сбили по 200—274 самолета! Но в фашистском рейхе были еще и су-пермегаасы: Эрих Хартманн (352 победы), Герхард Баркхорн (301), Гюнтер Ралль (275). Ну, не парадокс ли?.. Неужели американские пилоты были плохо подготовлены, или их самолеты хуже немецких?
Оказалось, что у проигравших войну стран летчики поднимались в небо намного чаще, чем победители. Самый результативный ас в мире — немец Эрих Хартманн — сбил 352 самолета за 1452 боевых вылета, а наш Иван Кожедуб — 64 самолета за 330 вылетов. Нетрудно подсчитать, что слетай Кожедуб столько же раз, сколько и Хартманн, результат мог бы стать таким же.
У союзников было в раз десять больше самолетов. Это значит, что для немцев и японцев имелось больше целей, и как следствие у них было больше побед. Легендарный японский пилот Сабуро Сакаи вспоминал, что вражеские самолеты налетали подобно огромной черной туче, и ему приходилось делать до 6 вылетов в день.
Очень высокие результаты немцев объясняются еще и их тактикой. Асы рейха были собраны в особые эскадрильи, которые перебрасывались туда, где шли самые ожесточенные бои. Там они занимались исключительно увеличением списка своих личных побед, а не прикрытием войск с неба. Скажем, летит десяток наших штурмовиков Ил-2 под прикрытием шести истребителей. Хартманн, заходя со стороны солнца, сваливается из-под облаков на отставшую машину, сбивает ее и уходит свечой в небо. Крутится там некоторое время, высматривая новую добычу, и опять сшибает. Так он «набьет» 3—4 самолета и домой — рапортовать о новых победах. А то, что наши штурмовики уничтожили отступающую немецкую колону, его не касается. Идет двадцатка «бомберов» с шапкой из десяти истребителей — Эрих сшибет пару-тройку самолетов и скорее домой — черточки новых побед на хвосте самолета рисовать. И так раз шесть на день. Результат — в 23 года майор, весь хвост «в зарубках» плюс мировая известность.
А наш Александр Горовец, возвращаясь с задания, не смог пропустить мимо себя большую группу пикировщиков противника и в одиночку вступил в бой. Он погиб, но уничтожил 9 вражеских самолетов в одном сражении, не позволив «Юнкерсам» провести бомбардировку наших войск. В 28 лет он был лишь старшим лейтенантом, который мало известен в мире, а в России есть еще и те, кто сомневаются в подвиге героя.
Счета западных союзников скромнее наших, потому что против них воевало гораздо меньше немецких самолетов. По этому поводу у солдат вермахта, воевавших на Западном фронте, даже ходила горькая шутка: «Если в небе серебряные самолеты — значит, это американцы. Если в пятнах — значит, британские. А если в небе нет самолетов — значит, это немецкие люфтваффе».
Француз Пьер Клостерман, воюя на британском «Темпесте», сбил 18 немцев, а дравшийся на советском «Яке» Марсель Альбер — 23. Лучший британский ас Джеймс Джонсон имел 34 личные победы, а наш Александр Покрышкин — 59; Вэйл — 30, а Гулаев — 57; Брэхэм — 29, а Речкалов — 56. И ведь это не из-за того, что британские летчики были плохо подготовлены, а их самолеты хуже советских.
Что же касается женщин-асов, то самой результативной в мире летчицей стала Лидия Литвяк, сбившая 12 самолетов всего-то за 12 месяцев боев. А ей самой был только 21 год.