Когда бывшие союзники по антигитлеровской коалиции обзавелись собственным ядерным оружием, роль бомбардировочной авиации неизмеримо выросла. На какое-то время она стала единственным средством, способным доставить чудовищный груз в тыл противника и тем самым едва ли не в одиночку решить исход войны.
В семье бомбардировщиков появились дальние, или стратегические, самолеты, которые могут перелетать через океаны и континенты. Соответственно, такие машины, продолжавшие решать ограниченные задачи, связанные с нанесением ударов по чужим войскам, отдельным объектам или коммуникациям, превратились в тактические, или фронтовые. С созданием межконтинентальных ракет роль ядерного щита перешла к ним.
Однако бомбардировщики, способные нести на крыльях оружие ужасающей силы, остаются могучим средством сдерживания, не позволяющим мелкому конфликту перерасти в большую войну.
Содержание
Стратегический бомбардировщик (Китай)
В 1957 году в рамках программы помощи китайскому народу СССР передал Вооруженным силам этой страны несколько бомбардировщиков Ту-16. Данные самолеты дальнего действия со стреловидным крылом и реактивным двигателем были созданы в конце 1940-х годов ОКБ Туполева. В СССР машина выпускалась в 1953-1963 годах, став одной из самых массовых в истории бомбардировочной авиации.
После ухудшения отношений с северным соседом китайцам пришлось вооружать себя самим. Работы по производству Ту-16 передали на заводы Xian Aircraft Company и Xian Aero-Engine Corporation. В декабре 1968 года первый созданный Китаем бомбардировщик под именем Н6-1 поднялся в воздух.
Впоследствии появились модификации Н6-2 и Н6С-3, но все они мало чем отличались от исходного Ту-16. Освоив производство, Китай даже начал изготавливать эти самолеты на экспорт и продавать их под названием В-6А Ираку и Египту. Всего было выпущено до 180 таких машин. Они до сих пор находятся на вооружении китайских ВВС, оставаясь их важной частью.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец (СССР)
Работы по созданию бомбардировщика, способного преодолевать 10 000 км и развивать скорость 850 км/ч, начались в ОКБ Туполева в 1949 году. Новый самолет должен был заменить стратегический бомбардировщик Ту-85. Военные настаивали на том, чтобы оснастить машину реактивным двигателем. А. Н. Туполев посчитал такую задачу невыполнимой. Тогда ее решение было передано вновь сформированному коллективу под руководством В. М. Мясищева. Однако в возможность реактивной машины преодолевать большие расстояния все-таки верилось с трудом. За Туполевым оставили проект турбовинтового самолета.
В ОКБ Мясищева родился бомбардировщик М-4, который имел дальность полета меньше заданной. В итоге победил самолет Туполева. Эта машина обладала стреловидным крылом, необычно длинным фюзеляжем и четырьмя двигателями по 10 000 л. с. Она поднялась в воздух 12 ноября 1952 года.
Первые испытания завершились успешно. Однако в мае 1953 года в 17-м по счету полете самолет потерпел катастрофу. Вторая опытная машина появилась через год. Весной 1955 года она была с успехом показана Хрущеву и другим руководителям государства. В том же году на воздушном параде в Москве бомбардировщик предстал перед широкой публикой. От натовцев он получил прозвище «Медведь» (от англ. Bear).
Этот самолет стал рекордсменом по времени эксплуатации. В 1995 году на вооружении Российской Федерации состояли 65 таких самолетов, еще 14 эксплуатировались в Украине. Оснащенная шестью крылатыми ракетами большой дальности и новой бортовой радиолокационной системой машина до сих пор находится в составе ВВС России под именем Ту-95МС.
Дальний бомбардировщик-ракетоносец (СССР)
Ту-22М пришел на смену дальнему бомбардировщику Ту-22, который был основным в составе советских ВВС в 1960-х годах. В то время в высшем руководстве страны сложилось мнение, что такие машины должны уйти с исторической сцены, уступив место межконтинентальным ракетам. Отстоять проект самолета удалось только под флагом универсальной скоростной машины дальнего действия. Для решения поставленных задач понадобилось крыло с изменяемой стреловидностью, которое раскрывалось при взлете и убиралось на сверхзвуковых скоростях, как это было у истребителя МиГ-23.
Да и очертаниями машина получилась похожей на истребитель. Однако дальность ее полета должна была превысить 7000 км. Впервые самолет поднялся в воздух 30 августа 1969 года. Пилотировал машину В. П. Борисов.
Еще год продолжались заводские испытания, после чего самолет передали в серийное производство. В 1976 году его официально приняли на вооружение. Бомбардировщик применялся на последнем этапе войны в Афганистане, где наносил удары по позициям моджахедов; участвовал в грузино-осетинском конфликте, в ходе которого был потерян один самолет-разведчик, созданный на базе Ту-22М.
Согласно советско-американским договоренностям, достигнутым в период разоружения, число таких машин, выпускаемых за год, не должно было превышать 30. После 1991 года их производство еще уменьшилось, пока не прекратилось совсем. Сейчас помимо ВВС России они находятся на вооружении Индии.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец (СССР)
Проектировать перспективным советским бомбардировщик, способный уравновесить только что созданный американский «Рокуэлл B-1», начали в 1970-х годах. Помимо ОКБ Туполева в конкурсе участвовали специалисты ОКБ Сухого и бюро Мясищева. Первый вариант самолета военные отвергли, обвинив соратников Туполева (сам генеральный конструктор скончался в 1972 году) в том, что они предлагают армии «пассажирскую машину». В итоге появился бомбардировщик Ту-160 с изменяемой формой крыла.
Были применены новые титановые и алюминиевые сплавы и предприняты меры по снижению радиолокационной заметности. Самолет, пилотируемый экипажем под командованием Б. И. Веремея, 19 декабря 1981 года впервые поднялся в воздух со взлетной полосы аэродрома в Жуковском.
Любопытно, что американским конкурентам удалось заснять его из окна пассажирского лайнера, взлетавшего в тот момент в соседнем Быково. Вскоре снимок появился в американской печати, почему-то прозвавшей самолет «Черным Джеком».
В 1992 году первый президент России объявил о прекращении выпуска Ту-160. На тот момент успели построить 36 самолетов; впоследствии 19 из них были распределены между странами СНГ. Сегодня в строю остается 16 Ту-160, успевших установить 44 мировых рекорда, среди которых — полет с нагрузкой в 30 т, выполненный со скоростью 1720 км/ч.
Тактический бомбардировщик (СССР)
С у-24 создавался в 1960-х годах в ОКБ Сухого как ответ американскому бомбардировщику F-111. Машина имела крыло с изменяемой стреловидностью, с помощью которого должна была проскальзывать мимо вражеских средств ПВО как на малых, так и на больших высотах.
Шасси повышенной проходимости и система защиты воздухозаборника двигателя от пыли, камней и мусора позволяли использовать грунтовые аэродромы для взлета и посадки. В ходе проектирования большое внимание уделили боевой «живучести» самолета. В результате, даже при получении тяжелых повреждений самолет продолжал держаться в воздухе.
Испытания продолжались шесть лет, прежде чем в конце 1974 года самолеты Су-24 начали поступать на вооружение.
Этот бомбардировщик широко применялся во время войны в Афганистане. Взлетая с территории СССР, он наносил удары по позициям моджахедов. Однако особых успехов достигнуто не было, так как прицельный комплекс бомбардировщика проектировался для нанесения ударов по крупным скоплениям противника, а не по одиночным, хорошо замаскированным огневым точкам. В войне с Чеченской Республикой Су-24 проявил себя значительно лучше, но и потери были выше. Например, 4 октября 1999 года этот бомбардировщик был сбит ракетой ПЗРК «Стрела» российского производства, выпущенной чеченским ополченцем. Су-24 экспортировался в Алжир, Ирак, Сирию, Ливию и Иран. На начало 1993 года в составе ВВС России находилось 540 таких машин, еще 240 осталось на Украине.
Тактический бомбардировщик (СССР)
Су-34 создан ОКБ Сухого на базе знаменитого истребителя Су-27, точнее, его учебного варианта Су-27УБ. Эта машина отличалась тем, что пилоты, один из которых был инструктором, а другой — учеником, сидели не друг за другом, как обычно, а рядом. Это улучшало их взаимодействие в учебном полете. Такую схему перенесли и на Су-34, только один из членов экипажа теперь являлся пилотом, а второй — штурманом-оператором.
Изначально машина называлась Су-27ИБ. Она совершила дебютный полет 13 апреля 1990 года. Пилотировал ее летчик А. А. Иванов. В 1992 и 1993 годах на Московском авиасалоне самолет показал, что по возможностям высшего пилотажа он лишь немногим уступает Су-27.
В 1995 году бомбардировщик запустили в серийное производство под именем Су-34. Машина сохранила интегральную компоновку — отличительную черту Су-27. Конструкция шасси позволяет взлетать даже с плохо подготовленных аэродромов. Самолет предназначен главным образом для преодоления вражеских средств ПВО на малой высоте с использованием местного рельефа. Неизбежная в таких полетах болтанка гасится специальной автоматикой.
В ряде случаев подобные машины, умеющие уходить от ракетных и зенитных комплексов, становятся добычей для ручных средств ПВО. Именно поэтому все жизненно важные элементы Су-34, от кабины пилотов до топливных баков, укрыты титановой броней толщиной 17 мм. К тому же у штурмана-оператора есть вторая система управления, что тоже повышает «живучесть» самолета. Общая масса его бомб и ракет, высокоточных, самонаводящихся и корректируемых, может достигать 8 т. Сегодня произведено только 15 таких машин и еще 7 являются учебными.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец (США)
Замысел самолета В-52, призванного заменить бомбардировщик B-36, выполнявший межконтинентальные полеты и предназначавшийся для действий против фашистской Германии, родился еще в 1946 году. Машина должна была развивать скорость 724 км/ч и нести бомбовую нагрузку весом до 4,5 т. Контракт на производство самолета получила фирма «Боинг». Первый полет В-52 состоялся 5 августа 1954 года.
Всего с 1952 по 1962 год было построено 744 таких бомбардировщика. С борта этой машины была впервые сброшена водородная бомба. Впоследствии самолет отметился несколькими мировыми рекордами, например кругосветным полетом 1957 года, совершенным за 45 ч 19 мин, полетом на расстояние 20168 км без дозаправки. С 1960-х годов самолеты В-52 с ядерным оружием на борту круглосуточно дежурили на аэродромах в режиме постоянной готовности к взлету. Только в 1991 году президент США Джордж Буш отдал приказ об отмене таких вахт. B-52 был оснащен свободнопадающими бомбами — снайперская точность при нанесении ядерного удара не требовалась.
Во время войн в Юго-Восточной Азии самолет использовался для «ковровых» бомбардировок. Установленные на нем оптические прицелы убрали за ненадобностью. В 1950-х годах огромная высота полета делала его почти неуязвимым. Только сбитый над Уралом самолет-разведчик «Локхид U-2», пилотируемый Г. Пауэрсом, заставил американцев усомниться в неуязвимости самолетов, летающих на данной высоте.
В 1993 году в рамках договора СНВ-2, подписанного еще с СССР, эти самолеты начали уничтожать. Однако и по сей день на вооружении американских ВВС состоят 62 самолета В-52 и еще 9 находятся в резерве.
Стратегический бомбардировщик (США)
В 1970 году фирма «Рокуэлл Интернешнл», выигравшая конкурс у «Боинга» и «Дженерал Дайнемикс», получила контракт на разработку универсального стратегического бомбардировщика, которому заранее было присвоено имя В-1.
В 1974 году первая опытная машина поднялась в воздух. Самолет В-1 мог преодолевать ПВО противника как на малой высоте, на дозвуковой скорости, так и со сверхзвуковой скоростью на большой высоте. Для этого использовалось крыло с изменяемой стреловидностью. Самолет предполагалось оснастить управляемыми ракетами большой и малой дальности, а также свободнопадающими ядерными и обычными бомбами.
В 1977 году вступивший в должность президента США Д. Картер решил заморозить выпуск этих машин. В отношениях с СССР был взят курс на разоружение. К тому же у США появились крылатые ракеты.
Однако события, связанные с вводом советских войск в Афганистан, открыли В-1 «зеленую улицу». Президент Рейган объявил СССР «империей зла» и однажды, при проверке микрофона перед радиообращением, изумил мир шуткой о «бомбардировке», которая «начнется через пять минут». В 1981 году он сообщил о решении построить 100 самолетов В-1. Спустя пять лет из них была сформирована первая эскадрилья. Произведенные в намеченном Рейганом количестве, эти самолеты до сих пор состоят на вооружении ВВС США.
Стратегический бомбардировщик (США)
Самолет «Нортроп В-2 Спирит» выполнен по схеме «летающее крыло» (крыло объединено с фюзеляжем). К концу 1980-х годов американские авиаконструкторы вспомнили об этой схеме в поисках самолета, недосягаемого для локаторов противника. Сторонником схемы «летающее крыло» был основатель компании, создавшей самолет, Джек Нортроп. Однако в 1930-1940-е годы, когда он работал, его предприятие не смогло противостоять конкуренции со стороны «Боинга». Несколько машин (истребителей и самолетов-разведчиков), выполненных по этой схеме, остались достоянием авиационных музеев. В 1952 году Нортроп отдалился от дел, но к 1980-м годам образованная им фирма получила контракт на создание тяжелого малозаметного бомбардировщика.
Вначале предполагалось построить 123 самолета В-2, однако с распадом СССР программа была сокращена до 75, а затем до 21 машины. При цене более 2 млрд долларов за единицу В-2 стал самым дорогим самолетом в истории. Его производство прекратилось в 1999 году. Тогда же он применялся в операции НАТО против Югославии, сбросив на эту страну свыше 600 бомб. Впоследствии бомбардировщик использовался в ходе войн в Ираке и Афганистане, а в 2011 году наносил удары по Ливии.