Автомобильный маркетинг довольно сложная наука, требующая не только креативности, но и четкого понимания будущей цели. В условиях огромной конкуренции гении маркетинга трудятся не покладая рук, чтобы сделать ту или иную модель более привлекательной, влюбить в нее, а может, даже объявить культовой. Здесь — как на войне — все средства хороши. Поэтому не удивительно, что часто в ход идут преувеличения, недомолвки, а иногда и откровенный обман.
Один из основателей компании Apple бизнесмен и изобретатель Стив Джобс был большим ценителем красивых и быстрых машин. В последние годы его любимой машиной был шикарный серебристый родстер Mercedes-Benz SL55 AMG. Узнав об этом, лизинговая компания провернула неплохой рекламный трюк. Каждые полгода Джобс получал новую модель и «обкатывал» ее. После этого компания без труда продавала машину даже по завышенной стоимости, ведь в желающих приобрести автомобиль легендарного Стива Джобса недостатка не было. Сам же бизнесмен, кроме того что периодически получал новый автомобиль, еще и совершенно безнаказанно разъезжал на нем без номеров, так как согласно закону штата Калифорния владелец нового автомобиля обязан установить номерной знак не позднее шести месяцев с момента покупки.
Порой гении продаж (а часто и мастера обмана) пользуются весьма креативными идеями. Самым гениальным маркетинговым ходом, который вошел в историю, считается случай продажи фордовской модели Т, именуемой в народе не иначе как «Жестяная Лиззи». Несмотря на то, что этот автомобиль действительно «посадил Америку на колеса», его будущие владельцы даже и не представляли, что им придется позднее расплачиваться за его дешевизну и простоту. Так, например, бензин поступал в карбюратор самотеком, и поэтому на крутых подъемах, когда бак оказывался ниже двигателя, машина «хандрила» и даже могла заглохнуть. Рассказывают, что некий фермер перед покупкой автомобиля устроил ему тест-драйв, в ходе которого потребовал от дилера Ford, чтобы он преодолел на машине подъем к его дому. Находчивого продавца такая просьба не смутила, и он на середине подъема развернул автомобиль и остаток пути двигался задним ходом со словами «такой холм пустяк для вашей будущей машины, она его берет даже задним ходом!»
Часто, казалось бы, даже незатейливый подбор имени для новой марки автомобиля может привести к забавным, а порой и драматическим событиям. Так, например, российскому АвтоВАЗу уже дважды пришлось менять названия. Еще в советские времена автомобили пришлось продавать за границей под брендом LADA, так как «Жигули» на французском, итальянском и испанском языках были созвучны с оскорбительным словом «жиголо», а относительно недавно машину Lada Kalina, поставляемую в Финляндию, пришлось переименовать просто в Lada 119, так как в переводе с финского Kalina значит «грохот, треск, дребезжание и стук». А вот о собственном рынке АвтоВАЗ не позаботился и выпустил автомобиль Lada 4x4Urban, название которого воспринималось не совсем однозначно, с учетом того, что в интернет-сообществе цифрой 4 порой заменяют букву «ч».
Не менее курьезный случай произошел и с компанией Renault, когда маркетологам пришлось изменить размещаемый в производство в России кроссовер Captur на Kaptur. Ведь для человека, пользующегося кириллицей, первоначальное название читалось не очень благозвучно.
А самый большой скандал с неудачным названием разразился в начале XXI в., когда компания Honda начала активно продвигать на европейский рынок модель Fitta. Когда рекламная компания машины уже была в самом разгаре, внезапно выяснилось, что термин Fitta в скандинавских странах является нецензурным. Такой конфуз обошелся компании в несколько миллионов евро, а «скандальный» автомобиль известен сейчас как Honda Jazz.