Лимузины компартии

Первые представительские автомобили советского производства, предназначенные для обслуживания высших чинов правительства Советского Союза, появились в 30-х гг. прошлого столетия. Позднее (примерно в начале 1980-х гг.) такие машины получили меткое народное ироничное название «членовозы», так как в основном перевозили членов политбюро ЦК КПСС, по сути, являвшихся правительством СССР.

Первый для избранных

Buick 32-90
Старый ретроавтомобиль пятипассажирский седан Buick 32-90 в музее автомобильной техники

Первым правительственным автомобилем Советского Союза стал семиместный представительский лимузин «Ленинград-1» (Л-1), производство которого в 1933 г. было налажено на Лениградском заводе «Красный путиловец». Фактически это была точная копия американского автомобиля Buick-32-90. После производства нескольких экземпляров этой машины ее выпуск передали на московский Завод имени Сталина (ЗИС), где на его основе был создан по-настоящему первый советский люксовый автомобиль ЗИС-101. Он стал не только самым первым, но и самым массовым правительственным лимузином Советского Союза.

От ЗИС — к ЗИЛ

Руководитель советского государства И. В. Сталин
Руководитель советского государства И. В. Сталин и его любимый автомобиль марки ЗИС. В 1948 г. итальянцы подарили Сталину на день рождения роскошную машину Alfa Romeo 6С 2500, однако даже эта красавица не смогла вытеснить более надежный ЗИС.

Следующим автомобилем высшего (представительского) класса стал ЗИС-110. Его производство было налажено в 1945 г., сразу после окончания Второй мировой войны, и закончилось только в 1956 г. после создания более совершенной машины. За этот период было выпущено 2089 экземпляров различных модификаций. В 1956 г. завод получил имя крупного советского государственного деятеля И. А. Лихачева, и автомобиль был переименован в ЗИЛ-110. В отличие от своего предшественника ЗИС-110 (ЗИЛ-110) получил самый мощный на тот момент рядный 8-цилиндровый мотор с рабочим объемом 6002 см3 и мощностью 140 л. с. Двигатель отличался исключительной плавностью и бесшумностью работы. Он работал настолько тихо, что конструкторам пришлось вывести на приборную панель лампу работающего зажигания, иначе невозможно было определить, заведена машина или нет.

На основе ЗИС-110 в 1946—1947 гг. специально для высших руководителей СССР был создан пер вый советский бронированный автомобиль ЗИС-115. Таких лимузинов, по разным оценка^ было сделано около 32 экземпляров, 2 из которых находились в личном распоряжении лидера советского государства И. Сталина. На ЗИС-115 была применена оригинальная система бронирования — единая бронекапсула, которая снаружи обвешивалась кузовными панелями.
ЗИЛ-41041
Советский роскошный автомобиль ЗИЛ-41041 на ретроавтосапоне на ВДНХ. Москва, Россия. 19 августа 2014 г.

Обновленный «лимузин»

Очередным советским автомобилем высшего класса стал ЗИЛ-111. Его производили на Заводе имени Лихачева ограниченными партиями (всего с 1958 по 1967 г. было выпущено 112 экземпляров) в различных модификациях — семиместные, четырехдверные лимузины, фаэтоны и кабриолеты. На таких машинах ездил как «выходец из простого народа» Первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев, так и большой ценитель люксовых автомобилей Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев.

Последний и самый эффектный

В 1967 г. на смену ЗИЛ-111 пришел малосерийный представительский лимузин ЗИЛ-114, который в 1978 г. заменили на автомобиль представительского класса ЗИЛ-115. Впоследствии он был переименован в ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации. Рассказывают, что его появление связано с желанием правительства преподнести Л. Брежневу шикарный подарок к 60-летию Октябрьской революции (1977). Так или иначе, производство ЗИЛ-4104 продолжалось до 1983 г. (а некоторых его модификаций до 2002 г.), и он стал последним советским лимузином.

ЗИЛ-111
Советский автомобиль представительского класса ЗИЛ-111 в Музее техники Вадима Задорожного. Москва, Россия, 24 апреля 2016 г.



Поделиться ссылкой