Фотография Дагера

Фотография — это камера-обскура плюс химия. К моменту изобретения фотографии уже около 800 лет изображение проецировали камерами-обскура, но лишь открытие свойств некоторых веществ изменяться под воздействием света подсказало способ сохранять эти изображения. «Отцом» фотографии считают Луи Дагера, сделавшего в 1839 г. одну из первых в истории фотографий.

Луи Жак Манде Дагер. Дагеротипия 1844 г.
Луи Жак Манде Дагер. Дагеротипия 1844 г.

Химия и свет

В 1725 г. русский химик-любитель А.П. Бесстужев-Рюмин обнаружил, что растворы солей железа на свету темнеют, а немецкий физик И. Шульце заметил это же свойство смеси мела с растворённым в азотной кислоте серебром. Шульце забавлялся, с помощью трафарета «рисуя» светом узоры на поверхности раствора, но не задумывался о сохранении этих изображений. Открытие светочувствительных веществ около 100 лет не находило применения.

Получение гелиографии
Получение гелиографии. 1. Оловянная пластина, покрытая асфальтовым лаком (вид сбоку). 2. Экспозиция. Лак затвердел в засвеченных местах. 3. Не затвердевший в тенях лак смыт. 4. Кислота протравила олово в не защищённых лаком местах. 5. Лак счищен, углубления забиты краской, к пластине прижата бумага. 6. Оттиск на бумаге — тени прокрашены, освещенные участки — белые.

Солнечное письмо

В начале XIX в. отставной наполеоновский чиновник Жозеф Ньепс экспериментировал с асфальтовым лаком, который после долгого пребывания на свету твердел, теряя способность к растворению. Художники-гравёры покрывали этим лаком медные пластины, процарапывали в лаке рисунок, протравливали обнажившийся металл кислотой, смывали лак. Протравленные углубления, т. е. рисунок, забивали краской и печатали с пластин офорты.

Вторая гелиография Ньепса «Вид из окна». 1828 г.
Вторая гелиография Ньепса «Вид из окна». 1828 г. (Первая гелиография 1822 г. не сохранилась)

Для получения изображений на покрытой лаком оловянной пластине Ньепс придумал использовать камеру-обскуру. Сквозь отверстие камеры на пластину проецировалось изображение солнечного пейзажа за окном. После 8 часов экспозиции (выдерживания на свету) Ньепс смыл незатвердевший лак, обнажив металл в тех местах, куда попало меньше света. Протравив пластину в кислоте, Ньепс получил офортную доску и напечатал с неё гравюру, но не нарисованную, а созданную солнечным светом. Гравюры Ньепса стали первыми в истории фотографиями (от др. греч. «фотос» — свет, «графо» — пишу), или гелиографиями («солнечным письмом»), как их назвал сам Ньепс.

Авраам Линкольн — президент США. Дагеротипия 1846 г.
Авраам Линкольн — президент США. Дагеротипия 1846 г.

Дагеротипия

Опыты Ньепса продолжил его ученик — французский художник и химик Луи Дагер. В 1839 г. он установил в качестве светочувствительного экрана камеры-обскуры посеребрённую медную пластину, обработанную парами йода. Засветив её, Дагер проявил изображение ртутью. Так появилась дагеротипия. Йодистое серебро засвечивалось всего за 15-30 минут, что сделало возможным фотографирование людей. Дагеротипия, несмотря на дороговизну, стала очень популярна и донесла до нас точные портреты многих выдающихся людей XIX в.

Процесс получения дагеротипии
Процесс получения дагеротипии. 1. Медная пластина покрыта серебром, поверхность серебра отшлифована. 2. Пластина выдерживается над парами йода. Йод, соединяясь с серебром, образует тонкую плёнку йодистого серебра — светочувствительный галогенид серебра. 3. Пластину в темноте устанавливают в камеру — обскуру. 15 — 30 минут засвечивания разрушают плёнку на поверхности серебра. Плёнка разрушается только в точках попадания света. 4. Извлечённую из камеры пластину для проявления скрытого изображения держат над нагретым контейнером с ртутью. 5. В зонах, где йодистое серебро разрушилось, на поверхность выступило чистое серебро. Ртуть соединилась только с чистым серебром, образовав светлую амальгаму (тонкое покрытие), в остальных местах сохранилась тёмная плёнка йодистого серебра. Так формировалось чёрно — белое изображение. Полутени создавало оптическое смешение чёрных и белых точек. 6. После проявки пластину остужали в холодной воде и погружали в раствор поваренной соли для закрепления изображения. 7. Готовый дагеротип хранили под стеклом для защиты тонкого металлического покрытия от царапин и в бархатном футляре, чтобы избежать воздействия света.

Копирование изображений

Чуть позже Дагера, в том же 1839 г., свой способ получения фотографий — калотипию (от греч. «калос» — красивый, «типос» — отпечаток) — предложил английский ученый Уильям Талбот. Он покрывал светочувствительным раствором (хлористым серебром) бумагу и в течение 3-10 мин. засвечивал её в камере-обскуре. В засвеченных местах раствор темнел — т. е. светлые участки у Тальбота получались чёрными, а тени — белыми. Такое изображение стало называться негатив (от лат. negativus — отрицательный). С негатива делали позитив (от лат. pozitiv — положительный), просвечивая через негатив покрытую светочувствительным раствором бумагу. На позитиве, как в реальности, тени засвечивались и темнели, а свет оставался белым. В отличие от дагеротипии, которая получалась в единственном экземпляре, с негатива калотипии можно делать много позитивных отпечатков.

негатив и позитив

Развитие идеи

У печати с негатива оказалось большое будущее. Вместо бумаги для получения негатива стали использовать стекло, которое лучше просвечивалось и давало чёткие позитивные отпечатки. Изобретение целлулоида — прозрачного пластика — предоставило новый материал для носителя негативного изображения. Поначалу твёрдый пластик резали по размеру будущих фотографий и в рамках вставляли в камеры для засветки. В 1895 г. фирма «Кодак» стала выпускать гибкую фотоплёнку в рулонах, помещённых в светонепроницаемые цилиндры. В 1861 г. Дж. Максвелл сделал первый цветной фотоснимок, сняв вид тремя фотокамерами с разными светофильтрами.

На одном снимке засветились только красные лучи, на другом — зелёные, на третьем — синие. Совмещение трёх негативов дало полноцветное изображение. Позднее были открыты вещества, повышающие чувствительность серебряных соединений к световым лучам разной длины волны. В 1902 г. немец А. Мита сконструировал фотокамеру для трёхцветной плёнки, изображения с которой можно было рассматривать через проектор. Одним из первых в 1905 г. начал печатать цветные фотографии русский фотограф Прокудин-Горский. Камера-обскура превратилась в фотокамеру, когда её снабдили объективом с линзами, фокусирующими лучи от снимаемого объекта на светочувствительной пластине. Конструкции фотокамер менялись в зависимости от типа плёнки, дополнялись увеличительными объективами, встроенными вспышками, становились компактнее и легче.




Поделиться ссылкой