Согласно древнему самурайскому кодексу бусидо жизнь — это нечто иное, как подготовка к смерти. По мнению японцев, почетнее всего пасть на поле боя от меча противника или совершить ритуальное самоубийство — сэппуку, вспоров себе живот, в котором, по восточным поверьям, обитает душа человека.
Таким образом самурай показывает чистоту помыслов, внутреннюю правоту и мужество перед лицом боли и смерти, то есть сэппуку для него — последнее оправдание перед небом и людьми.
Специальным инструментом для самоубийства стал нож кусунгобу (кусингобэ) — специализированный вариант малого меча вакизачи. У него не было цубы (аналога европейской гарды у японского клинкового оружия), а габариты по сравнению с прототипом уменьшились, в частности длина кусунгобу составляла точно 9,5 сун (примерно 29,7 см). Кроме того, нож получил более тонкое острие, предназначенное для сильного резкого удара. Рукоять и ножны традиционно выполняли в белом цвете, символизирующем смерть, хотя известный мастер мог отступить от этого канона.
Появление дополнительного оружия в арсенале самурая можно объяснить только одним: безграничным стремлением японцев к упорядоченной жизни, каждый шаг которой регулируется определенным правилом.
Танто, например, такого же размера, что и кусунгобу, он не повреждает позвоночник, не нарушает красивого обычая и вполне подходит для самоубийства (что подтверждают реальные случаи, когда самураям приходилось выполнять сэппуку на поле боя или в иных исключительных обстоятельствах). Однако таковы были порядки средневековой Японии — если появлялся новый ритуал, для него создавали особое оружие. В комплект кусунгобу входила токонома — коробочка для хранения ножа, располагавшаяся обычно на подставке для меча.
Женский аналог кусунгобу назывался кайкэн. Женщины, в отличие от воинов, не вспарывали себе животы, а вскрывали вены на шее (иногда друг другу, что допускалось).
«Уходя из жизни посредством меча, доблестный муж всегда рисковал всадить его глубже, чем следует, повредив позвоночник и нарушив красивый обычай некрасивым падением... Короткий нож исключал подобный финал, позволяя с блеском завершить процедуру и порадовать зрителей четкостью ритуала». Японский меч. Десять веков совершенства. В. Н. Хореев
Оба ножа считались фамильными ценностями и передавались из поколения в поколение. Кайкэн своей невесте дарил на свадьбе жених. Кроме того, мать могла отдать его дочери, если последняя хотела уйти из жизни до замужества.
Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия, со Средних веков в Японии называется сэппуку, или харакири. Оба слова на японском пишутся одинаково, но в первом случае сначала пишется иероглиф «резать», а потом «живот», во втором — наоборот. В Японии более известное слово «харакири» является разговорной формой и имеет уничижительный оттенок.
Сэппуку совершали по приговору как наказание или добровольно, если была затронута честь самурая, в знак его верности господину и т. д. Этот обычай возник во второй половине XII в. вместе с особым сложным ритуалом, один из важных моментов которого состоял в том, чтобы помощник самоубийцы (обычно его лучший друг) в нужный момент одним взмахом меча отрубал ему голову.