Древний Египет - колыбель военного флота

Древний Египет по праву считается родиной речного судоходства. Первые лодки египтян (5000—3500 гг. до и. э.) изготавливались из папируса (плотной бумаги). Они предназначались для путешествий по Нилу — крупнейшей водной «магистрали», которая в то время была настоящим источником жизни для народов, обитавших на ее берегах.

Древнеегипетский боевой корабль с тараном

На крупнейших верфях Древнего Египта строили камышовые лодки длиной до 14 м, которые уже могли выходить в Средиземное море. Начиная со II тысячелетия до н. э. все крупные суда строились из дерева. Египетские корабли не только бороздили просторы Средиземного моря, но и выходили в Индийский океан по специально прорытому каналу. Развитие морской торговли влекло за собой совершенствование конструкций судов. Рулевые весла были увеличены и закреплены в специальных приспособлениях — уключинах. На носу и корме появились небольшие площадки для членов экипажа или грузов. Водоизмещение самых крупных судов достигало 60—80 т.

Водоизмещение корабля — количество воды, вытесненной подводной частью корпуса судна. Масса этой воды равна массе всего корабля.

Наконец, именно во времена Древнего Египта появились первые специализированные военные суда. Они были похожи на торговые, однако отличались одной малозаметной, но существенной деталью — тараном, частично спрятанным под водой. Носовые и кормовые площадки этих судов оказались весьма удобными для размещения лучников, метателей копий и пращников. Эти площадки защищались обшивкой из шкур, деревянных досок или камышовых связок от вражеских стрел, копий и камней.

Древнейший из известных кораблей фараонов Древнего Египта. Барельеф
Древнейший из известных кораблей фараонов Древнего Египта. Барельеф, 1800 г. до н. э.

Фрески во дворце Рамзеса III в Фивах достаточно подробно рассказывают о первом известном крупном морском сражении. Битва произошла около 1190 г. до н. э. в дельте Нила между египтянами и «морскими народами», по-современному — пиратами. На первой фреске изображены египетские корабли Рамзеса III, в которых тесно сидят воины. Видно, что на многих судах установлен таран в виде головы льва. На берегу Нила выстроились лучники фараона, также участвующие в битве. На последней фреске корабли противника взяты на абордаж, враги или убиты, или пленены.

Абордаж — скрепление при помощи крючьев бортов своего и вражеского кораблей для рукопашного боя.

Как сообщают настенные надписи, враги «оказались птицами, пойманными в гнездах. Их сердца затрепетали и покинули тела, их предводители были убиты или пойманы. Все узнали, как могуч фараон». Именно с того времени сочетание таранного и абордажного боя стало господствующей тактикой морских сражений на 2,5 последующих тысячелетия.

Топоры флотских солдат Древнего Египта
Топоры флотских солдат Древнего Египта
Боевая лодка фараона
Боевая лодка фараона



Поделиться ссылкой