Парусные линейные корабли — плавучие артиллерийские батареи

В XVII в. ведущие морские державы — Испания, Португалия, Англия, Франция и Голландия — занялись созданием огромных военных флотов. Была проведена четкая классификация военных кораблей и принят единый во всех морских державах мира «Табель о рангах кораблей». Отныне в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа они разделялись на 6 рангов. Корабли первых трех рангов, имевшие 40—100 пушек, получили название линейных.

«Линейный корабль "Эндрахт" во главе голландского флота». Картина голландского художника Лудольфа Бакхейзена

Термин «линейный корабль» происходит от тактики использования этих кораблей в морском сражении. Они выстраивались в линию, названную кильватерной, обрушивая на врага всю мощь своих бортовых пушек.

В зависимости от водоизмещения и количества пушек на борту в XVIII в. в Англии линейные корабли стали разделять на ранги. К 1-му рангу относили корабли водоизмещением более 2000 т, на борту которых было более 100 пушек, ко 2-му рангу — водоизмещением 1650—1950 т и количеством пушек 84—90, к 3-му рангу — водоизмещением 600 т и количеством пушек 64—80. Корабли 4-го и 5-го рангов назывались фрегатами и корветами и использовались для разведки и нарушения морских коммуникаций противника. Фрегаты несли 40—60 пушек, корветы — 24. Корабли 6-го ранга применялись как посыльные суда.

Первыми линейными кораблями в истории иногда считаются английские каракки «Мэри Роуз» (1510 г.) и «Генри Грэйс э'Дью» (1514 г.).

Флагман английского флота «Ройял Соверейн»
Флагман английского флота «Ройял Соверейн» (бывший «Соверейн оф зе Сиз»), 1660 г.

Один из первых английских линейных кораблей «Соверейн оф зе Сиз» («Повелитель морей») был построен в 1637 г. Его длина составляла 39 м, водоизмещение — около 1520 т. Вначале на 3 батарейных палубах было установлено 40 орудий. Однако затем корабль перестроили и увеличили число орудий до 100. Таким образом, линейный корабль 1-го ранга «Соверейн оф зе Сиз» стал наиболее мощным военным кораблем того времени, многие даже рассматривают его как вершину кораблестроительного искусства.

Вскоре корабль получил новое название — «Ройял Соверейн» («Королевский повелитель»). С тех пор он был флагманом британского флота в течение трех англо-голландских войн.

Ответом голландцев на появление мощных английских кораблей стало создание линейного корабля «Эндрахт» («Согласие»). Он был спущен на воду в 1655 г. и стал флагманом флота вместо линейного корабля «Бредероде», построенного в 1645 г. и имевшего до 53 пушек. Первоначально «Эндрахт» вооружался 57 орудиями, позже их количество было доведено до 73.

Голландский флагманский линейный корабль «Де Зевен Провинсиен»
Голландский флагманский линейный корабль «Де Зевен Провинсиен»

Вскоре флот Голландии получил еще более мощный линейный корабль — «Де Зевен Провинсиен» («Семь провинций»). Длина этого 85-пушечного гиганта составляла 62 м, команда — до 750 человек. «Де Зевен Провинсиен» был флагманским судном голландского адмирала де Рюйтера в четырехдневном сражении 1666 г., а также в сражении при бухте Сол Бей 1672 г. Входил «Де Зевен Провинсиен» и в голландскую эскадру при Барфлёр 1692 г.

Британский 104-пушечный линейный корабль 1-го ранга «Виктори» («Победа») был построен в 1765 г. В 1805 г. он принимал участие в знаменитом Трафальгарском сражении. Это была великая победа британского флота, хотя на борту именно этого судна был смертельно ранен британский главнокомандующий — адмирал Нельсон. Англичане до сих пор чтят его память. В настоящий момент корабль «Виктори» полностью восстановлен и превращен в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.

«Виктори» был крупнейшим кораблем эскадры адмирала Нельсона. Орудия располагались на трех палубах. Длина этого парусника — 69 м, а водоизмещение составляло 1200 т. Однако история мирового флота знала корабли и покрупнее.

Британский 104-пушечный линейный корабль 1-го ранга «Виктори», 1765 г.
Британский 104-пушечный линейный корабль 1-го ранга «Виктори», 1765 г.

Так, парусный корабль «Сантисима Тринидад» («Святая Троица») длиной 63 м по водоизмещению (1900 т) был равен 31 греческой триреме. Этот линейный корабль 1-го ранга был спущен на воду в Испании в 1769 г. Первоначально на трех его палубах устанавливалось до 112 орудий. Затем этот гигант был перестроен и впервые в истории кораблестроения получил четвертую палубу. В итоге «Сантисима Тринидад» мог сделать залп одновременно из 144 орудий! На четырех палубах жил, нес службу и сражался рекордный в истории парусного флота экипаж — 1200 человек.

В целом появление линейных кораблей ознаменовало начало нового этапа в истории флота — эпохи безраздельного господства пушечных парусников-гигантов. Линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам, как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

Французский линейный корабль «Солье Рояль» («Королевское солнце»), 1770 г.
Французский линейный корабль «Солье Рояль» («Королевское солнце»), 1770 г.



Поделиться ссылкой