В XVII в. ведущие морские державы — Испания, Португалия, Англия, Франция и Голландия — занялись созданием огромных военных флотов. Была проведена четкая классификация военных кораблей и принят единый во всех морских державах мира «Табель о рангах кораблей». Отныне в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа они разделялись на 6 рангов. Корабли первых трех рангов, имевшие 40—100 пушек, получили название линейных.
Термин «линейный корабль» происходит от тактики использования этих кораблей в морском сражении. Они выстраивались в линию, названную кильватерной, обрушивая на врага всю мощь своих бортовых пушек.
В зависимости от водоизмещения и количества пушек на борту в XVIII в. в Англии линейные корабли стали разделять на ранги. К 1-му рангу относили корабли водоизмещением более 2000 т, на борту которых было более 100 пушек, ко 2-му рангу — водоизмещением 1650—1950 т и количеством пушек 84—90, к 3-му рангу — водоизмещением 600 т и количеством пушек 64—80. Корабли 4-го и 5-го рангов назывались фрегатами и корветами и использовались для разведки и нарушения морских коммуникаций противника. Фрегаты несли 40—60 пушек, корветы — 24. Корабли 6-го ранга применялись как посыльные суда.
Первыми линейными кораблями в истории иногда считаются английские каракки «Мэри Роуз» (1510 г.) и «Генри Грэйс э'Дью» (1514 г.).
Один из первых английских линейных кораблей «Соверейн оф зе Сиз» («Повелитель морей») был построен в 1637 г. Его длина составляла 39 м, водоизмещение — около 1520 т. Вначале на 3 батарейных палубах было установлено 40 орудий. Однако затем корабль перестроили и увеличили число орудий до 100. Таким образом, линейный корабль 1-го ранга «Соверейн оф зе Сиз» стал наиболее мощным военным кораблем того времени, многие даже рассматривают его как вершину кораблестроительного искусства.
Вскоре корабль получил новое название — «Ройял Соверейн» («Королевский повелитель»). С тех пор он был флагманом британского флота в течение трех англо-голландских войн.
Ответом голландцев на появление мощных английских кораблей стало создание линейного корабля «Эндрахт» («Согласие»). Он был спущен на воду в 1655 г. и стал флагманом флота вместо линейного корабля «Бредероде», построенного в 1645 г. и имевшего до 53 пушек. Первоначально «Эндрахт» вооружался 57 орудиями, позже их количество было доведено до 73.
Вскоре флот Голландии получил еще более мощный линейный корабль — «Де Зевен Провинсиен» («Семь провинций»). Длина этого 85-пушечного гиганта составляла 62 м, команда — до 750 человек. «Де Зевен Провинсиен» был флагманским судном голландского адмирала де Рюйтера в четырехдневном сражении 1666 г., а также в сражении при бухте Сол Бей 1672 г. Входил «Де Зевен Провинсиен» и в голландскую эскадру при Барфлёр 1692 г.
Британский 104-пушечный линейный корабль 1-го ранга «Виктори» («Победа») был построен в 1765 г. В 1805 г. он принимал участие в знаменитом Трафальгарском сражении. Это была великая победа британского флота, хотя на борту именно этого судна был смертельно ранен британский главнокомандующий — адмирал Нельсон. Англичане до сих пор чтят его память. В настоящий момент корабль «Виктори» полностью восстановлен и превращен в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.
«Виктори» был крупнейшим кораблем эскадры адмирала Нельсона. Орудия располагались на трех палубах. Длина этого парусника — 69 м, а водоизмещение составляло 1200 т. Однако история мирового флота знала корабли и покрупнее.
Так, парусный корабль «Сантисима Тринидад» («Святая Троица») длиной 63 м по водоизмещению (1900 т) был равен 31 греческой триреме. Этот линейный корабль 1-го ранга был спущен на воду в Испании в 1769 г. Первоначально на трех его палубах устанавливалось до 112 орудий. Затем этот гигант был перестроен и впервые в истории кораблестроения получил четвертую палубу. В итоге «Сантисима Тринидад» мог сделать залп одновременно из 144 орудий! На четырех палубах жил, нес службу и сражался рекордный в истории парусного флота экипаж — 1200 человек.
В целом появление линейных кораблей ознаменовало начало нового этапа в истории флота — эпохи безраздельного господства пушечных парусников-гигантов. Линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам, как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.