В эпоху Великих географических открытий морской разбой претерпел сильные изменения. Одной из главных причин этого стало открытие и колонизация Американского континента испанцами и португальцами в конце XV–XVI вв. – конкиста (завоевание). Из Америки в Европу потекли несметные богатства: драгоценные камни, металлы, диковинные плоды, пряности. Открытые земли и острова Вест-Индии (Центральной Америки) были объявлены землями испанской короны. Позже к освоению Нового Света, так стали называть Америку, присоединились португальцы и французы. Леса и рощи Испании были пущены на строительство громадного флота транспортно-боевых кораблей – галеонов, потомков каракки. В короткие сроки были построены «золотой» и «серебряный» флоты.
Во времена королевы Елизаветы I Англия стала отвоёвывать у Испании авторитет «главной морской державы». Елизавета покровительствовала морским разбойникам, такое поведение королей было нормой, главенствовал принцип: «кто сильнее, тот и прав». Елизавета стала выдавать английским капитанам каперские патенты – официальные разрешения на морской разбой. В патенте оговаривались доли добычи, идущие капитану (каперу) и в казну. С началом успешных действий каперов в Англию потекло золото, города развивались и богатели.
В начале XVI в. появилось понятие «флибустьер» – морской разбойник, грабивший только испанские золотые и серебряные караваны. Британские флибустьеры оборудовали базы в бухтах островов Карибского моря, получившее второе имя – Флибустьерское. В первой половине XVII в. стараниями британских пиратов могущество Испании было подорвано, а Британия создала фундамент для образования огромной империи.
Морские разбойники отдавали предпочтение небольшим кораблям, обладающим высокой скоростью и маневренностью: на таком корабле можно догнать медлительный галеон и уйти от хорошо вооружённого боевого корабля. Из одномачтовых судов самыми «пиратскими» были гукер и шлюп с косыми парусами. Использовались двухмачтовые шхуны с косым парусным вооружением, позволявшим ходить в неблагоприятный ветер, бриги с прямыми парусами, дававшими хороший ход при попутном ветре. Но самыми популярными у пиратов были шхуна – бриг, или бригантина, нёсшая на передней мачте (фоке) прямые паруса, а на задней (бизани) – косые, сочетая достоинства обоих типов парусного вооружения.
Для увеличения высоты мачт над основной мачтой монтировали стеньгу. Мачта и стеньга соединялись площадкой – марсом. На марсах располагались матросы. Устойчивость мачте придавали боковые растяжки – ванты.