Суда Русского Севера

Люди, живущие на Российском Севере, на берегах Белого моря, называют себя поморами. Землепашество здесь было развито, но прокормиться выросшими за короткое северное лето дарами скудной местной почвы было невозможно. Основой благополучия и процветания поморов в XVI–XIX вв. был морской промысел. Поморы объединялись в артели и выходили в море на поиски рыбы и на охоту за моржами, тюленями и нерпами. Основой поморского рациона была треска, пикша, зубатка, палтус. Солёную северную рыбу, ворвань, моржовый клык и шкуры морского зверя поморы везли в Европу и на юг, продавали в центральных губерниях России.

Основными типами судов поморов были гукор, лодья и коч. Гукор, большое двух-трёхмачтовое грузовое судно с объёмными трюмами, предназначался в основном для торговли. Поморские гукоры ходили в Скандинавию, Англию и другие страны Северной Европы. Лодья, а в Центральной России её называли ладья, – наиболее древний тип поморского судна, ведущий свою родословную от Киевской Руси.

Гукор
Гукор
Ладья
Ладья

Первые лодьи представляли собой огромный чёлн-долблёнку, сделанный из толстенного могучего ствола старого дерева. Позднее борта лодей стали надстраивать досками. Такие лодьи, ходившие по северным рекам и морям, назывались надставными. Наконец лодьи стали строить по обычной схеме: с килем, шпангоутами и обшивкой из досок встык – последующий венец досок не накрывал предыдущий, как у драккара, а крепился кромка к кромке. В результате поверхность корпуса получалась гладкой, что имело огромное значение при плавании во льдах. Интересно, что лодьями поморы называли все корабли, не употребляя слова «корабль» как такового.

Коч
Коч

Самым маленьким и самым интересным поморским корабликом был коч. Небольшое одномачтовое судно длиной менее 20 м предназначалось для дальних экспедиций с зимовками во льду. Форма корпуса коча была овальной, ложковидной. Благодаря этому коч при вмерзании в лёд не рисковал быть раздавленным: его выдавливало вверх, на поверхность ледового поля. Хотя артельщики этого и не допускали: если вокруг коча смыкались льды, грозя затереть судёнышко, артельщики дружно вытаскивали его на кромку льда, где он становился горизонтально благодаря плоскому днищу. Кочи подходили для плавания по могучим сибирским рекам, поэтому их строительство наладили и в Сибири. Великий норвежский полярный исследователь Ф. Нансен избрал форму корпуса поморского коча при строительстве своего корабля «Фрам». Корабль Нансена выдержал все испытания ледовой стихией и сейчас сохраняется в музее столицы Норвегии в г. Осло.

Поморы совершали морские путешествия на Шпицберген, Новую Землю, Северную Землю. Они не боялись зимовать вдали от родных мест. Когда Пётр I начал создавать флот, первых корабелов он послал учиться к берегам Белого моря.



Поделиться ссылкой