История создания танков

Для прорыва полевых укреплений колесные броневики были недостаточно вездеходными. Они уверенно двигались только по твердому грунту. В рыхлую землю, снег или грязь узкие колеса проваливались, техника застревала. Воронки, канавы и окопы, заборы и валы тогдашние колесные машины также не могли преодолевать. Это заставило конструкторов разрабатывать бронетехнику на гусеничном ходу.

«Маленький Вилли»
«Маленький Вилли»

Первые танки

В 1914–1915 гг. в России, Англии и Франции было предложено несколько проектов гусеничных «бронетракторов», «вездеходов» и «сухопутных крейсеров», но большинство не пошло дальше чертежей и опытных образцов. Самым удачным стал «Маленький Вилли», созданный в 1915 г. англичанами У. Триттоном и У. Вильсоном, взявшими за основу схему гусеничного движителя трактора «Холт». В серию машина не пошла – короткая гусеница не позволяла преодолевать широкие рвы и заборы. У следующей модели – «Большого Вилли» проходимость улучшили, изменив устройство гусеничного движителя.

Корпус сделали ромбовидным, установив гусеницу в обхват борта. При преодолении рвов и стенок передняя выступающая грань «ромба» нависала над ними, а затем наползала на препятствие сверху. Из-за такой конструкции машина получилась высокой. У оружейной башни на крыше была большая «мертвая зона», поэтому оружие установили в спонсонах – поворотных выступах на бортах. «Большой Вилли» поступил в армию под названием Mk I (сокр. «Mark I» – «первая модель») с двумя вариантами вооружения в спонсонах: «самец» с 6-фунтовыми орудиями и «самка» с пулеметами. В 1916 г. первые Mk I вступили в бой. Из 48 машин лишь 16 добрались до немецких позиций, не сломавшись, но им удалось прорвать оборону. Успех побудил увеличить выпуск новых машин. В ходе войны появилось еще 7 модификаций «ромба», последовательно получивших маркировку от Mk II до Mk VIII. На них устранили недоработки, усилили двигатель, вооружение и броню, улучшили управление.

Mark I («Большой Вилли») «самец»
Mark I («Большой Вилли») «самец»

Французы начали разрабатывать «сухопутные броненосцы» (по аналогии с кораблями-броненосцами) одновременно с англичанами, взяв за основу тот же «Холт». Но французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» вступили в бой лишь в 1917 г. Форму гусеницы французы изменять не стали, поэтому проходимость их машин была ниже, чем у Mk I. Зато гусеница находилась под корпусом, который ее защищал. «Изюминкой» французских танков была электрическая трансмиссия (система передачи энергии двигателя к движителю – гусеницам), позволявшая управлять машиной одному водителю. У британского Mk I на каждую гусеницу приходилась отдельная коробка передач, и с управлением им еле-еле справлялись 4 человека (водитель, два помощника на коробках передач, командир на тормозах гусениц).

В «Шнейдере» и «Сен-Шамоне» бензиновый двигатель крутил генератор, и ток поступал к электромоторам, вращавшим гусеницы. Водитель регулировал подачу тока на моторы, изменяя направление и скорость вращения гусениц, тем самым заставляя танк поворачивать в движении и даже разворачиваться на месте. «Шнейдер» и «Сен-Шамон» получились настолько легко управляемыми, что орудие можно было наводить по горизонтали поворотом машины. Это позволило отказаться от хрупких конструкций спонсонов или башен и установить более мощное орудие прямо в лобовой броне. Машины такой компоновки позже стали называть самоходными артиллерийскими установками (САУ).

«Сен-Шамон»
«Сен-Шамон»
Танк «Шнейдер» с экипажем. Франция. 1918 г.
Танк «Шнейдер» с экипажем. Франция. 1918 г.

Для управления танками первого поколения и стрельбы из их пушек и пулеметов требовался экипаж из 8–12 человек. Машины, вмещающие такое количество людей, выходили громоздкими и тяжелыми. Они ползали по полю боя со скоростью пешехода, не поспевая за бегущей в атаку пехотой и становясь легкой мишенью для орудий противника. Более мощные двигатели не решали проблемы – массивные и тяжелые, они только увеличивали размер и вес машин. Инженеры искали иные решения.

Оригинальный выход из конструктивного тупика, в котором оказались танки, предложили французы Л. Рено и Э. Эстиен, создатели «Рено FT-17» – первого легкого танка. «Рено FT-17» был настолько прост в управлении, что с ним справлялись всего 2 человека: водитель и командир-стрелок. Большой корпус стал не нужен, и FT-17 в 5 раз более легкий, чем Mk V, даже с простеньким массовым автомобильным двигателем развивал вдвое большую, чем он, скорость.

Первый немецкий танк A7V
Первый немецкий танк A7V

Рено и Эстиен применили ряд решений, позже ставших классическими. Гусеницу вместо ромбовидной сделали треугольной – поднятой вверх только спереди. При этом благодаря оригинальной системе амортизирующих рессор проходимость осталась высокой. Низкий корпус позволил установить оружие не по бортам, а во вращающейся башне сверху, не теряя возможности обстрела ближних подступов. Варианты вооружения были разными – 8-мм «Гочкис» у «самки», 37-мм орудие у «самца» или 76-мм гаубица у машины огневой поддержки.

Маленькие и быстрые FT-17 поспевали не только за пехотой, но и за кавалерией, вместе с которой могли, прорвав оборону, совершить рейд в тылу врага. До конца войны союзники «наклепали» около 3100 простых и дешевых FT-17, а всего в разных странах их выпустили около 8000.

Французский легкий танк Рено FT-17 («самец»)
Французский легкий танк Рено FT-17 («самец»)

Российская промышленность периода Первой мировой войны не могла наладить выпуск танков. В стране не производилось компактных и мощных двигателей, заводов тоже не хватало. В то же время даже применение закупленных у англичан танков было осложнено слабым развитием сети железных дорог в России. Медленные и часто ломавшиеся машины приходилось везти к месту применения на поездах, и на многие участки огромного русского фронта их просто невозможно было доставить.

Более полезной на русском бездорожье оказалась техника с полугусеничным движителем, изобретенным личным водителем Николая II, французом А. Кегрессом. Еще в 1906–1914 гг. конструктор опробовал свою схему на ряде машин, включая личный «Мерседес» императора. Заднюю – ведущую пару колес конструктор заменил резиновыми гусеницами, получив хорошее сцепление и тягу на мягком грунте. Передняя ось осталась колесной. Это позволило использовать обычное рулевое управление вместо технически сложного метода поворота за счет изменения скорости вращения гусениц.

Английский средний танк Mk А «Уайппет» («Whippet»)
Английский средний танк Mk А «Уайппет» («Whippet»)

Автомобили на шасси Кегресса хорошо показали себя на фронте. Когда в 1916 г. в Россию из Англии стали поступать броневики «Остин» на базе одноименного грузовика, часть из них переделали в полугусеничные. Так в Русской армии появился «Остин-Кегресс» – более скоростной, простой и дешевый, чем танки. Благодаря дополнительным опорным каткам, выступавшим спереди и сзади колес и гусениц, он мог потягаться с танками и в проходимости. Но, к сожалению, таких броневиков до конца войны построили немного.

Русский полугусеничный броневик «Остин-Кегресс»
Русский полугусеничный броневик «Остин-Кегресс»
Немецкий легкий танк LK-I
Немецкий легкий танк LK-I

Танки Второй мировой войны

Легкие танки

Вторая мировая война ожидалась маневренной, и главным требованием генералов к танкам становилась скорость. Быстроходные легкие танки должны были входить в прорыв линии фронта и наносить стремительные удары по коммуникациям врага. Легкие танки неплохо повоевали в локальных конфликтах, но в «большой войне» возлагавшихся на них надежд не оправдали.

Т-26 – двухбашенный вариант. СССР. 1930–1933 гг.
Т-26 – двухбашенный вариант. СССР. 1930–1933 гг.

Легкие танки могли весить от 4–5 т до 15–20 т. По назначению они делились на две группы, названия которых в разных странах различались, но суть была одной: лучшие забронированные, но неторопливые машины поддерживали пехоту, а быстроходные использовались для разведки и рейдов по тылам противника. «Пехотные» танки были в большинстве. Во Франции на вооружении стоял «Рено» R-35, разработанный взамен танка образца 1917 г.

Накануне Второй мировой войны англичане создали довольно удачный танк «Валентайн», он выпускался до 1944 г. В СССР массовым (11 000 шт.) стал Т-26, выпускавшийся в двух вариантах: две башни с пулеметами или одна башня с пушкой. Одновременно, хотя и во вдвое меньших количествах, производили БТ (Быстроходный танк) – семейство из трех модификаций. В военное время выпуск легких танков в СССР продолжался, но их было построено в 2,5 раза меньше, чем средних танков.

Mk.III «Валентайн». Великобритания. 1940–1944 гг.
Mk.III «Валентайн». Великобритания. 1940–1944 гг.

В 1930-е годы в разных странах в погоне за скоростью строили танки, которые имели одновременно и гусеницы, и колеса. Конструкция была громоздкой и неудобной в эксплуатации. Американец Д.У. Кристи предложил снимать гусеницы и двигаться на обрезиненных катках большого диаметра. Кроме того, он разработал свечную подвеску (она же – «подвеска Кристи») – надежную и дающую мягкий ход. На пересеченной местности танк Кристи разгонялся почти до 70 км/ч, а на шоссе со снятыми гусеницами мог обогнать легковой автомобиль. Идеи Кристи нашли понимание не только в СССР, где на основе его танка М1931 было создано семейство колесно-гусеничных танков БТ, но и во всем «танковом мире».

БТ-7 на гусеницах. СССР. 1935–1940 гг.
БТ-7 на гусеницах. СССР. 1935–1940 гг.

Ограничения Версальского договора вынуждали Германию разрабатывать танки под видом тракторов, но когда к власти пришел Гитлер, немецкое танкостроение «вышло из тени». Первым серийным танком стал Pz I (полностью он назывался PzKpfw – от Panzerkampfwagen – «бронированная военная машина»). Война в Испании показала, что у танка слабы бронирование и вооружение, и в 1938 г. его выпуск прекратили. Тем не менее в польской и французской кампаниях 1939–1940 гг. Pz I был самым многочисленным танком вермахта – 1800 шт.

В 1937 г. пошел в производство Pz II, разработчики которого учли опыт первого немецкого танка. Максимальная толщина брони осталась прежней, но новая подвеска и более мощный двигатель сделали «двойку» быстрой и маневренной, а автоматическая 20-мм пушка увеличила ее огневую мощь. Однако для противостояния с Красной Армией Pz II оказался слабоват, и в 1942 г. его перестали производить.

Легкий танк Pz I (PzKpfw I) – первый танк нацистской Германии. 1934 г.
Легкий танк Pz I (PzKpfw I) – первый танк нацистской Германии. 1934 г.
Немецкий легкий танк Pz II (PzKpfw II).1935–1943 гг.
Немецкий легкий танк Pz II (PzKpfw II).1935–1943 гг.

Средние танки

Вторая мировая война быстро показала, что у легких танков нет шансов на успех, и они сошли со сцены. Главной ударной силой воюющих сторон стали средние танки массой 20–30 т. Основное противоборство бронированных машин развернулось на советско-немецком фронте, и именно оно определяло развитие мировой танковой мысли в военные годы.

М4А2 «Шерман». США. 1942–1943 гг.
М4А2 «Шерман». США. 1942–1943 гг.
Mk.II «Матильда». Великобритания. 1940–1943 гг.
Mk.II «Матильда». Великобритания. 1940–1943 гг.
«Сомуа» S35. Франция. 1935–1940 гг.
«Сомуа» S35. Франция. 1935–1940 гг.
«Чи Хе» Тип 97. Япония. 1943–1944 гг.
«Чи Хе» Тип 97. Япония. 1943–1944 гг.

СССР вступил в войну со множеством танков старых конструкций. Почти вся эта устаревшая техника была уничтожена немцами в начале войны. Однако уже с 1940 г. серийно выпускался новейший танк Т-34-76, созданный конструктором М.И.  Кошкиным, опиравшимся на опыт разработки БТ. К началу войны в войсках уже было около тысячи этих «тридцатьчетверок», сочетавших маневренность, бронезащиту и мощь огня. Средний танк Т-34 прошел всю войну, оставаясь основным советским танком. Учитывая меняющиеся условия войны, конструкторы модернизировали «тридцатьчетверку»: усиливали броню, меняли форму башни, увеличивали боекомплект. В 1944 г. танк получил вместо 76-мм пушки более мощное орудие калибра 85 мм и стал называться Т-34-85.

Двигатели танков всех стран – участниц войны работали на дорогом бензине, а дизельный двигатель «тридцатьчетверки» работал на дешевом дизельном топливе (солярке) и потреблял меньше топлива, чем карбюраторные двигатели. Поджечь «тридцатьчетверку» было труднее, чем «бензиновый» танк, – ведь солярка горит хуже бензина. Совершенствовалось и производство. На заводах освоили автоматическую сварку бронекорпусов, потом вместо сварной башни стали ставить литую, а позднее и штампованную. Усилия технологов снизили трудоемкость изготовления Т-34 практически вдвое. Он стал самым массовым танком войны – на семи заводах было выпущено более 35 000 этих грозных боевых машин.

Советский средний танк Т-34-85. Производился в 1943–1958 гг.
Советский средний танк Т-34-85. Производился в 1943–1958 гг.

Во Вторую мировую войну Германия вступила с двумя типами средних танков – Pz III и Pz IV. Именно они составляли подавляющее большинство в парке панцерваффе – бронетанковых сил немецкой армии. Pz III оказался слабоват и, несмотря на создание ряда модификаций, к 1943 г. его выпуск прекратили. К середине войны Pz IV тоже перестал устраивать немецких танкистов и продержался до конца войны лишь за счет непрерывной модернизации, заметно изменившей его характеристики.

Боевая масса Pz IV увеличилась с 18,4 до 25 т, лобовая броня выросла до 50 мм. Калибр пушки остался прежним – 75 мм, но ее ствол стал длиннее, что позволило разгонять снаряд до более высокой скорости, чтобы он легче пробивал броню. Эти изменения увеличили вес танка. Чтобы он оставался таким же подвижным, мощность двигателя пришлось поднять с 250 до 300 л.с. (лошадиных сил). Однако при тех же узких гусеницах давление на грунт выросло, и проходимость Pz IV ухудшилась.

емецкий средний танк Pz V «Пантера»
Немецкий средний танк Pz V «Пантера». Производился в 1943–1945 гг.

Немецким танкостроителям не удалось выполнить требование Гитлера «Война должна быть закончена с тем же оружием, с которым она начиналась» – PzIII и PzIV не могли достойно противостоять Т-34. Поэтому в 1943 г. был начат серийный выпуск танка Pz V, более известного под именем «Пантера». При весе 35 т «Пантера» «балансировала» между средними и тяжелыми танками. Форма бронекорпуса «Пантеры» была рациональнее, чем формы корпуса ее предшественников – сказалось влияние Т-34.

Пушка сохранила привычный калибр 75 мм, но длина ствола выросла на 75%. В конструкции Pz V было много новшеств, но они не только улучшили характеристики танка, но и сделали его не слишком надежным. Тем не менее «Пантера» считалась «серьезным зверем», и танкисты противника относились к ней с опасливым уважением.

Тяжелые танки

Гражданская война в Испании 1936–1939 гг. показала, что броня легких и средних танков не может устоять перед тогдашней противотанковой артиллерией. Генералы сделали вывод, что броню надо усилить, и решили создать хорошо защищенные тяжелые танки. Но с реализацией принятых решений в СССР и в Германии – передовых «танковых» державах того времени, дела обстояли по-разному.

«Черчилль». Великобритания, 1940 г.
«Черчилль». Великобритания, 1940 г.

В 1938 г. конструкторы во главе с Н.Л. Духовым разработали тяжелый танк КВ («Клим Ворошилов»– по имени наркома, т.е. министра обороны СССР). Тогда было «модно» ставить на танки по нескольку башен, и непривычный однобашенный КВ был принят военными прохладно. Однако на сравнительных войсковых испытаниях в ходе советско - финской войны (1939–1940 гг.) КВ показал преимущество перед двухбашенными танками. Правда, для разрушения мощных ДОТов финских оборонительных сооружений «линии Маннергейма» 76-мм пушка КВ оказалась слабовата.

На танке появилась гаубица калибра 152 мм, что потребовало увеличения размеров башни. Этот танк получил обозначение КВ-2, а его предшественника стали называть КВ-1.

К началу войны в Красной Армии было менее 500 КВ-1 и КВ-2, но даже редкие встречи с ними приводили немецкие войска в шоковое состояние. Танковые и противотанковые орудия не могли пробить броню КВ – это было по силам только 88-мм зенитным пушкам с их высокой скоростью снаряда. Танки КВ достойно показали себя в самый тяжелый начальный период Великой Отечественной войны.

КВ-1. СССР. 1939–1942 гг.
КВ-1. СССР. 1939–1942 гг.

Еще в 1937 г. немецкое командование выдало задание на разработку тяжелого танка, однако с этим не торопились. Встречи с французскими и английскими тяжелыми танками в боях 1940 г. вызвали было беспокойство у генералов вермахта, но эйфория от быстрой победы их успокоила. К ускорению разработки немецкого тяжелого танка привел шок от столкновения с советскими Т-34 и КВ, и в середине 1942 г. на войсковые испытания поступили первые Pz  VI «Тигр». Годом позже началось их широкое применение.

В «Тигре» прослеживались «коробчатые» очертания, характерные для немецких танков того времени («Пантеры» с большими углами наклона брони еще не было). На Pz VI впервые появились особые катки гусениц – узкие, установленные в шахматном порядке, что улучшало плавность хода танка. В почти пятиметровом стволе 88-мм пушки «Тигра» бронебойный снаряд разгонялся до скорости 1000 м/с, приобретая огромную пробивную силу.

PZ VI «Тигр». Германия. 1942–1944 гг.
PZ VI «Тигр». Германия. 1942–1944 гг.

В ходе модернизации появился Pz VIB, иначе называемый «Королевский тигр», или «Тигр II». Лобовая броня толщиной 150 мм с наклоном 50° к вертикали сделала новый «Тигр» похожим на «Пантеру». Пушка стала еще длиннее и мощнее. Машина прибавила в весе (68 т против 56 т), но двигатель остался тем же, что и у предшественника – 700 л.с. – это ухудшило маневренность.

В серийное производство «Тигр II» пошел в 1944 г., когда Германия уже подвергалась массированным бомбардировкам и испытывала дефицит металла и рабочих рук, поэтому немцы успели выпустить менее 500 танков этого типа. Несмотря на малочисленность, «Королевские тигры» успели оставить впечатление опасных противников, ибо по сочетанию параметров «защита + огневая мощь» оказались в числе лучших танков Второй мировой войны.

Pz VIB « Королевский тигр» («Тигр II»). Германия. 1944–1945 гг
Pz VIB « Королевский тигр» («Тигр II»). Германия. 1944–1945 гг

Появление на фронте немецких «Тигров» привело к ускорению разработки нового советского тяжелого танка, получившего наименование ИС («Иосиф Сталин»). Быстрому запуску нового танка в производство помогало использование в конструкции деталей и узлов КВ. Однако разработка новой мощной пушки и боеприпасов к ней задерживались. Первые ИС были, по сути, опытными образцами – их оснастили 85-мм пушкой (поэтому их еще называли ИС-85) и построили всего несколько десятков.

К концу 1943 г. на вооружение Красной армии был принят ИС-2, которого отличала от предшественника 122-мм пушка с дульным тормозом – устройством, предназначенным для уменьшения отдачи ствола. Дальнобойная пушка позволяла танку не сближаться с противником, расстреливая врага издали, тогда ответный огонь не мог нанести ему серьезного ущерба. С 1943 г. ИСы стали вытеснять с поля боя честно отслужившие свое КВ. Было построено 3500 танков ИС-2, и они внесли значительный вклад в победу над нацистской Германией.

ИС-1. СССР. 1943–1944 гг.
ИС-1. СССР. 1943–1944 гг.
ИС-2. СССР. 1943–1945 гг.
ИС-2. СССР. 1943–1945 гг.

Танки 1945–1965 гг.

После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.

Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский  «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.

Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг
Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг

В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.

В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.

Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.
Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.

Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.

Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.
Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.
Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.
Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.
Тяжелый танк Т-10. СССР
Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.
Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.
Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.
Т-64. 1969 г.
Т-72. 1973 г
Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г
«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.
«Леопард-1». Германия. 1965 г.
М1 «Абрамс»
М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г
Т-80. СССР. 1976 г.

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны». В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность.

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.
Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.
Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.
AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.
Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.



Поделиться ссылкой