Танки США

История американского танкостроения

В конце XIX — начале ХХ в. в США стремительно развивавшаяся тяжелая промышленность и инженерно-конструкторские кадры были готовы для производства нового типа вооружений — танков. Именно в Америке сконструировали и построили трактор «Холт», послуживший основой для первых работ европейских танкостроителей. При таких исходных данных США вполне можно считать родоначальником танкостроительства.

С 1915 г. предлагались созданные в частном порядке проекты машин, которые могли послужить прообразом танка, но идея создания тяжелых бронированных машин ни правительство, ни военное командование не заинтересовала. Такая позиция связана с тем, что в начале XX в. США избегали вовлечения в какие-либо конфликты на других континентах и не рассматривали возможности участия в боевых действиях за океаном, а для обороны собственных границ от внешней агрессии нужны были не тяжелые бронированные машины, а флот. Для боевых же действий на Североамериканском континенте вполне хватало существовавших на начало XX в. вооружений, так как здесь США сталкивались с плохо вооруженными противниками.

«Сикс-тон Тэнк» M1917
Другое название «Сикс-тон Тэнк» M1917 — «Форддвухместный»

В начале Первой мировой войны придерживавшиеся политики изоляционизма США стремились сохранить нейтралитет. Однако потопленные американские суда и перехваченная телеграмма министра иностранных дел Германии Артура Циммермана, в которой рассматривалась вероятность привлечь Мексику на сторону Германии в возможной войне против США, вынудили президента Вудро Вильсона запросить согласие Конгресса на вступление в войну. 6 апреля 1917 г. Америка объявила войну Германии.

Первые американские солдаты прибыли в Европу 27 мая 1917 г. Возглавил Американские экспедиционные силы генерал-майор Джон Джозеф Першинг. Опытный генерал быстро осознал всю бесперспективность затяжной окопной войны. Здесь же он познакомился и с зарождавшимися бронетанковыми войсками европейских стран. Идея применять на поле боя мобильные, хорошо защищенные машины понравилась Першингу, и он стал главным инициатором создания танковых войск США. К этому времени тракторная фирма «Холт» уже разработала проект машины, сходный по характеристикам с первым английским танком «Малыш Вилли».

По инициативе генерала Першинга 26 января 1918 г. началось формирование американского Танкового корпуса, состоявшего из двух частей — танкового корпуса в составе Американских экспедиционных сил в Европе (дислоцировался во Франции и Великобритании) и Танковой службы Национальной армии (находился в США). Для вооружения американского Танкового корпуса решили закупить танки «Рено» FT-17. Однако Франция, остро нуждавшаяся в танках, не могла выполнить заказ американской стороны, поэтому вскоре решили наладить производство французских танков в США по лицензии, которую приобрела у французской стороны компания «Форд». Однако в нужные сроки наладить производство танков не удалось, так как американские рабочие не имели опыта производства столь тяжелых и сложных машин, а также не смогли приспособиться к европейской метрической системе мер.

В результате в свой первый бой 12 сентября 1918 г. американские танкисты вступили на танках «Рено» FT-17 французского производства (всего Франция передала 514 машин). В битве при Сен-Михель занятый немцами выступ к юго-востоку от Вердена атаковали 16 дивизий американской армии под командованием подполковника Джорджа С. Паттона — младшего, которого по его личной просьбе перевели из канцелярии в сформированный танковый корпус.

Джордж Смит Паттон
Джордж Смит Паттон — младший на фоне легкого танка «Рено» FT-17 во Франции. 1918 г.

В этом бою 304-я танковая бригада в составе 144 танков «Рено» FT-17 получила задачу поддерживать наступление 42-й и 1-й американских дивизий. В ходе наступления американские танки успешно подавили пулеметные и артиллерийские точки противника, прорвали проволочные заграждения и т. д. Несмотря на сопротивление врага и попытки атаки артиллерией и авиацией, за два дня боев бригада потеряла всего 38 танков. Лишь две машины из этого числа были поражены огнем противника, остальные либо попали в ямы или окопы, либо вышли из строя из-за технических поломок. Большинство из этих танков удалось эвакуировать и вернуть в строй.

Успех американских танкистов при Сен-Михель подтвердил важность и необходимость развития в США этого вида вооружения. 304-я танковая бригада воевала до окончания Первой мировой войны.

Однако американцы так и не сумели наладить выпуск некоторых комплектующих для «Рено» FT-17, поэтому проект танка коренным образом пересмотрели. Вместо двигателя «Рено» установили американский мотор «Буда» мощностью 43 л. с., а также упростили ряд деталей, что позволило снизить цену танка.

Тем не менее в процессе работы над модификацией танка американские специалисты улучшили и некоторые его отдельные боевые характеристики: повысили защищенность, оснастили пушку и пулемет оптическими прицелами, улучшили обзор для механика-водителя за счет добавленных смотровых щелей в скосах на лобовой части корпуса.

Серийное производство танка, получившего обозначение «Сикс-тон Тэнк» M1917, сумели наладить только к октябрю 1918 г. До окончания войны американская промышленность успела выпустить 67 единиц (по другим данным всего 10). Но танки уже не успели принять участие в боях.

Тяжелый танк Mk VIII

Главнокомандующий Американскими экспедиционными силами Дж. Першинг, высоко оценивший возможности танков, поручил подполковнику своего штаба ЛеРою Элтингу провести тщательный анализ применения британских и французских танков и на его основе составить программу формирования танковых сил США. Закончив работу, Элтинг направил в военное министерство телеграмму следующего содержания: «Тщательное изучение опыта англичан и французов по применению танков завершено. Выводы будут посланы ближайшей почтой. Проект включает 350 тяжелых танков британского образца Мк V, 20 аналогичных танков для организации связи, 40 аналогичных танков для доставки запасов бензина и масла, 140 танков, чтобы нести по 25 солдат или 5 т грузов, 50 аналогичных танков с верхней платформой для полевого орудия, всего 600 тяжелых танков. Также следует иметь танки "Рено”: 1030 — в боевых частях, 130 — для доставки снабжения, 40 — для организации связи, всего —1200 танков "Рено"».

Тяжелый танк Мk VIII
Тяжелый танк Мk VIII имел два неофициальных названия — «Интернэшнл» («Международный») и «Либерти» («Свобода»)

Ответственным за создание танкового корпуса для армии США назначили майора Джеймса Дрейна. Для решения вопроса с тяжелыми танками он отправился в Лондон на встречу с подполковником Альбертом Стерном и по результатам переговоров сделал заказ на 600 танков Мк VI. Но вскоре майор Дрейн изменил свое мнение и порекомендовал начальнику отдела вооружений обратить внимание на танк Мк VIII, который в то время находился в стадии разработки.

Вскоре была достигнута договоренность о совместной работе над танком Мк VIII, что, без сомнений, устраивало обе стороны: промышленность Великобритании уже не могла самостоятельно выпускать тяжелые танки в достаточном количестве, а в США не располагали необходимым опытом и технологиями для организации собственного производства. При этом американцы обязались поставлять авиационные двигатели, аккумуляторные батареи, трансмиссии с коробками передач, механизмы управления и ряд других комплектующих, а британцы — броню, траки, катки и вооружение, а также обеспечить американскую сторону всей необходимой технической документацией.

Приняли решение привлечь к данному проекту Францию, на территории которой планировалось наладить массовое производство танков, что облегчило бы транспортировку готовых машин к линии фронта. Но строительство завода французской стороной сильно затянулось и вскоре стало ясно, что Франция не сможет предоставить необходимое количество материальных и людских ресурсов. В итоге проект по созданию тяжелого танка Мк VIII так и остался англо-американским, по окончании войны французская сторона покинула его.

Мk VIII в танковом музее в Бовингтоне. Англия
Мk VIII в танковом музее в Бовингтоне. Англия

Первые танки собирали на заводах Великобритании. До конца войны сумели построить всего семь машин, однако даже они не успели поучаствовать в боевых действиях. К концу войны английская сторона тоже утратила интерес к проекту. Все готовые узлы и детали были переданы Великобританией американской стороне и доставлены в арсенал Рок-Айленд, где до 1920 г. на их основе произвели 100 танков Мк VIII для армии США.

Мк VIII завершил серию английских тяжелых ромбовидных танков и был первым тяжелым танком, в разработке и производстве которого принимали участие США. От своего предшественника, танка Мк VII, он отличался рядом качественно новых технических усовершенствований, в частности улучшенными бронированием и вооружением. Удлиненный корпус позволял преодолевать противотанковые рвы шириной более 4 м. При этом танк стал почти на 0,5 м уже, что позволило уменьшить его лобовую проекцию. Появилась возможность убирать спонсоны внутрь танка, что существенно упростило его транспортировку по железным дорогам. Благодаря гусеницам новой конструкции танк легче преодолевал участки с мягким грунтом.

Служба и боевое применение

Танк Mk VIII, так и не успевший принять участие в боях Первой мировой войны, оставался на вооружении армии США вплоть до 1932 г. Несмотря на моральный износ, его успешно использовали в качестве учебно-тренировочной машины.

С началом Второй мировой войны о танке снова вспомнили. Так, Канада на льготных условиях (по цене металлолома) закупила несколько Mk VIII, которые в дальнейшем применялись для тренировки канадских танковых экипажей.

Средний танк M3 «Ли»

На протяжении 1920-1930-х гг. американское танкостроение переживало бурный и неоднозначный период развития.

Средний танк М2А1
Средний танк М2А1, послуживший основой для танка М3 «Ли». Чтобы установить 75-миллиметровую пушку, правый бортовой спонсон танка пришлось значительно увеличить

За это время на рассмотрение армии представили много интересных машин, часть из которых разработали в частном порядке. Однако ввиду несовершенства конструкции и слабого вооружения большинство из танков военных не заинтересовали. Вплоть до 1939 г. в серийное производство запустили только один танк, обозначавшийся как средний танк T4. Это была модифицированная для нужд пехоты версия среднего колесно-гусеничного танка М1. От своего прототипа Т4 отличался усиленным бронированием и рядом менее важных изменений.

Однако армии США по-прежнему требовалась машина, способная не только поддерживать наступление пехоты, но и бороться с танками противника. В 1938 г. в Рок-Айлендском арсенале разработали новый средний танк М2. На тот момент огневая мощь его 37-миллиметровой пушки представлялась вполне достаточной для поражения танков противника, однако первые бои с участием немецких танков показали обратное. Машине, которая должна была составить основу танкового парка США, требовалось более мощное орудие, но маленькая башня М2 не могла вместить 75-миллиметровое орудие, на установке которого настаивал генерал Эдна Романца Чаффи, прибывший в США для выработки тактико-технических характеристик будущих средних танков, способных успешно бороться с техникой противника и поддерживать пехоту.

По этой причине средний танк М2 так и не поступил в серийное производство. Его модификация М2А1 послужила основой для создания нового танка М3, названного в честь генерала Гражданской войны в США Роберта Эдварда Ли.

Танковая колонна американских войск
Танковая колонна американских войск

В танке М3 «Ли» проблему усиления вооружения танка решили путем установки в правом бортовом спонсоне укороченной 75-миллиметровой пушки М2 длиной 28,5 калибра. (В дальнейшем пушку М2 заменили пушкой М3 длиной 37,5 калибра.)

В башне разместили 37-миллиметровую пушку M5 с длиной ствола 53,1 калибра. На танках поздних выпусков в башню устанавливали пушку М6 с длиной ствола 56,5 калибра. И хотя данное решение считалось временной мерой (до момента создания танка с полноценным 75-миллиметровым орудием внутри башни с июня 1941 по декабрь 1942 г.), выпустили 6258 танков М3 различных модификаций. Вплоть до поступления на фронт достаточного количества танков М4 «Шерман» танк М3 «Ли» составлял основу бронетанковых войск США.

Помимо США танк состоял на вооружении многих стран мира, среди которых Австралия, Новая Зеландия, Канада, Бразилия и т. д.

Для Великобритании разработали особую модификацию танка, названную М3 «Грант» в честь генерала Гражданской войны в США Улисса Симпсона Гранта. Прежде всего, англичанам не нравилось, что танк М3 «Ли» слишком высокий. От своего прототипа средний танк М3 «Грант» отличался новой литой башней, которая была ниже и шире стандартной, а также упрощенной версией командирской башенки. Правда, высоту танка удалось уменьшить чуть более чем на 10 см. Кроме того, на танк М3 «Грант» установили английскую радиостанцию. С учетом того, что он готовился для боевых действий в Северной Африке, его оснастили крыльями гусениц особой формы во избежание поднятия облаков из пыли и песка, не только затруднявших работу союзных машин, но и демаскировавших позицию танка.

По программе ленд-лиза танки М3 «Ли» получил и СССР. Всего из американских портов направили 1386 танков. Но не все добрались до портов назначения, в СССР прибыло около 900 танков.

Средний танк М3 «Ли»
Средний танк М3 «Ли»

Служба и боевое применение

Первый бой танки М3 приняли в Северной Африке, в битве при Газале 27 мая 1942 г., когда 15-я германская бронетанковая дивизия столкнулась с 7-й бронетанковой дивизией Великобритании. И хотя битва завершилась победой сил Оси, немецкая сторона понесла значительные потери в танках, в том числе уничтоженных огнем 75-миллиметровых пушек танков М3 «Грант».

В ходе дальнейших боев немецкие и итальянские танки старались избегать столкновений с М3 «Грант», возложив задачу по их уничтожению на 88-миллиметровое зенитное орудие и самоходное противотанковое орудие «Мардер» III. Эти меры позволили значительно сократить потери немецких танков, в то время как британские М3 «Грант» несли потери. После взятия Тобрука 21 июня 1942 г. Африканским корпусом генерала Роммеля были захвачены около 70 танков М3 «Грант» — практически все, находившиеся в тот момент в Северной Африке. По достоинству оценив возможности этих боевых машин, Роммель включил их в состав своего корпуса.

В отличие от Великобритании, советским танкистам М3 «Ли», поступивший на вооружение Красной армии под обозначением М3С, не понравился. Им были непривычны «нескладные» габариты танка, расположение его вооружения и т. д., вследствие чего эффективность его применения на Восточном фронте была крайне низкой. Танку М3 даже дали соответствующее прозвище БМ-6 — «братская могила на шестерых».

Средний танк M4 «Шерман»

Уже на этапе разработки танк М3 «Ли» с основным оружием, расположенным не в башне, а в корпусе, рассматривался как переходный. Его должен был сменить танк с основным орудием в башне. Технические требования на создание нового танка выдали 31 августа 1940 г., то есть еще до окончания работ над M3 «Ли». На их основе 2 сентября 1941 г. фирма «Лима Локомотив» в Детройте выпустила первый прототип нового танка, получивший обозначение Т6.

Танк М4 «Шерман» на военных полях Франции
Танк М4 «Шерман» на военных полях Франции

Прототип унаследовал много узлов и агрегатов от своего предшественника М3 «Ли»: ходовую часть, двигатель, 75-миллиметровую танковую пушку M2 и т. д. В то же время он перенял и некоторые свойственные М3 недостатки, например высокое расположение центра тяжести, которое часто приводило к опрокидыванию танка на бок. Однако прототип Т6 имел и ряд коренных отличий от танка М3 «Ли», главное среди которых — размещение 75-миллиметровой пушки во вращающейся литой башне, что значительно упрощало управление огнем основного орудия.

Среди основных преимуществ нового танка — его относительно низкая стоимость и высокая технологичность, что позволяло быстро наладить производство танка в больших количествах. Несмотря на высокие боевые характеристики, производить «Шерман» было дешевле, чем М3 «Ли», поэтому численность новых машин в войсках быстро росла из-за высокой надежности танка, легкости его обслуживания и ремонта.

После стандартизации машину приняли на вооружение под обозначением М4. Интересно, что название «Шерман» (в честь генерала Гражданской войны в США Уильяма Текумсе Шермана) танк получил не на родине, а в английской армии, после чего оно закрепилось и в армиях других стран.

Когда танк поступил на вооружение войск, среди солдат бытовало мнение, что он непобедим. Однако первые же столкновения с немецкими машинами выявили ряд недостатков, главные среди которых — короткая длина ствола пушки М2, мешавшая эффективно бороться с броней немецких танков, и бензиновый двигатель, из-за которого танк воспламенялся в считанные секунды даже при незначительных попаданиях. Ввиду последнего фактора воодушевление американцев и англичан скоро сменилось разочарованием, а немецкие солдаты даже прозвали американский танк «котелок с солдатами».

Но американские специалисты быстро учились на своих ошибках и вносили соответствующие коррективы в конструкцию танка. В частности, модификацию «Шермана» M4A2, появившуюся в апреле 1942 г., оснастили силовой установкой из двух дизелей «Дженерал Моторс» 6046 мощностью 375 л. с., менее подверженных возгоранию (двигатель «Континентал» R-975, который устанавливался на ранних моделях «Шермана», использовался в авиации), и пушкой М3 с более длинным стволом.

«Шерман»
«Шерман» ранних серий унаследовал от своего предшественника M3 характерную нижнюю лобовую деталь, состоящую из трех секций, скрепленных болтами

Однако новые танки «Шерман» с дизельными двигателями оказались неудобными, так как доступ к дизельному топливу имели не все части, перерабатывающая же промышленность США могла полностью удовлетворять потребности армии в бензине. По этой причине большинство модификаций «Шермана» с дизельными двигателями были переданы союзникам. В частности, в соответствии с программой ленд-лиза Великобритания получила 17 181 танк «Шерман» различных модификаций, СССР — 4248.

В США «Шерманы» с дизельными двигателями попали на вооружение Корпуса морской пехоты, который имел стабильный доступ к этому виду топлива.

Последующие модификации танка «Шерман» отличались различными двигателями, улучшенным бронированием и усиленной огневой мощью. Так, в различных модификациях «Шермана» применяли шесть различных типов двигателей. С одной стороны, это позволило получить на вооружение машины, пригодные для использования как различными частями армии США, так и союзниками. Но это затрудняло снабжение частей нужными запчастями, а танковым экипажам и техническому персоналу требовалось время, чтобы освоить новую модификацию машины.

Начиная с модификаций M4A2(76)W и M4A3(76)W 75-миллиметровые пушки стали менять на 76-миллиметровое орудие М1. Однако перевооружение шло крайне медленно, так как командиры танковых частей противились таким изменениям. Это обусловлено прежде всего тем, что в преддверии важнейшего сражения Второй мировой войны с участием американских войск, а также операции союзных войск по высадке в Нормандии танкисты не хотели переходить на новую, еще не проверенную в боях пушку. К тому же М1 обладала лучшей бронепробиваемостью, но ее 76-миллиметровый фугасный снаряд оказался менее эффективным, чем аналогичный снаряд пушки М3, что снижало результативность танка как машины поддержки пехоты.

Постепенно улучшалось и бронирование танка. Так, максимальная толщина лобового бронирования базовой модели М4 составляла всего 51 мм, а лобового бронирования модификации М4А6 — 108 мм. Благодаря этому стало возможным создание специальной штурмовой тяжелобронированной модификации танка M4A3E2 «Ямбо», разработанной на основе M4A3. Максимальная толщина броневых плит лобовой части его корпуса — 100 мм. Более того, высокую снарядоустойчивость «Ямбо» обеспечивали усиленная крышка трансмиссионного отсека толщиной до 140 мм, новая башня с толщиной броневых листов 150 мм, броневые плиты толщиной 38 мм, наваренные на верхнюю лобовую долю и спонсоны. Машину оснастили 75-миллиметровой пушкой M3, так как ее снаряды обладали большим фугасным действием, а танк с таким бронированием предполагалось использовать исключительно для поддержки пехоты. Но уже на фронте, в полевых условиях, несколько «Ямбо» оснастили пушкой M1A1 и использовали в качестве истребителя танков.

Преуспела в модернизации танков «Шерман» и английская сторона. В частности, англичане были первыми, кто стал массово оснащать танки длинноствольными орудиями, и единственными, кто установил на «Шерманов» 17-фунтовое орудие. Данная модификация, названная «Шерман Файфлай», стала единственной боевой машиной из «Шерман», которая могла успешно бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».

Всего выпустили 49 234 танка «Шерман» различных модификаций, что делает эту машину самым массовым танком американского производства. На основании «Шермана» создали широкий ряд танков и машин специального назначения.

Служба и боевое применение

В первый бой американские танки вступили 23 октября 1942 г. под Эль-Аламейном. В этом сражении 252 танка M4A1 8-й армии Великобритании встретились с немецкими танками PzKpfw III и PzKpfw IV, оснащенными длинноствольными 50- и 75-миллиметровыми пушками. По большинству боевых характеристик «Шерман» превосходил немецкую «тройку», но «четверки» представляли для него серьезную опасность. В результате столкновения с немецкими танками несколько «Шерманов» были потеряны, но английским войскам во многом благодаря появлению новых американских танков на поле боя все же удалось оттеснить противника.

В Тунисе 6 декабря 1942 г. состоялся дебют этих танков, вели американские экипажи. В этом бою не имевшие опыта американские танкисты стали легкой добычей для немецкой противотанковой обороны.

Модификация танка «Шерман» M4A1
Модификация танка «Шерман» M4A1

В целом танки хорошо проявили себя в Северной Африке, став авангардом войск союзников. Их высокая надежность и маневренность оказались особенно ценными в условиях пустыни. Большая скорость вращения башни и гидростабилизационная система, позволявшая вести огонь на ходу, давали этим машинам некоторое преимущество над немецкими танками, обладавшими большей огневой мощью.

Среди недостатков, выявленных в Северной Африке, — небольшая дальность хода танка. Однако эту проблему решили, наладив отличную коммуникацию союзников.

Здесь же «Шерманы» столкнулись с немецким танком PzKpfw VI «Тигр» I, против которого оказались абсолютно беспомощными. Только танки «Шерман Файфлай» смогли противостоять немецкому тяжеловесному монстру.

В СССР американские танки начали поступать в ноябре 1942 г. К этому времени несколько десятков из них уже приняли участие в Курской битве. Однако достаточное количество танков «Шерман» для комплектования ими отдельных частей появилось только в конце 1943 г., и с весны 1944 г. американские машины участвовали в большинстве крупных операций на Восточном фронте. В соответствии с законом о ленд-лизе всю неповрежденную в боях технику по окончании войны необходимо было либо оплатить, либо вернуть, поэтому американские танки задействовали даже там, где можно было использовать советские.

На Восточном фронте «Шерман» выполнял те же задачи, что и советский средний танк Т-34. Советские экипажи оценили удобство работы в танке, высокое качество приборного оборудования и средств связи. Кроме того, «Шерман» был значительно тише, чем Т-34, и имел более толстую броню. Однако на Восточном фронте выявился такой недостаток машины, как плохое сцепление с поверхностью при движении по обледенелым дорогам. Причиной тому был гладкий резиновый протектор траков гусениц, из-за чего танк с высоко расположенным центром тяжести часто опрокидывался.

Средний танк М4 «Шерман»
Средний танк М4 «Шерман»

В Европе эти танки впервые использовали во время совместного британско-канадскоамериканского вторжения на Сицилию 10 июля 1943 г. Не встретив серьезного сопротивления, американские машины выполнили все поставленные перед ними задачи. Однако впоследствии это негативно отразилось на подготовленности американских танков к действиям на севере Франции. В то время, когда английские танки срочно перевооружались длинноствольными орудиями, американские командиры, ссылаясь на успешные действия в Северной Африке и на Сицилии, шли на перевооружение неохотно. Но первые же столкновения с немецкими танками показали полную беззащитность «Шермана» против «Пантеры» и «Тигра», даже когда американцы имели численное преимущество. В результате американские танкисты предпочитали не вступать в столкновения с немецкими танками, возлагая задачу по их уничтожению на авиацию. И только британский «Шерман Файфлай» уверенно поражал тяжелые немецкие танки на коротких и средних дистанциях.

Наилучшим образом проявили себя американские «Шерманы» на Тихоокеанском театре военных действий. Немногочисленные японские танки с плохо подготовленными экипажами, не имевшими опыта, по всем характеристикам уступали американским. У японской стороны не было и каких-либо эффективных противотанковых средств, поэтому единственным способом борьбы с американскими танками стали мины и действия японских солдат-смертников.

В то же время относительно легкие танки «Шерман», приспособленные к жаркому климату, легко перебрасывали с острова на остров. При отсутствии сопротивления их главной задачей стала поддержка пехоты при прорыве долговременных оборонительных укреплений японцев, ведь именно для этих целей и был создан «Шерман», оснащенный пушкой с отличным осколочнофугасным снарядом и большим количеством пулеметов.

Хорошо зарекомендовавшая себя машина использовалась и после Второй мировой. В частности, в ходе Корейской войны она стала основным танком южно-корейской и американской армий, где ему противостоял советский Т-34-85. Если на начальных этапах войны советские танки имели превосходство над «Шерманом» южно-корейской армии с короткоствольными орудиями, то после поступления на Корейский полуостров танков с длинноствольными орудиями, в том числе «Шерман Файфлай», ситуация изменилась. При прочих равных боевых характеристиках (Т-34-85 обладал лучшей пушкой, однако даже пушки М1, которой оснащались американские танки, было достаточно, чтобы поразить советский танк) благодаря точности и скорострельности орудия американские танки имели некоторое преимущество над советскими.

М4 «Шерман»
М4 «Шерман» — основной американский средний танк периода Второй мировой войны

Впоследствии «Шерманы» также применялись в арабо-израильских и индо-пакистанских войнах (в последних состояли на вооружении у обеих сторон конфликта).

Легкий танк M24 «Чаффи»

Уже в момент начала производства легкий танк М3 «Стюарт» не отвечал характеру современной войны: 37-миллиметровая пушка не способна была бороться с танками противника, а броня с небольшими углами наклона делала его легкой мишенью для большинства противотанковых средств противника. Поэтому в марте 1943 г. сформулировали требования к новому легкому танку для американской армии, который следовало вооружить 75-миллиметровой пушкой, но при этом его боевая масса не должна была превышать 20 т.

М24 «Чаффи»
М24 «Чаффи»

Еще до постройки первого прототипа, 2 сентября 1943 г., новый танк, получивший проектное обозначение T24, приняли на вооружение, но только в апреле 1943 г. заводы «Дженерал Моторс» были готовы к его серийному производству. Приказом от 22 июня 1944 г.

Т24 получил официальное обозначение «легкий танк M24».

Танк выгодно отличался от своих предшественников. В качестве основного вооружения на него установили 75-миллиметровую облегченную пушку М6, отличавшуюся от пушки М3, которой в тот период оснащали средние танки США, более тонкими стенками ствола, из-за чего она быстро нагревалась при интенсивной стрельбе и имела весьма небольшой ресурс.

Качественно изменилось и бронирование танка. Корпус и башню танка собирали с помощью сварки из стальных катаных гомогенных бронелистов и бронеплит. Хотя их толщина существенно не отличалась от бронеплит танка М3 «Стюарт», они располагались под значительно большими углами наклона к вертикали, делая танк более снарядоустойчивым.

Серийное производство танков М24 продолжалось вплоть до конца Второй мировой войны. С апреля 1944 по август 1945 г. выпустили 4731 танк, из которых около 300 поставили Великобритании, где танк в честь американского генерала Эдна Романца Чаффи — младшего, основателя американских танковых войск, назвали «Чаффи», или «Генерал Чаффи».

Служба и боевое применение

Боевое крещение танки М24 «Чаффи» приняли в декабре 1944 г. в составе 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, куда они либо попали в результате ошибки снабжения, либо были попросту реквизированы батальоном.

В дальнейшем эти танки не раз применялись на полях сражений Западной Европы и Италии. Машину хорошо приняли танкисты. М24 был прост в освоении и ремонте благодаря большому количеству узлов и агрегатов, позаимствованных с танков-предшественников, но вместе с тем качественно превосходил их. В войсках высоко оценили его скорость, маневренность, проходимость и надежность. Однако не обошлось и без курьеза. Американские солдаты новый М24 с несвойственным для американских танков низким силуэтом и большими углами наклона брони часто путали с немецкими машинами (в частности, средним танком PzKpfw V «Пантера»). По этой причине в войсках пришлось провести специальную ознакомительную программу, после которой танки М24 получили фронтовое прозвище «пантерята».

М24 «Чаффи»
Некоторые командиры отдавали предпочтение легкому танку М24 «Чаффи» перед легендарным средним танком М4 «Шерман». Хотя у последнего бронирование было лучше, оно все равно не спасало от орудий немецких танков. По остальным характеристикам «Чаффи» не уступал, а в некоторых случаях даже превосходил своего более тяжелого собрата

На Западном фронте выявили свойственный и другим американским танкам недостаток М24 «Чаффи» — относительно слабое бронирование и вооружение. Танк не представлял угрозы для средних и тем более тяжелых немецких машин, был уязвим перед большинством образцов немецкого противотанкового оружия. По этой причине основными задачами М24 стали разведывательные и диверсионные операции.

Хотя М24 «Чаффи» не участвовал в тихоокеанских военных действиях, по окончании Второй мировой войны большую часть танков направили на вооружение оккупационных частей американской армии в Японии, так как мосты и дороги Японии не выдерживали более тяжелую технику.

С началом Корейской войны танки, которые дислоцировались в Японии, срочно перебросили на Корейский полуостров в помощь южнокорейской армии, не имевшей на начальном этапе войны ни бронетанковых войск, ни эффективных средств противотанковой обороны. Однако М24 «Чаффи» оказался неэффективен в борьбе с армией Северной Кореи, основу танкового вооружения которой составляли танки Т-34-85, пробивавшие броню «Чаффи» на любых прицельных дистанциях. В результате уже к августу 1950 г. большинство прибывших в Корею М24 были уничтожены.

В армии США М24 состоял на вооружении вплоть до 1951 г., когда ему на смену пришел более современный легкий танк M41 «Уокер Бульдог». После этого оставшиеся «Чаффи» продали другим странам, и машины еще поучаствовали в Индокитайской и Вьетнамской войнах.

Средний танк М26 «Першинг»

Вместе с открытием Западного фронта в июне 1944 г. армия США ощутила острую необходимость в принципиально новом танке с лучшим бронированием и вооружением, нежели основной танк США в этот период М4 «Шерман». Во-первых, для того, чтобы оказывать эффективную поддержку пехоте, а во вторых — противостоять новым немецким танкам «Пантера» и «Тигр».

танк М26 «Першинг»
Танк М26 «Першинг»

Новая машина требовалась и Великобритании, которая в данный период в основном получала бронетехнику от американских союзников.

Были приложены максимальные усилия, чтобы как можно быстрее завершить ведущиеся еще с 1942 г. работы над созданием тяжелого танка. Уже осенью 1944 г. на заводе «Фишер Танк Арсенал» выпустили первые образцы танка, получившего обозначение Т26Е3. Предполагалось, что эти образцы направят в Форт-Нокс для всесторонних испытаний. Однако новые танки срочно требовались в Европе, и в январе 1945 г. 20 танков без предварительных испытаний отправили в Антверпен (Бельгия). Новые танки поступили в распоряжение 3-й бронетанковой дивизии «Спиахед» («Наконечник копья»), личный состав которой в январе — феврале 1945 г. провел собственные испытания.

Т26Е3 обладал хорошим бронированием, максимальная толщина которого в лобовой части составляла 102 мм. Его 90-миллиметровая пушка могла пробить лобовую броню не только «Пантеры», но и «Тигра». Танк обладал достаточной надежностью и маневренностью.

Однако новый танк имел и ряд недостатков. Критике подверглись неудачная конструкция башни, курсовой пулемет и относительно невысокая скорость танка. Будучи легче немецкого «Тигра» практически на 14 т, американский танк развивал одинаковую с ним скорость в 38 км/ч и был почти вдвое медлительней немецкой «Пантеры».

При этом положительные отзывы с передовой и отсутствие средств и времени на разработку более совершенной машины заставили военное руководство стандартизировать танк Т26Е3 под обозначением «тяжелый танк М26», присвоив ему имя «Генерал Першинг» и запустить его в серийное производство. Всего до конца Второй мировой войны произвели 1436 единиц, а до октября 1945 г. 2212 танков М26 «Першинг».

Хотя по окончании Второй мировой войны заинтересованность в поставках танка не выразила ни одна из ведущих мировых стран, М26 «Першинг» стал поистине эпохальным танком для американского танкостроения. Он послужил основой для создания прославленной линейки американских средних танков «Паттон».

Танк М26 «Першинг»
Во время Корейской войны на танки наносили рисунки с изображением тигра. Это должно было вселить страх в суеверных китайских солдат

Следует отметить, что по сути М26 — средний танк. Его классифицировали как тяжелый, чтобы поднять моральный дух войск, которые убедились в полной беспомощности средних танков М4 «Шерман» в столкновениях с новыми немецкими танками. После окончания Второй мировой войны «Першинг» перевели в класс средних танков.

Служба и боевое применение

Появившийся на полях сражений на завершающем этапе войны М26 «Першинг» не успел внести серьезного вклада в исход сражений. Первый бой он принял только 25 февраля 1945 г., когда в составе 3-й бронетанковой дивизии новые американские танки атаковали участок немецкой обороны на реке Рур.

Небольшое количество новых машин, отсутствие опыта у американского командования в применении крупных танковых соединений не позволили в полной мере раскрыть все возможности М26. Хотя потенциал этих танков позволял использовать их для прорыва фронта, в Европе они в основном оказывали поддержку наступавшей пехоте.

Во время Второй мировой войны эти танки участвовали в битве за японский остров Окинава.

По окончании войны эти танки воевали в Корее, где встретились с советскими Т-34-85. В ходе противостояния южнокорейские M26 уничтожили 29 северокорейских танков Т-34-85, потеряв при этом шесть «Першингов». Несмотря на этот успех, в условиях гористой местности Корейского полуострова эти танки использовались редко.

Средний танк M46 «Паттон»

По окончании Второй мировой войны американская армия остро нуждалась в новом танке, более быстром и маневренном, чем М26. Однако основная часть военных дотаций в тот период направлялась в ВВС и ВМС, которые получили ядерное оружие. Роль сухопутной армии в послевоенном мире до конца не была ясна. Многие специалисты считали, что из-за стремительного развития ядерных вооружений задачи сухопутных войск рано или поздно будут сведены к выполнению полицейских функций на оккупированных территориях.

Средний танк М46 «Паттон»
Средний танк М46 «Паттон»

Не имея достаточно средств для создания нового танка, в 1946 г. началась модернизация американского среднего танка M26 «Першинг», который хорошо зарекомендовал себя в боевых действиях. На танк установили модернизированную 90-миллиметровую пушку M3A1, оснащенную эжектором пороховых газов, оборудовали его новыми прицельными и наблюдательными приборами, усовершенствовали ходовую часть, заменили и некоторые другие узлы и агрегаты. По внешнему виду танк М46 почти не отличался от своего предшественника, танка М26 «Першинг». На нем использовались такие же корпус и башня.

В результате модернизации танк стал тяжелее, однако благодаря 12-цилиндровому карбюраторному двигателю воздушного охлаждения AV-1790 мощностью 810 л. с. по сравнению с М26 его скорость выросла.

30 июля 1949 г. новый танк приняли на вооружение под обозначением «средний танк M46», назвав его в честь генерала Джорджа Смита Паттона.

M46 серийно производили в 1949-1951 гг. Выпустили 1168 танков этого типа. В отличие от большинства других танков США М46 практически не поставляли другим странам. Единственной страной стала Бельгия, получившая восемь танков М46 «Паттон», которые использовались в качестве учебных.

М46 «Паттон» в экспозиции Королевского военного музея в Брюсселе
М46 «Паттон» в экспозиции Королевского военного музея в Брюсселе

Служба и боевое применение

Первые новые американские танки М46 «Паттон» срочно направили в Корею, куда они прибыли 7 августа 1950 г. Хотя машины активно использовались для поддержки пехоты в районе Пусанского периметра, им долго не выпадала возможность встретиться с северокорейской бронетехникой. Только 22 октября 1950 г. в боях за Пхеньян, столицу Северной Кореи, сошлись советские Т-34-85 и американские М46 «Паттон». В этом бою успех сопутствовал американским танкам, которые уничтожили восемь Т-34, без потерь со своей стороны. В последующем успех также сопутствовал американцам.

Тем не менее, в начале декабря 1950 г. 6-й батальон, отступая от Пхеньяна, бросил почти все свои танки, включая новые М46 «Паттон». Во избежание попадания в руки неприятеля их должна была уничтожить американская авиация. Однако китайским войскам все же удалось захватить несколько танков неповрежденными, часть из них передали для изучения в СССР.

Помимо Корейского полуострова основным местом службы М46 была ФРГ. Здесь, в Штутгарте, находился штаб Объединенного командования американских войск в Европе. В условиях реальной угрозы войны в Европе новые танки были нужны на предполагаемых направлениях удара противника. Однако находившимся в ФРГ танкам М46 «Паттон» так и не довелось вступить в бой. В 1951 г. устаревшие M46 начали постепенно выводить из состава боевых и заменять новыми средними танками M47, а позднее и М48. К 1958 г. М46 остались только на вооружении частей, дислоцированных в Корее, а также в Национальной гвардии. К началу 1960-х гг. небольшое количество М46 осталось в учебных частях в качестве тренировочных машин или мишеней.

Средние танки M47 «Паттон» II и М48 «Паттон» III

В 1949 г. на вооружение армии США поступил новый средний танк М46 «Паттон». Он хорошо проявил себя в борьбе против советских танков Т-34-85, однако в ходе Корейской войны выявился ряд существенных недостатков. Мощность его 90-миллиметровой пушки в начале 1950-х гг. казалась недостаточной. Отставали от современных аналогов бронирование танка, система управления огнем и т. д. К этому времени на вооружении армии СССР состояли танки, превосходившие по боевым характеристикам прославленные Т-34.

М47 «Паттон» II
М47 «Паттон» II

В сложившихся обстоятельствах американской армии требовался новый танк, отвечавший требованиям времени. В мае 1951 г. были готовы опытные образцы нового танка, получившего обозначение М47 «Паттон» II, а в начале 1952 г., после ряда доработок, машину приняли на вооружение.

От своего предшественника, танка М46 «Паттон» новая машина отличалась башней улучшенной конструкции, увеличенными углами наклона лобовых листов брони корпуса, модернизированной пушкой с начальной скоростью снаряда более 900 м/с, инфракрасными приборами наблюдения и рядом других усовершенствований. Всего произвели 8676 танков этого типа. После принятия на вооружение М48 танки М47 «Паттон» II активно продавали в другие страны — М47 состоял на вооружении в 23 странах мира.

Несмотря на ряд качественных улучшений, уже на этапе проектирования М47 считался промежуточным, из-за чего в 1950-1951 гг. спроектировали новый средний танк для замены средних танков предыдущих моделей. Новый танк 2 апреля 1953 г. приняли на вооружение под обозначением «Танк с 90-мм пушкой, M48» (после войны американские танки классифицировали по калибру орудия). Позже танк получил и официальное название «Паттон» III.

Хотя основой послужил М26 «Першинг» и его последующие модификации М46 «Паттон» I и М47 «Паттон» II, М48 имел ряд принципиальных отличий, на основе которых впоследствии создавались качественно новые танки. Так, «Паттон» II имел сварные броневой корпус и башню, а М48 — цельнолитой корпус и башню М48 усовершенствованной эллипсоидной конфигурации, которая повышала снарядоустойчивость танка. Изменилась и общая компоновка машины. Из экипажа исключили помощника водителя (по сути выполнявшего функции стрелка-радиста), рабочее место которого размещалось в правой лобовой половине корпуса, благодаря чему появилась возможность разместить механика-водителя в продольной оси корпуса, что существенно облегчало его работу.

На вооружении танк имел 90-миллиметровую полуавтоматическую нарезную пушку M41, которая могла использовать широкий ассортимент боеприпасов, включая калиберные и подкалиберные, осколочно-фугасные, картечные дымовые и специальные учебные снаряды.

Танк М48 «Паттон» III имеет ряд модификаций, преимущественно связанных с заменой силовой установки. Так, у первой модификации М48А1 был небольшой запас хода по шоссе — 112 км. Это вызвало необходимость разработать модификацию М48А2 с новым бензиновым двигателем. Однако вскоре выяснилось, что бензиновые двигатели, установленные на данной модификации, имеют высокую предрасположенность к возгоранию. По этой причине разработали третью модификацию танка M48A3 с дизельным двигателем AVDS-1790-2A и запасом хода по шоссе до 460 км. Последующие модификации преследовали цель оснастить М48 современным вооружением и приборами нового поколения. Так, модификация середины 1970-х гг. М48А5 имела на вооружении 105-миллиметровую стабилизированную пушку, лазерный дальномер и т. д.

На основе модификаций M48 также выпускали модели, разработанные специально для поставки в другие страны.

Танк М48 «Паттон» III стал основным танком США в 1950-х гг. и выпускался вплоть до 1960 г., когда его сменил М60. Всего выпустили 11 700 танков этого типа. Вместе с развитием технологии, актуальных для танкостроения, модернизировался и М48, что позволило ему оставаться на вооружении армии США вплоть до 1980-х гг. Во многих странах (в частности, в Израиле, Иране, Португалии, Турции) модификации М48 состоят на вооружении и в наши дни.

М47 «Паттон» II
М47 «Паттон» II

Служба и боевое применение

Дебют новых американских танков сложно назвать удачным. Боевое крещение эти танки получили 8-10 сентября 1965 г. в крупнейшем танковом сражении Второй индо-пакистанской войны. Тогда 264 пакистанских танка M47, M48 и легких M24 1-й пакистанской танковой дивизии перешли границу, захватив населенный пункт Кхем-Каран (Пенджаб, Индия), после чего решили атаковать индийские позиции в холмистой местности местечка Асал-Уттар. На данном участке индийцы могли противопоставить им только 135 устаревших танков «Центурион» Mk l и М4 «Шерман», а также легкие танки АМХ- 13. Однако пакистанские танки атаковали, не дожидаясь поддержки пехоты, и очень скоро были полностью подавлены огнем противника. В этом бою индийская сторона, воспользовавшись преимуществом местности, атаковала неприятеля всеми возможными средствами — танковым огнем и связками ручных противотанковых гранат. В итоге танки 1-го пакистанского танкового дивизиона отступили, потеряв 97 машин, треть из которых была брошена экипажами в боеспособном состоянии. Индийская сторона потеряла только 32 танка, из них только около 10 машин составили невосполнимые потери. После битвы пакистанцы прозвали местечко Асал-Уттар «Паттон негэр» — «кладбище "Паттонов"».

Активно применялись танки М48 и в арабо-израильских конфликтах. При этом танки «Паттон» III состояли на вооружении как Израиля, так и его противников. Здесь американские танки впервые встретились с советскими танками. И если в столкновениях с прославленным, но уже безнадежно устаревшим Т-34-85 — «Паттонам», как правило, удавалось брать верх, то против лобовой брони советского тяжелого танка периода Великой Отечественной войны ИС-3 пушки американских танков оказались бессильны. Единственное преимущество перед советской машиной — лучшая скорость и маневренность, благодаря которой израильтянам успешно удавалось проводить фронтовые удары и окружать противника.

На службе армии США новые танки впервые задействованы во время войны во Вьетнаме, где основным боевым танком бронекавалерийских частей стал M48A3. В условиях партизанской войны он выполнял задачи по патрулированию периметров крупных американских баз и важных транспортных развязок.

Танк М48 «Паттон» III
Танк М48 «Паттон» III

Настоящий боевой дебют М48А3 в этой войне состоялся только в августе 1965 г., когда в ходе операции «Старлайт» танки оказали огневую поддержку пехоте, в результате удалось свести к минимуму потери американской стороны. В этой операции утвердились и основные принципы применения танков во Вьетнаме, суть которых состояла в распределении машин крупных танковых соединений между пехотными частями и использовании их главным образом для огневой поддержки пехоты. Такие меры вызваны отсутствием крупных танковых соединений у северо-вьетнамской стороны, а также необходимостью постоянно поддерживать пехоту. В одном из эпизодов операции «Старлайт» четыре M48A3, шедших без прикрытия пехоты, были уничтожены солдатами противника, атаковавшими танки из засады.

В целом во Вьетнаме танки M48A3 заслужили славу надежной и хорошо бронированной машины. В отличие от модификации М48А1 дизельные двигатели М48А3 были достаточно пожароустойчивыми.

Различные модификации танков М47 и М48 также участвовали во Второй индо-пакистанской войне (1965), в Шестидневной войне (1967), Третьей индо-пакистанской войне (1971), Октябрьской войне (1973), во вторжении Турции на Кипр (1974), в Гражданской войне в Ливане (1975-1990), Ирано-иракской войне (1980-1988), Ливанской войне (1982), миротворческой операции в Сомали (19921995). Последним зафиксированным вооруженным конфликтом, в котором применялись танки М48, было противостояние между палестинскими боевиками и ливанской армией в Северном Ливане в 2007 г.

Основной боевой танк М60

Несмотря на то, что танки «Паттон» III модификации М48АЗ отлично проявили себя в войне во Вьетнаме, их отставание от советских танков Т-54 становилось все более очевидным. К тому времени на вооружение СССР поступил новый танк Т-55, что требовало срочного ответа от США. Поэтому приняли решение разработать новый танк с более мощным вооружением и защитой.

М60 — основной боевой танк США 1960-х гг.
М60 — основной боевой танк США 1960-х гг.

В 1960 г. на вооружение армии США поступил новый танк, получивший обозначение М60. От своего предшественника, танка М48А2, он отличался 105-миллиметровой нарезной пушкой М68, которая изготовлялась в США по английской лицензии. Пушка М68 снабжена теплозащитным кожухом и эжектором. Для стрельбы может применяться широкий ассортимент снарядов, в том числе единые боеприпасы НАТО. В целом данное орудие по огневой мощи существенно превосходило 90-миллиметровую пушку М48. Единственный ее недостаток — отсутствие стабилизатора (устанавливается с 1972 г.), что исключало возможность вести огонь на ходу.

Помимо главного орудия на вооружении танка состоял спаренный с пушкой 7,62-миллиметровый пулемет M73 и 12,7-миллиметровый пулемет M85, установленный в командирской башенке, который можно использовать в качестве зенитного.

Среди прочих качественных отличий М60 от М48А2 — многотопливный 12-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом АУБ8-1790-2С и системой запуска двигателя при низких температурах. Кроме того, установлены такие современные системы, как автоматическая система пожаротушения, перископы, прицелы ночного видения, оборудование для преодоления водных преград глубиной до 3,5 м. В конструкции танка использовано большое количество деталей из алюминиевых сплавов, что позволило сохранить вес машины на уровне М48, при этом улучшив бронирование.

В 1972 г. появилась новая модификация танка со 152-миллиметровым орудием низкого давления, которое также использовали в качестве пусковой установки для управляемых ракет «Шилелла». Однако данное направление в США признали неперспективным, немногочисленные танки этой модификации вскоре сняли с вооружения и переоборудовали в машины специального назначения.

Последняя модификация М60АЗ, разработанная в 1978 г., отличалась рядом качественно новых модернизаций. Ствол пушки снабдили теплозащитным кожухом, исключавшим влияние температурного изгиба канала ствола при интенсивной стрельбе на точность. Танк оснастили современными приборами: лазерным прицелом-дальномером, электронным баллистическим вычислителем, тепловизионным прицелом. С 1979 г. на танк установили термодымовую аппаратуру (ТДА) многократного действия. С 1988 г. М60 комплектуются динамической защитой и системой ППО.

Танк М60А3
Танк М60А3

Танк М60 находился в производстве вплоть до 1987 г. и поступил на вооружение 22 стран мира. Всего выпустили 15 221 М60 различных модификаций. В 1997 г. последние танки М60 сняли с вооружения армии США, но до настоящего времени они состоят на вооружении 18 стран мира, среди которых Израиль, Турция, Португалия, Испания, Иран и др.

Служба и боевое применение

В отличие от своего предшественника, танка М48 «Паттон» III, дебют танка М60 был более чем удачным. В 1971 г. поставленные Израилю танки M60 и M60A1 участвовали в войне Судного дня, где главным испытанием для них должна была стать встреча с новейшим советским танком Т-62. Однако достойного противостояния, позволившего судить о превосходстве одного из этих танков, так и не произошло. В попытке ликвидировать израильскую угрозу правому флангу Второй армии на восточном берегу Суэцкого канала египетская 25-я бронетанковая бригада, в которой помимо прочей бронетехники находилось и около 100 новых советских танков Т-62, попала в организованную израильтянами ловушку. Оказавшись под подавляющим огнем орудий танков М60 и противотанковых управляемых ракет, египетская сторона, понеся большие потери, сопротивлялась в надежде продержаться и организованно отойти под покровом ночи. Однако их ждала неудача, так как новейшие приборы ночного видения американских танков позволили им преследовать противника и в темноте. По заявлению израильской стороны, потери противника составили около 85 танков Т-62. В то же время египетская сторона сообщила о потере около 45 танков, большинство из которых составили Т-62. Израильская сторона потеряла всего четыре танка М60, при этом два из них подорвались на своем же минном поле, преследуя отступавшие египетские танки.

Менее успешно сложилось противостояние американских танков М60 с советскими Т-62. В крупнейшем танковом сражении Ирано-иракской войны 68 января 1981 г. передовые иранские танковые бригады, в которых числилось 300 средних танков М60 и 100 легких танков М24 «Чифтен», у деревни Ахмет-Абад с ходу атаковали иракские оборонительные позиции, которые защищало около 300 танков Т-62. Попав в подготовленные иракскими войсками ловушки, иранские танки понесли большие потери (по разным данным, от 214 до 250 танков) и отступили. При этом Ирак потерял всего около 50 танков Т-62.

Танк М60А3
Внешне модификация М60А3 больше походит на современные ОБТ третьего поколения, чем на машину, разработанную в 1960-х гг.

В этом бою стало очевидно превосходство 115-миллиметрового бронебойного подкалиберного снаряда пушки танка Т-62, который уверенно поражал на средних и близких дистанциях американские танки, в результате вплоть до окончания войны иранские танкисты старались избегать лобового столкновения с современными советскими танками.

Несмотря на успешные действия иракских танкистов, наибольшие потери американских танков в ирано-иракской войне понесли не из-за действий средних танков Т-62, а из-за советских многоцелевых истребителей МиГ-23. Наиболее красочным эпизодом этого противостояния стало уничтожение советскими истребителями в марте 1986 г. скопления иранской бронетехники в районе Ахфаза, когда была полностью уничтожена механизированная дивизия, в составе которой находилось около 500 танков (преимущественно М60) и БТР.

Танки М60 также участвовали в Ливанской войне, вторжении США на Гренаду, войне в Персидском заливе и миротворческой миссии ООН в Сомали.

Основной боевой танк М1 «Абрамс»

Основной боевой танк США М1 «Абрамс», признанный авторитетным американским военно-аналитическим агентством «Форекест Интернэйшнл» лучшим танком современности, ведет историю с начала 1970-х гг. После провала совместного американо-германского проекта МВТ-70 была сформирована оперативная группа, в которую вошли военные специалисты США, а также представители заводов-производителей, чтобы сформулировать требования к новому ОБТ для американской армии. В основу легли результаты совместной американо-германской работы, с одной поправкой — стоимость нового танка должна быть ниже, чем предполагаемая стоимость МВТ-70. Результаты работы комиссии опубликовали в августе 1972 г. В целом широкий список требований, сформулированных оперативной группой, сводился к простой формулировке: «Новый танк американской армии должен успешно противостоять всем танкам, которые состоят на вооружении или в ближайшее время могут быть созданы в СССР».

танк М1 «Абрамс»
Самое грозное оружие ближневосточных войн — танк М1 «Абрамс»

Впервые в истории США новый танк для американской армии решили разрабатывать на конкурсных началах. К участию в конкурсе допустили «Крайслер» и «Дженерал Мо- торс». 18 июля 1974 г. с ними заключили контракт на изготовление к началу 1976 г. опытных образцов нового танка. Оба образца были представлены в срок и после ряда конкурсных испытаний, которые проходили с 31 января по 7 мая 1976 г., военные выбрали вариант, спроектированный фирмой «Крайслер». Первые серийные экземпляры ОБТ М1 «Абрамс» были готовы в 1980 г. Тогда же танк назвали ««Абрамс» в честь генерала Крейтона Абрамса — младшего.

Танк «Абрамс» имеет классическую схему компоновки: основное вооружение размещается во вращающейся башне, отделение управления — в носовой, моторно-трансмиссионное — в кормовой части корпуса. Корпус и башня танка сварные. Отличительная черта корпуса танка — большой угол наклона верхнего лобового бронелиста. В лобовых частях корпуса и башни применено многослойное пассивное бронирование в виде модулей комбинированной брони «Бэрлингтон», созданной на базе английской брони «Шобхем», которая состоит из блоков керамического материала высокой плотности, закрепленных в резиновой основе между двумя стальными плитами. Все данные по использованию этой брони на американских танках засекречены, поэтому сегодня невозможно сказать, имеет ли американская броня «Бэрлингтон» какие-либо принципиальные отличия от английского аналога.

В качестве основного вооружения «Абрамс» получил 105-миллиметровую нарезную пушку М68А1, снабженную эжектором и стабилизированную в двух плоскостях — модернизированный вариант британской пушки Ь7А1.

Вспомогательное вооружение представлено двумя 7,62-миллиметровыми пулеметами М240 и дистанционно управляемым 12,7-миллиметровым пулеметом М2, установленным на командирской башен. Танк также оснащен гранатометами М250, которые предназначены для создания дымовой завесы.

Удельная мощность танка М1А1 равна 24,5 л. с./т
Удельная мощность танка М1А1 равна 24,5 л. с./т

На танк установили газотурбинный двигатель AVCO «Ликоминг» AGT-1500, смонтированный в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B. Выбор в пользу газотурбинного двигателя был сделан из-за его меньших габаритов и веса, при этом он намного тише дизельного и имеет гораздо большую мощность. Благодаря газотурбинному двигателю М1 «Абрамс» с боевой массой 54,4 т способен разогнаться до 30 км/ч всего за 6 с.

Новый танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» 17 февраля 1981 г. приняли на вооружение армии США. Однако работы над ОБТ не закончились, он продолжает модернизироваться до настоящего времени. Всего помимо базовой модели выпустили 13 модификаций танка «Абрамс».

В августе 1984 г. на вооружение поступила модификация М1А1, которая отличалась от базовой модели изготовленной по немецкой лицензии 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой М256 компании «Феинметал». М1А1 также обладала улучшенной броневой защитой, усовершенствованной системой управления огнем, новой радиостанцией AN/ VRC-12 и рядом других модификаций.

Эта модификация оснащалась системой коллективной защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости создавала избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него отравляющих веществ или радиоактивной пыли. Боевая масса модернизированного танка возросла до 61,3 т.

С 1988 г. на некоторых танках, получивших обозначение M1A1HA (1988) и М1А- 1НА+ (1991), в состав лобовой брони корпуса и башни ввели пластины из обедненного урана. Благодаря высокой плотности при небольшой толщине они обеспечивают эффективное разрушение кумулятивной струи.

В 1994 г. представили модификацию М1А2, конструкция которой максимально отвечает характеру современной войны. Корпус и башня данной модификации изготовлены из специальной усовершенствованной брони, способной противостоять современным противотанковым средствам. С этой же целью улучшено бронирование крыши танка. М1А2 также оснащен новейшей системой управления огнем, независимым тепловизионным панорамным прицелом командира и тепловизионным прибором наблюдения для механика-водителя, новым прицелом наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и т. д. На смену многочисленным проводам и системам пришла единая боевая информационно-управляющая система IVIS.

Развитие инженерной мысли американских танкостроителей в дальнейшем воплотилось в модификациях M1A2 SEP (1999) и M1A2 SEP V2 (2008). На M1A2 SEP в частности впервые применили систему управления войсками FBCB2, которая позволяет обеспечивать экипажи танков и командиров боевых подразделений всей необходимой информацией на поле боя в реальном времени. M1A2 SEP V2 отличается интеграцией самых современных технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего».

Отдельно следует упомянуть комплект дополнительного оборудования и бронирования, или TUSK, повышающий боевые возможности в городских условиях который создан, чтобы обезопасить танк в условиях городских боев. В комплект TUSK входит комплекс динамической защиты ARAT, повышающий уровень защиты бортов и кормы от кумулятивных средств поражения. Дополнительно моторное отделение защищает противокумулятивная решетка. Приняты меры по улучшению противоминной защиты танка: под днищем установлены дополнительные панели комбинированной брони. Расположенный над люком заряжающего 7,62-миллиметровый пулемет M240 оснащен дистанционным управлением и двухканальным прицелом с тепловизионным каналом. Дополнительный пулемет М2 смонтирован на маске орудия. Для улучшения взаимодействия с пехотой в комплект TUSK входит специальная гарнитура для связи с пешими подразделениями и т. д.

Но, несмотря на широкий ряд несомненных преимуществ М1 «Абрамс», у танка есть и недостатки. Газотурбинный двигатель, потребляет слишком много топлива, что делает танк дорогим в эксплуатации, уменьшает запас хода, создает дополнительные проблемы со снабжением. Боевой опыт применения М1 «Абрамс» показал склонность газотурбинных двигателей к перегреву и самовозгоранию.

Дорогое бронирование танка по-прежнему не гарантирует защиту машины и экипажа. Один из главных недостатков классической компоновки — слабое бронирование крыши, днища и бортов танка. Большинство современных противотанковых средств типа американского переносного противотанкового ракетного комплекса FGM-148 «Джевелин» способны с высокой точностью поражать танк именно в эти уязвимые точки. Данная проблема усугубляется в ходе боевых действий в городских условиях, когда противник может поразить любую проекцию танка с короткой дистанции и смертельными становятся даже пехотные противотанковые средства, разработанные еще в 1960-х гг. Возможности же по улучшению бронирования уязвимых участков танка М1 «Абрамс» практически исчерпаны.

Не стоит переоценивать и возможности урановой брони, так как урановыми пластинами также защищены только лобовые детали танка. К тому же до сих пор не выяснили, как влияет такая броня на здоровье экипажа.

Танк «Абрамс» с экипажем
Танк «Абрамс» с экипажем

М1 «Абрамс» — это сложно сконструированный танк, довольно дорогой для массового производства и эксплуатации. Тем не менее, к настоящему моменту выпустили 9880 единиц таких танков и в ближайшее время, учитывая большой спрос, их производство продолжится. Танк состоит на вооружении Австралии, Египта, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и США.

Служба и боевое применение

М1 «Абрамс» создавался прежде всего как ответ СССР, поэтому первыми новые танки получили бронетанковые части, дислоцированные в Западной Германии. В дальнейшем именно в ФРГ направляли самые новые модификации. Но задействовать эти танки в Европе так и не пришлось. С распадом СССР в 1991 г. закончилась холодная война. Основным театром военных действий для американского танка стал Ближний Восток, а основными противниками по-прежнему остались танки советского производства, для уничтожения которых «Абрамс» и создали.

Боевое крещение М1А1 и М1 «Абрамс» приняли в ходе операции многонациональных сил по освобождению Кувейта и разгрому иракской армии в феврале 1991 г. В операции «Буря в пустыне» танки «Абрамс» показали высокую боеготовность и технологическое превосходство.

Они были гораздо сильнее танков советского производства, состоявших на вооружении Ирака. Так, благодаря тепловизионному прицелу экипажи танков «Абрамс» могли обнаруживать противника в темноте или тумане, а мощное орудие позволяло поражать устаревшие Т-54 и Т-62 на максимальных дистанциях. В таких условиях экипажи иракских танков не могли даже определить позицию, с которой велся огонь, не говоря уже о сопротивлении.

По заявлению Пентагона, в ходе кампании в Персидском заливе «Абрамсы» уничтожили несколько сотен танков, среди которых Т-54/55, Т-62, Т-59, Т-69 и Т-72. Американская сторона потеряла всего 18 машин. При этом девять танков пострадали от «дружественного огня» (преимущественно от основного боевого вертолета армии США AH-64 «Апаш»), еще девять подорвались на минах. Однако все они были эвакуированы с поля боя и после ремонта вернулись в строй.

Удачный дебют американских танков во многом определил их успех на мировой арене. Однако достижения американских танков в этом конфликте не стоит переоценивать, поскольку на это повлиял ряд факторов. Так, боевые действия велись преимущественно на открытой пустынной местности при поддержке артиллерии и авиации. В таких условиях уязвимые места танка оставались недоступными для врага, на вооружении которого не было современных противотанковых средств. Сопротивление оказывали безнадежно устаревшие советские танки. Даже относительно новый Т-72 не был для американского танка достойным соперником, так как на вооружении армии Ирака состоял в базовой комплектации, без современных средств защиты. Прекрасно подготовленным американским танковым экипажам противостояли плохо подготовленные экипажи иракских танков, которыми руководили командиры, не представлявшие, как управлять такой массой бронетехники.

М1А1 патрулирует ирано-сирийскую границу
М1А1 патрулирует ирано-сирийскую границу

Силы США и их союзников 20 марта 2003 г. вторглись в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна. На острие бронированного удара находились танки «Абрамс». Начальный период этой кампании имел много общего с войной 1991 г., что во многом определило успех американских танков. Однако в ходе дальнейшего противостояния выявились и слабые стороны американских машин. Так, в городах танки становились весьма уязвимы для пехотного противотанкового вооружения и несли ощутимые потери. По мнению специалистов, наиболее чувствительным местом был моторный отсек, обеспечить полноценную защиту которого в ходе уличных боев сложно. В итоге, по заявлению Пентагона, за время войны в Ираке потеряно 80 танков «Абрамс», что допустимо для восьмилетнего боевого конфликта.

Помимо Ближнего Востока танки «Абрамс» участвовали в миротворческих операциях в Югославии, Сомали и Афганистане.




Поделиться ссылкой