Автомобиль — величайшее из изобретений

«Смотрите — лошадь!» — удивляемся мы, когда видим, как по городской улице не спеша движется конная повозка. Среди потока мчащихся автомобилей всевозможных марок и расцветок животное, запряженное в повозку, кажется нам чем-то странным и неестественным.

первый автомобиль

Сейчас трудно поверить в то, что чуть больше ста лет назад жители городов с таким же удивлением встречали первые автомобили, появившиеся на улицах. Наше удивление при виде лошади вызвано восторгом, а вот люди, впервые видя автомобиль, были повергнуты в ужас и со страхом кричали: «Смотрите — он сам движется!»

Самый популярный

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что изобретение автомобиля является одним из самых важных открытий человечества. Он настолько плотно вошел в нашу жизнь и стал таким привычным, что трудно себе представить, как когда-то люди обходились без него.

автомобиль

В отличие от других видов транспорта автомобиль может обеспечить нам не только поездки по городу, но и увлекательные путешествия по всем странам мира. Это транспортное средство, которое может быть и личным, и общественным, так как позволяет владельцу путешествовать и в одиночестве, и в веселой компании. И хотя в начале XX в. автомобиль уступал в скорости железнодорожным поездам, путешествие на нем давало значительный выигрыш во времени, потому что исключались незапланированные остановки в пути, ожидания, пересадки. Кроме этого, автомобиль позволял добраться до таких мест, куда железнодорожному транспорту доступ был ограничен.

В XX в. автомобиль приобрел еще несколько десятков всевозможных профессий и из простого друга превратился в одного из самых главных помощников человека. Перевозчик грузов, спортсмен, путешественник, солдат, строитель, исследователь... Всех профессий автомобиля не перечесть, к тому же каждый год их список пополняется. Достаточно напомнить хотя бы о том, что автомобиль в дальних поездках может стать даже гостиницей на колесах, буксируя за собой прицепной домик. А специальные автомобили повышенной проходимости могут доставить вас, несмотря на отсутствие дорог, в такие места, куда еще не ступала нога человека. Вероятно, благодаря этому автомобиль является самым популярным видом транспорта.

фура

Это интересно!

Многое из того, что принадлежало древнему конному экипажу, досталось в наследство современному автомобилю. Например, амортизаторы мы до сих пор часто называет рессорами, а обтекаемые панели над колесами — крыльями. Колеса автомобиля существенно отличаются от каретных, но и у них есть шины, обода и иногда даже спицы. Кузов современного автомобиля практически полностью копирует кузов конного экипажа — каркас, обшивка, сиденья, замки. Даже разновидности кузовов сохранили свои «каретные» названия — купе, седан, кабриолет, фаэтон... Мощность автомобильных двигателей до сих пор неофициально измеряют в лошадиных силах, хотя в физике для этого существует другая единица — ватт.

Первый паровой автомобиль

Несмотря на все недостатки конного экипажа, он длительное время оставался основным транспортным средством. Однако все это время не прекращались попытки создать повозку, которая бы двигалась самостоятельно. Для этого необходимо было установить на нее какой-нибудь двигатель. Первый такой механизм работал, используя обыкновенный пар.

первый паровой автомобиль

Одним из первых, кто применил паровой двигатель для построения самодвижущегося экипажа, стал французский инженер Никола Жозеф Кюньо. В 1769 г. он создал первый прототип современного автомобиля — трехколесную повозку, приводимую в движение паром и развивающую скорость до 5 км/ч. Мощность этого транспортного средства составляла 2 лошадиные силы (л. с.). Изобретатель собирался использовать свое детище в качестве тягловой силы в армии: для подвозки артиллерийских орудий и снарядов.

На паровой машине Кюньо двигатель и паровой котел располагались спереди, отчего машину клонило вперед, несмотря на то, что в районе задних колес был закреплен массивный груз для противовеса. Еще одним недостатком этой машины было то, что ее приходилось останавливать каждые 10—15 мин, чтобы наполнить котел водой и вновь разжечь под ним огонь.

Тем не менее, историки считают, что паровые машины являются первыми автомобилями, и тем самым признают, что именно Н. Кюньо построил первый автомобиль.

Никола Жозеф Кюньо
Никола Жозеф Кюньо

Эта машина в настоящее время хранится в парижском Музее искусств и ремесел, а ее изображение стало эмблемой французского общества автомобильных инженеров.

Как управляли паровым автомобилем

В начале XIX в. мощность паровых экипажей увеличилась до нескольких десятков лошадиных сил и они были способны развивать скорость до 30 км/ч. Однако, несмотря на все усовершенствования, эти автомобили были весьма не удобны для эксплуатации. Их водителям необходимо было владеть теми же знаниями и сноровкой, как и машинистам на железной дороге. Ведь только для того чтобы подготовить паровой автомобиль к движению необходимо было иметь определенные навыки и потратить немало времени.

Задолго до планируемой поездки водитель должен был зажечь пусковую горелку и терпеливо ждать повышения давления пара до определенного уровня. В пути водитель должен был следить за уровнем воды в котле и время от времени подкачивать топливо к горелке. Нои это еще не все — через каждые 50 км нужно было заправлять котел водой, горелку топливом, смазывать механизмы, удалять накипь и нагар.

Не каждый бы человек согласился ежедневно проводить все эти операции. Это привело к тому, что паровая машина была практически недоступна массовому потребителю.

Тем не менее, именно она сыграла важную роль в развитии автомобильной техники. Благодаря ей была доказана возможность механического движения экипажа, опробованы и усовершенствованы механизмы будущего автомобиля.

Кстати, с тех далеких времен нам досталось слово «шофер», что в переводе с французского означает кочегар. И хотя на современном автомобиле давно уже нет ни котла, ни топки, и сегодня водителя часто называют шофером.




Поделиться ссылкой