Железнодорожный транспорт преодолел длинным путь развития от ручной тяги массивных вагонеток до современных суперскоростных экспрессов, действующих по принципу магнитной левитации, которые уже стали привычным явлением для многих стран мира.
HSL 1 (High-Speed Line 1), скорость — 300 км/ч. Бельгийский электропоезд серии TGV (фр. «Train a Grande Vitesse» — «скоростной поезд»), рабочая скорость которого равна 300 км/ч, курсирует по высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей Брюссель с французской железнодорожной линией LGV Nord. В эксплуатацию был введен в декабре 1997 г.
THSR 700Т, скорость — 300—315 км/ч. Скоростной поезд острова Тайвань разработан на основе японских экспрессов Shinkansen. Поезд, максимальный показатель рабочей скорости которого равен 300 км/ч, следует по дороге, которая соединяет северный Тайбэй и южный Гаосюн. Он состоит из 12 комфортабельных вагонов и может вместить 989 пассажиров. Рекорд скорости для этого поезда был установлен в 2005 г. и составляет 315 км/ч.
Intercity Express (ICE), скорость — 320 км/ч. Скоростные поезда, распространенные на территории Германии и в сопредельных странах, служат на линии Страсбург—Париж и развивают скорость до 320 км/ч. Сегодня ICE являются основным типом поездов, следующих на дальние расстояния, из всех представляемых Немецкими железными дорогами. Эти поезда также поставляются в Россию, где используются на скоростных железнодорожных линиях Москва—Нижний Новгород и Москва—Санкт-Петербург.
Eurostar, скорость — 300—334,7 км/ч. Британский высокоскоростной электропоезд серии TVG, курсирующий между Великобританией, Бельгией и Францией через тоннель под Ла-Маншем, который является вторым по длине железнодорожным тоннелем в мире. Вместимость поезда — 900 пассажиров, рабочая скорость доходит 300 км/ч, а рекорд был установлен в 2003 г. и равняется 334,7 км/ч. Путь от Лондона до Парижа на поезде Eurostar занимает 2 ч 16 мин.
КТХ Sancheon, скорость — 305—352 км/ч. Был введен в эксплуатацию в Южной Корее в 2009 г. Он был построен компанией Hyundai Rotem на основе технологий французских поездов TGV и принадлежит Korail, национальному железнодорожному оператору Южной Кореи. КТХ Sancheon может развивать скорость до 352 км/ч (рекорд установлен в 2004 г.), в целях безопасности он не ездит быстрее 305 км/ч. Комфортабельный поезд вместимостью 363 пассажира осуществляет движение по маршруту Йонсан—Кванчжу—Мокпхо и Сеул—Пусан.
ETR-500 (Elettro Treno Rapido 500), скорость — 300—362 км/ч. Выпущен в Италии в 1993 г., рабочая скорость доходит до 300 км/ч, а рекорд был поставлен в 2009 г. в туннеле между Болоньей и Флоренцией и составляет 362 км/ч. Поезд преодолевает расстояние от центра Болоньи до Милана за 56 мин. На 2014 г. запланирован выпуск шести поездов ETR-1000, которые будут развивать скорость от 360 до 400 км/ч.
AVE Talgo-350, скорость — 330—365 км/ч. Это торговая марка компании — оператора испанских железных дорог «Ренфе-Операдора». Аббревиатура одновременно обыгрывает слово «птица» (испанск. «ave»). Все поезда класса AVE являются высокоскоростными, но особенно отличается быстротой электропоезд AVE Talgo-350 вместимостью 318 пассажиров, разгоняющийся до 330 км/ч на маршрутах Мадрид—Вальядолид и Мадрид—Барселона. В 2004 г. во время испытаний поезд развил скорость 365 км/ч. Из-за внешнего вида, напоминающего утиный клюв, AVE Talgo-350 получил прозвище Pato (по-испански это значит «утка»).
CRH380A, скорость — 380—486,1 км/ч. Китайский поезд CRH380A рассчитан на максимальную эксплуатационную скорость 380 км/ч, при этом рекорд скорости для такого поезда — 486,1 км/ч. Изготовлением этих железных монстров занимается крупнейший железнодорожный производитель Китая — CSR Qingdao Sifang Locomotive and Rolling Stock Company. Высокоскоростной восьмивагонный поезд с интерьером «самолетного типа» вмещает в себя 494 пассажира. В сентябре 2010 г. CRH-380A впервые был пущен в эксплуатацию на маршрут Шанхай—Нанкин. Позже он начал совершать ежедневные рейсы на линиях Ухань—Гуанчжоу и Шанхай—Ханчжоу.
Shanghai Maglev Train, скорость — 431—501 км/ч. Это китайский скоростной поезд на магнитном подвесе, эксплуатирующийся в Шанхае с 2004 г. Максимальная скорость экспресса составляет 431 км/ч, что позволяет преодолеть расстояние от центра города до аэропорта (30 км) всего за 7—8 мин. В тестовом запуске 12 ноября 2003 г. этот поезд развил скорость 501 км/ч. Его разработчиками являются вовсе не китайцы, а немцы. Прототипом Shanghai Maglev Train стала модель Transrapid SMT.
TGV POS, скорость — 320—574,8 км/ч. Эти французские поезда серии TVG курсируют между Францией и Швейцарией, а также между Францией и Германией. Рабочая скорость — 320 км/ч. При этом модели TGV POS принадлежит рекорд скорости среди рельсовых поездов: в 2007 г. этот поезд смог разогнаться до 574,8 км/ч.
Shinkansen, скорость — 320—581 км/ч. Сеть японских высокоскоростных поездов, которые часто называют «пуля»: рекорд скорости Shinkansen для обычных железнодорожных линий составляет 443 км/ч (установлен в 1996 г.), а на магнитном подвесе — 581 км/ч, что является абсолютным мировым рекордом для поездов (установлен в 2003 г.). Первый скоростной поезд в Японии был пущен в эксплуатацию еще в 1964 г. Сегодня экспрессы Shinkansen, состоящие из 16 вагонов, преодолевают расстояние между Осакой и Токио за 2 ч 25 мин. Поезд имеет своеобразный продолговатый нос, благодаря которому получил прозвище «утконос».