Ар-нуво в архитектуре

Одним из сильнейших реакционных течений против загроможденности, формализма и историзма в искусстве Викторианской эпохи стал ар-нуво — стиль в искусстве, процветавший в Европе между 1890 и 1905 гг. Мотивы природы и волнистые линии преобразили городскую архитектуру от Праги до Парижа; течение имело богатое множество местных разновидностей, включая, например, возникшее в Австрии тяготение к прямолинейности.

К созданию стиля ар-нуво художников подтолкнуло сразу несколько разных явлений. С одной стороны, их вдохновляло видение Уильяма Морриса и Джона Раскина, противившихся викторианскому искусству и призывавших к меньшей громоздкости и большей близости к естественным формам. С другой стороны, в Европе возникла мода на японское искусство с его ярким графичным содержанием и насыщенными цветами. С третьей — работы чешского художника Альфонса Мухи, чьи плакаты, активно мелькавшие в крупных международных центрах вроде Парижа, породили моду на волнистые линии, образы цветов и чувственную женскую красоту.

Графические корни

Мотивы ар-нуво можно было разрабатывать и развивать в графике, и еще одним сильным впечатлением для художников стала обложка книги под названием «Городские церкви Рена», подготовленная архитектором А. Х. Макмёрдо. Издание 1883 г. смело украшено черно-белыми цветами и мощными изгибами стеблей и листьев.

Поскольку такую обложку Макмёрдо придумал для книги по архитектуре и, скорее всего, многие британские архитекторы обзавелись ею, она тоже заметно повлияла на линии и формы архитектуры ар-нуво.

Архитекторы восприняли все эти веяния по-разному. Француз Эктор Гимар экспериментировал с цветными материалами — фаянсом, к примеру, — и преобразил Париж прихотливой ажурной ковкой над входами в метро. Бельгиец Хенри ван де Вельде начинал как художник и дизайнер книги, но вскоре уже оформлял стены и архитектурные детали, в том числе и кровли, длинными изогнутыми линиями ар-нуво. Еще один бельгиец, Виктор Орта, последовал по его стопам. Стиль распространился и в Германии, где получил известность как «югендштиль». Большие города к востоку — Прага, Москва, Рига — также стали столицами ар-нуво.

Эктор Гимар
Эктор Гимар
Хенри ван де Вельде
Хенри ван де Вельде
Виктор Орта
Виктор Орта

В Англии это течение сильнее повлияло на предметную среду, нежели на архитектуру. Особенно оно процветало в керамике — возникли влиятельные компании вроде «Долтон», изготовлявшие вазы и другие керамические изделия для дома, а также керамическую плитку для зданий.

Отделка зданий плиткой приобрела популярность, ею стали украшать самые разные здания, от фабрик до магазинов, некоторые модели были выполнены в стиле ар-нуво — с листьями, сердечками и выразительными линиями.

В Шотландии главным архитектором ар-нуво стал Чарлз Ренни Макинтош. Известнейшее из его потрясающих зданий — Школа искусств Глазго. Характерные черты его стиля — прямые линии и детально проработанные узоры. Прямолинейная форма ар-нуво, которую исповедовал Макинтош, очень похожа на австрийскую версию стиля. Дизайн и архитектуру Австрии периода fin de siecle называют сецессионистскими, их ни с чем не спутаешь.

«...Устрашающая съедобная краса архитектуры ар-нуво»  Сальвадор Дали (1904-1989), испанский художник, скульптор, дизайнер, режиссер

Городской стиль

Влияние ар-нуво сильнее сказалось в городах, где этот стиль в основном применялся в дизайне дорогих жилых домов и при строительстве гостиниц — такие здания должны были привлекать заказчиков, падких на качественный современный декор. Изогнутые линии ар-нуво были хороши скорее в декоре, нежели в строительстве: большинство зданий по-прежнему имело прямые стены и перегородки и прямые же углы. Однако один архитектор, завороженный ар-нуво, применил его принципы масштабнее кого бы то ни было. Антони Гауди, великий каталонский архитектор, творивший в Барселоне, был сам себе стиль. Его здания с изогнутыми стенами, колоннами в форме сталагмитов, цветными мозаиками и беспорядочно размещенными окнами не похожи ни на одну другую архитектурную работу.

Антони Гауди
Антони Гауди

Причудливые капризные формы Гауди и их округлые изгибы в значительной степени напитаны духом ар-нуво и его каталонским воплощением, известным в те поры как «модернизм». Поразительные жилые кварталы, построенные по проектам Гауди, его странные красочные садовые постройки и потрясающая церковь Святого Семейства — едва ли не самое впечатляющее архитектурное наследие на свете. Без ар-нуво он не смог бы состояться.

Мимолетная мода

Ар-нуво прожил недолго. Его расцвет пришелся на 1905 г., хотя некоторые дизайнеры продолжали творить в этом стиле и позднее. Но важность его оказалась значительнее, чем может показаться, если судить только по краткости его жизни: именно ар-нуво совершил решительный отрыв от традиций прошлого и от художественных возрождений, преобладавших в предыдущие десятилетия. Стиль вернул архитектуре ее способность поражать воображение и подготовил и архитекторов, и их заказчиков к еще более шокирующей архитектуре ХХ в.

Венский Сецессион

Около 1898 г. в венском искусстве наметился кризис: от официального клана художников откололась группа и основала свое направление, названное Сецессионом. Выдающимся архитектором в этой группе был Йозеф Мария Ольбрих, разработавший — отчасти под влиянием шотландца Чарлза Ренни Макинтоша — мощный прямолинейный стиль, контрастно декорированный в текучем стиле ар-нуво. Известнейшая работа Ольбриха — павильон Сецессиона в Вене, где группа устраивала выставки своих работ. Здание имеет купол, украшенный лавровыми листьями.

Йозеф Мария Ольбрих
Йозеф Мария Ольбрих
Ренни Макинтош
Ренни Макинтош
Павильон Сецессиона
Павильон Сецессиона

Ар-нуво и ремесла

Хотя большинство зданий ар-нуво построено в традиционной манере, это течение активно использовало и ремесленнические приемы, и промышленные технологии в оформлении зданий. Декоративная плитка стала привычным элементом внешнего вида построек ар-нуво в Британии, тогда как во Франции творчески подходили к ковке: ажурные стенки, витые перила, навесы на металлических рамах. Искусные шрифты и типографика — еще один важный элемент входных групп станций метро.




Поделиться ссылкой