Архитектура Японии

Японская традиционная архитектура многое восприняла от китайской. Из Китая в Японию пришли многие важные явления и идеи в различных областях культуры – буддизм, чайные церемонии, пейзажные парки. Тем не менее, традиционная культура Японии – неповторимое и высокохудожественное явление. Это можно сказать про различные ее сферы – архитектуру, литературу, декоративно-прикладное искусство, живопись.

Дворцово-парковый ансамбль Кацура в Киото. Императорская вилла Рикёй. Япония
Дворцово-парковый ансамбль Кацура в Киото. Императорская вилла Рикёй. Япония

Тонкое чувство прекрасного и склонность к ассоциативному мышлению способствовали созданию синтеза искусств, сложению единых художественных ансамблей, подчиненных единой образной системе. Пришедший из Китая буддизм органично соединился с древней языческой религией японцев – синтоизмом, согласно которой окружающий человека мир населен многочисленными духами и божествами. Они могли обитать в деревьях, камнях и других природных объектах. Отсюда такое трепетное отношение к природе.

Не случайно особенно популярным среди вариантов буддизма стало учение дзэн, уделявшее большое место процессу созерцания, тема которого созерцания определяет многие приемы в архитектуре и является одной из главных тем в литературе, живописи, знаменитой чайной церемонии. Трепетное и внимательное отношение к окружающему миру объясняет любовь к материалам в их естественном, часто неприкрашенном виде и стремление к эстетизации окружающей среды, умение находить красоту в простом и естественном. Сочетание простоты и изысканности характерно для японского искусства – как для древнего, так и для лучших образцов современного. В отличие от Китая здесь не любили яркие краски. Сдержанная, порой почти монохромная цветовая гамма определяет решение архитектурных ансамблей и их интерьеров. Здесь важны намеки, тонкие ассоциации, побуждающие зрителя к сотворчеству, к размышлению.

Хотя японские архитекторы избегали дробных деталей, у них велико внимание к нюансам – к фактуре материалов, к выразительности линий и ритмов и даже пустого пространства. Через осмысление всего этого зритель должен был прийти к постижению философских идей глобального характера. Это черта, присущая философии многих культур Средневековья.

Чайный домик в Киото. Япония
Чайный домик в Киото. Япония. Искусство чаепития играет существенную роль в духовной и общественной жизни Японии уже на протяжении многих веков. Это строго расписанное действо, в котором главное действующее лицо – мастер чаепития – заваривает и разливает чай. При этом у каждого участника церемонии — своя роль, определяющая позу, движения, выражение лица, и манеру речи. К XVI в. появилось около сотни различных правил проведения чайной церемонии, все они имеют силу и в наше время.

Как и в Китае, в основе японских традиционных зданий лежал каркас из стоек и балок, заполненный деревянными панелями. Форма крыш здесь зачастую строга, хотя встречались и кровли с загнутыми краями, как в Китае. Но в целом силуэт здания прост и строг. И в храмовой, и в светской архитектуре использовались схожие принципы. Японская архитектура пребывает в тесном взаимодействии с природой и гармонично вписывается в ландшафт. Это выражается в выявлении естественных свойств материалов, в композиционных решениях, а также в широком использовании открытых террас и подъемных решеток, позволяющих «впускать» пространство внутрь здания. В интерьере использовали раздвижные стены – фусума, с помощью которых можно было изменять размеры помещения. В японской архитектуре все очень рационально и эмоционально одновременно.

Если привлекательность китайской архитектуры скорее заключена в богатом декоре и красочности, то японской – в лаконичности, строгости форм, изысканной графике строгих линий, тонких градациях оттенков, атмосфере тишины и сосредоточенности.

Дворцово-парковый ансамбль Кацура в Киото. Императорская вилла Рикёй. Интерьер чайного домика
Дворцово-парковый ансамбль Кацура в Киото. Императорская вилла Рикёй. Интерьер чайного домика.
Сады Императорской виллы Кацура в Киото. Япония
Сады Императорской виллы Кацура в Киото. Япония.

Японское искусство – один из высоких образцов синтеза различных искусства. Ярким примером могут служить чайные домики (тясицу) для проведения чайной церемонии. Здесь до мелочей продумывалось, как будут связаны друг с другом текст на свитке и икебана, размещенные в нише-токонома, керамика для чаепития, погода и время года за окном, тема бесед. То есть живопись, поэзия, декоративно-прикладное искусство, архитектура и сама церемония составляли единое философски и художественно осмысленное целое. В архитектуре чайных домиков имитировались простота и безыскусность сельского жилища, а в самой церемонии звучала тема равенства.

Террасы домов, специальные помосты и беседки в парке рассчитаны были на созерцание различных природных объектов и явлений. Тема созерцания – важный мотив в японской поэзии и живописи. Но в целом сады Кацуры рассчитаны на прогулку, во время которой перед посетителем будут открываться все новые пленительные виды и возникать все новые утонченные сопоставления – зданий и природы, различных оттенков листвы, воды и камня. Тема созерцания пейзажей – одна из главных тем японских архитектуры, живописи, поэзии. Можно вспомнить стихотворение Ёса Бусона:

Грушевый сад. 

Остановился завороженный: 

 Сквозь дымку – луна. 

Сад Рёандзи. конец XV – начало XVI в. Киото. Япония
Сад Рёандзи. конец XV – начало XVI в. Киото. Япония. Помимо обычных пейзажных садов при дзэнских монастырях устраивались т.н. сухие сады, или сады камней. Поверхность сада покрыта гравием, среди которого, как островки в океане, разбросаны камни разной величины, порою дополненные мхом. Собственно говоря, камни и должны были вызывать ассоциации с островами, а выровненный при помощи грабель гравий – с океаном. Объектом созерцания здесь выступало и само пустое пространство. Пустота – одна из важнейших категорий в философии дзэн, в ней заключается творческая сила и зарождаются составляющие мироздания. Идеи чистоты и аскетичности к тому же определялись местоположением сада, входившего в ансамбль монастыря.



Поделиться ссылкой