Японская группа зодчих «Метаболисты» предложила новую разновидность архитектуры, ключевыми понятиями которой являлись приспособляемость и изменчивость. Их визионерские проекты включали города, плавающие в океане, и модульные башни, устроенные как громадные спирали или ветвящиеся деревья. Немногие их проекты оказались реализованы, однако они заставили архитекторов и дизайнеров задуматься о новых способах строительства, отвечающих скорости изменений в обществе ХХ в.
В 1960-х гг. японская экономика переживала бурный рост, оправившись после Второй мировой войны. Стремительно развивались технологии. Да и население росло. Чем же занимались японские архитекторы в тот период стремительных изменений? Существовала среди них группа, понимавшая, что время требует архитектуры нового типа.
Нужны были здания, которые можно видоизменять прямо по ходу эксплуатации, но современное зодчество с его любовью к бетону и небоскребам, похоже, годилось лишь для строительства неадаптируемых сооружений. И поэтому нужно изобретать новую архитектуру, отказавшись от незыблемости модернистских конструкций в пользу технологичности и приспособляемости. Группа японских архитекторов, воплощая эти желательные для их времени и места свойства, начала новое направление в зодчестве, и архитекторы эти стали называть себя метаболистами.
Метаболисты — так же, как и аркигрэмовцы, — искали способы проектирования изменяемых конструкций, которые можно было бы органично расширять и надстраивать по мере необходимости.
Дерзок был их план: они желали не только масштабной реализации таких сооружений, но и максимально эффективного использования малых площадей, поскольку на островах уже было очень людно и население продолжало расти.
Однако не только ответ на перенаселенность укоренил метаболистов в японской культуре с ее потребностями. Они также реагировали на глубинное ощущение, всегда бытовавшее у японцев: никакое строительство не вечно. Японские города постоянно разрушались — землетрясениями, наводнениями, извержениями вулканов и войнами — и в конфликтах XV–XVI вв., и во Второй мировой. Поскольку очень многие японские здания строились из дерева, они оказывались практически стерты с лица земли при каждом катаклизме, и их приходилось отстраивать с нуля. Метаболистская архитектура — приспосабливаемая, развивающаяся во времени, — казалось, соответствует условиям постоянных перемен.
Группа зародилась в 1960 г. на токийской Всемирной конференции по дизайну и выступила с манифестом под названием «Метаболизм: предложения по новому урбанизму». Этот документ обнародовал несколько архитектурных предложений; что примечательно, несколько проектов разработал лидер нового направления Киёнори Кикутакэ. Он уже завладел вниманием японских архитекторов своим «Небесным домом» постройки конца 1950-х, состоявшим из монолитного блока, поднятого на сваи; если требовалось расширить пространство, дополнительные комнаты можно было подвесить под основную конструкцию.
«В отличие от архитектуры прошлого современная архитектура должна... соответствовать меняющимся требованиям современности» Киёнори Кикутакэ (1928-2011), японский архитектор. Цит. по книге Дж. Доната «Мировая архитектура» (1965)
Другие проекты Кикутакэ были еще радикальнее. Один из них — «Морской город», в котором изготовленные фабричным способом жилые «коконы» крепились к громадным цилиндрам, плавающим в океане. Архитектор предлагал разместить цилиндры по кругу, и в результате получалась красота под стать дерзости замысла. Другую идею предложил Нориаки (Кисё) Курокава: построить — на сей раз на суше — спиралевидные небоскребы, к которым тоже можно прикреплять такие жилые коконы.
Оба эти проекта реализуют главные качества метаболистской архитектуры: технологичность, масштабность и смелость, а также предполагают органический рост сооружения и участвуют в решении перенаселенности японских островов.
Едва ли не самый знаменитый реализованный проект метаболистской архитектуры — токийская «Капсульная башня Нагакин», спроектированная Курокавой. Она состоит из двух связанных высоток, к которым подвешены около 140 небольших капсул, в которых размещаются жилые и конторские помещения.
Каждая капсула — всего 2,3 3,8 м, оборудованная встроенными в стену устройствами от холодильника до телевизора, кроватью и крошечной ванной комнатой. Капсулы, представляющие собой стальные ящики, были изготовлены и собраны фабричным способом, а потом собраны прямо на месте возведения. Теоретически любую капсулу можно отвинтить и заменить новой, оборудованной более современно, хотя на самом деле такого пока ни разу не случилось.
Минималистичное жилье капсульной башни — еще один ответ метаболистов на требования, выдвигаемые жизнью. Они заметили, что к концу ХХ в. личная жизнь человека — от встреч с друзьями в кафе до прослушивания музыки — все больше происходит публично. Из этой логики выходит, что дома нам нужно меньше пространства, чем когда-то. Квартира становится местом уединенного отдыха, смотрения телевизора и сна.
Капсульная башня оригинальна уже тем, что ее вообще построили. Большинство метаболистских проектов — подобно аркигрэмовским — так и остались на бумаге. Их впечатляющие названия — Башенный город, Город стен, Агрокультурный город — по-прежнему дразнят архитекторов. В начале 1970-х гг. отдельные метаболисты по большей части занялись более привычными и реалистичными проектами. Кэндзо Тангэ, к примеру, стал, вероятно, одним из самых прославленных японских архитекторов того периода, но знаменит он своими более традиционными постройками, хотя и учел в их проектировании самые передовые технологии.
«Капсульная башня» — объект уникальный, однако ее постройка вдохновила другой специфический японский проект — капсульную гостиницу. Первый пример — капсульная гостиница в Осаке, ее спланировал Курокава в конце 1970-х; она спроектирована и построена с упором на фабричное производство, технологичность и экономию площади. Это здание и многие сооруженные позднее предоставляют простые ячейки для сна, размером с кровать; часто, правда, есть еще телевизор и беспроводной интернет. Ванные и туалеты, как правило, общего пользования, есть рестораны и место для хранения багажа. Такие минималистичные гостиницы прижились только в Японии, и останавливаются в них в основном командировочные.