Мавзолей в Галикарнасе — надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооруженный в 359—353 гг. до н. э. неподалеку от современного Бодрума (Турция), одно из античных чудес света. Как сооружение он представлял собой сложное сочетание династического памятника Гекатомнидов (потомков правителя Карии Гекатомна), героона (античного святилища, посвященного герою) и усыпальницы самого Мавсола.
Это уникальное строение изначально задумывалось не только как гробница, но и как храм, в котором местные жители могли бы во время общения с богами воздавать почести также и усопшим правителям.
Величественную усыпальницу, чья площадь основания — 66х77 м, а высота — 46 м, строили выдающиеся архитекторы Античности Сатирос и Пифей Приенский. Ее пышное скульптурное убранство создавали легендарные мастера греческой пластики Скопас, Леохар, Бриаксис и Тимофеос. Реконструированные фрагменты мавзолея и сегодня по праву можно считать одним из самых привлекательных для туристов чудес древнего мира.
Основание состояло из пяти ярусов размером 33—39 метров. Его венчала усеченная пирамида огромных размеров, состоявшая из 24 ступенек. Общая высота по стройки при этом составляла 22 метра. Сверху возвышалась квадрига, сделанная из мрамора. С ней высота здания увеличилась до 49 метров, что можно сравнить с 15-этажным зданием. Вот так мавзолей — только королевская особа могла позволить себе такой! Усыпальница царя находилась в верхней части сооружения в окружении 39 колонн высотой 11 метров. По краям шёл богато украшенный карниз. У подножия храма стояли мраморные статуи всадников и львов.
Мавзолей стал первым в мире зданием, стиль которого можно назвать эклектичным, — в его декоре были использованы все известные в Элладе того времени архитектурные приемы. Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий многоколонный храм.
Цоколь пирамиды, на которой покоился храм, стены храма и еще одну, венчающую его, пирамиду украшали рельефы со сценами амазономахии.
Мемориальное сооружение было столь непохожим на все прежние усыпальницы правителей не только Эллады, но и Азии, что по имени создателя получило особое название Мавзолей, вошедшее во многие языки мира.
На основании размещался многоколонный храм-периптер с целлой — помещением для жертвоприношений, окруженный 39 одиннадцатиметровыми колоннами. Крышей Мавзолея служила пирамида из 24 ступеней, поверх которой возвышалась квадрига — мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со статуями Мавсола работы скульптора Пифея и его жены Артемисии работы ваятеля Скопаса (обе сохранились до наших дней и считаются одними из лучших образцов греческой пластики IV в. до н. э.).
Так называли колесницу, запряжённую четвёркой лошадей, располагавшихся в один ряд. Подобные скульптурные композиции часто использовали в качестве украшений различных сооружений древности, также изображение квадриги можно встретить на старинных и современных монетах и медалях.