Искусство Древнего Египта, несомненно, повлияло на творчество мастеров Древней Греции, которым удалось достичь подлинного совершенства во многих областях. Их наследие было переосмыслено творцами Древнего Рима.
Древнеегипетская цивилизация существовала примерно с IV тысячелетия до н. э. Датой ее завершения считается 31 год до н. э., когда Египет окончательно покорился Риму.
Богами древних египтян были силы природы и земные властители — фараоны. По религиозным верованиям, фараона после смерти ожидала новая жизнь в царстве мертвых. Для этого покойному владыке требовалось сохранить все, чем он владел на этом свете, — в том числе собственное тело. Поэтому в Древнем Египте было весьма развито искусство бальзамирования. Мумию фараона и все необходимое помещали в гробницу, а ее стены украшали фресками и барельефами, изображавшими земную жизнь покойного и его путешествие в загробный мир. Таким образом, в Древнем Египте мастера-художники играли большую роль как служители религиозного культа. Интересно, что ученые до сих пор не выяснили точное назначение египетских пирамид, в том числе Великих пирамид в Гизе (III тысячелетие до н. э.). Принято считать их гробницами фараонов, но само захоронение найдено не в каждой.
Богатейшим источником информации о культуре Египта стала гробница фараона Тутанхамона, обнаруженная в 1920-х годах Говардом Картером
Одна из древнейших техник изобразительного искусства — фреска. Название происходит от итальянского fresco (свежий): красками расписывают только что оштукатуренную, еще влажную стену. Известь, содержащаяся в штукатурке, при высыхании образует тончайшую, но прочную пленку, благодаря которой краски росписи не осыпаются и на долгие века остаются яркими.
Заметим, что в наши дни фреской называют практически любую настенную роспись.
Впервые слово «фреска» использовал в своем трактате 1437 года художник Ченнино Ченнини. Роспись по высохшей штукатурке принято называть техникой а секко — «по сухому»
Древнеегипетские живописцы изображали людей особым способом: ступни и голову — в профиль, а глаза и плечи — в фас. Их фрески и сегодня поражают нас своей монументальностью и многообразием цветов. Краски в Древнем Египте изготавливали из минеральных пигментов, смешивая их с яйцом и различными смолами. В период Нового царства фресками украшали уже не только гробницы, но и храмы. То есть постепенно работы художников переставали быть исключительно ритуальными и начали приближаться к искусству в современном понимании. Творцов стали интересовать чувства и эмоции людей.
Историю искусства Древней Греции разделяют на несколько периодов: III тысячелетие — XII век до н. э.— эгейское, или крито-микенское искусство; XI–VIII века до н. э.— «гомеровская» Греция; VII–VI века до н. э. — архаический период; V–IV века до н. э.— классический период; IV–I века до н. э.— эллинистический период. Крито-микенское искусство именуется так по названию территорий, где оно было распространено. Именно на острове Крит, согласно легендам, по повелению царя Миноса был построен Лабиринт, в котором обитал Минотавр и откуда Тесея, сразившего чудовище, вывела нить Ариадны. О культуре и религии критян известно очень мало, а критские письмена до сих пор не расшифрованы. Большинство предположений ученых об укладе жизни на Крите основано на фресках, фрагменты которых в изобилии найдены на стенах дворцов в Кноссе,Фесте, Закросе. К концу XV века до н. э. критские дворцы были разрушены, а цивилизация пришла в упадок. Предположительно, причиной послужили набеги древнегреческих племен с материка или природные стихийные бедствия.
Эллинизм — период распространения греческой культуры в Средиземноморье и на Востоке после смерти Александра Македонского
В архаический период в Греции появились основные типы монументальной скульптуры: статуи обнаженного юноши-атлета (курос) и закутанной в одежды девушки (кора). Скульптуры, созданные в основном из известняка, мрамора, терракоты и бронзы, украшали храмы и служили надгробными памятниками. Знаменитая «архаичная улыбка» на лицах статуй подчеркивала, что фигуры изображают живых людей. Эту деталь вполне можно считать первым шагом древнегреческих скульпторов к реализму. До наших дней сохранились развалины многих храмовых комплексов классического периода (Парфенон, храм Ники в Афинах). По ним можно представить, насколько масштабной и впечатляющей была греческая архитектура. Храмы считались жилищами богов, поэтому возводились и украшались эти величественные здания с соответствующей тщательностью и искусностью. В классический период наивысшего расцвета достигла и древнегреческая скульптура. Работы Мирона («Дискобол»), Фидия (статуя Зевса в Олимпии), Поликлета (многочисленные статуи атлетов) и других мастеров вошли в сокровищницу мировой культуры. О греческой живописи, к сожалению, мы можем судить лишь по сюжетам вазописи — изображений на вазах, амфорах и иной посуде, другие ее образцы до нас не дошли.
Этруски — один из самых загадочных народов в истории европейской цивилизации. Они проживали на территории нынешней Италии примерно с конца IX до II века до н. э. и были предшественниками древних римлян. Однако их язык до сих пор не расшифрован, а об их культуре, верованиях, традициях и политическом устройстве мы не знаем почти ничего. Источник знаний об этрусках — убранство сохранившихся гробниц и склепов. Гробницы делались в виде жилищ, чтобы служить умершему человеку домом и после смерти, а их стены украшались фресками.
Древние римляне познакомились с культурой греков примерно в III веке до н. э. А столетие спустя, покорив Грецию, римляне стали массово вывозить произведения искусства из греческих городов-полисов.
Под влиянием греческого искусства начало развиваться и римское искусство. Римляне внесли свои дополнения в греческий архитектурный канон: у зданий появились арки и купола. Беря за образцы произведения скульптуры из завоеванной Греции, римляне создавали огромное множество их копий и подражаний: статуи и бюсты императоров и полководцев стояли буквально в каждом богатом доме. Сохранились до нашего времени и некоторые уникальные произведения древнеримских скульпторов, например бронзовая конная статуя Марка Аврелия (II в. н. э.).
О римских фресках и мозаиках мы можем судить в основном по образцам, найденным при раскопках городов Помпеи и Геркуланум, полностью засыпанных пеплом во время извержения вулкана Везувий в 79 году н. э. Благодаря многометровой толще пепла, очень хорошо сохранились улицы, дома и внутреннее убранство помещений.
Помпейские фрески высоко ценятся любителями античности, но многие их сюжеты и доныне представляют собой загадку. Например, фрески на стенах «Виллы Мистерий» изображают какое-то обрядовое действо, но что это за обряд и к какому культу он относится, ученым установить не удалось.
«Историческая наука многим обязана Помпеям… перед нашими глазами, как живая, предстала материальная культура Италии» (З. Косидовский)
Так называют погребальные портреты жителей Египта I–III веков н. э., выполненные с необыкновенным для своего времени мастерством и реализмом. Греки и римляне, жившие в то время в Египте, переняли у древних египтян обычай бальзамирования мертвых и погребальные обряды, но посмертные маски заменили живописными портретами. Свое название фаюмские портреты получили от оазиса Фаюм, где они были найдены впервые — при раскопках в 1887 году.
Эти портреты писали с натуры, не приукрашивая внешность и сохраняя индивидуальность черт, и хранили дома. После смерти изображенного человека портрет обрезали по краям и вставляли в льняные бинты таким образом, чтобы он располагался точно над лицом покойного.
Самые яркие и выразительные образцы фаюмского портрета относятся к II веку н. э. В этот период их создавали в основном в технике энкаустики (от др.-греч. выжигание), то есть растопленными красками, которые изготавливались смешиванием пигмента и воска, на досках из ценных пород дерева. К III веку н. э. художники почти полностью перешли на темперу (минеральные краски на водной основе), а портреты все чаще писались на полотне и становились все более условными, схематичными. По мере распространения христианства на территории Египта погребальные портреты использовались все реже. Тем не менее искусство фаюмского портрета оказало колоссальное влияние на зарождающуюся иконопись.