Реакцией на военные и революционные потрясения в Европе начала ХХ века стал напряженный, эмоциональный, «изломанный» экспрессионизм. Он вобрал в себя наследие нескольких предшествующих стилей и направлений и оставил яркий и необычный след в искусстве.
Экспрессионизм вряд ли возник бы без французского постимпрессионизма (буквально: «после импрессионизма») конца XIX — начала XX века. Имена выдающихся художников постимпрессионистов знакомы всем, даже тем, кто абсолютно далек от искусства: Винсент Ван Гог (1853–1890), Поль Гоген (1848–1903), Поль Сезанн (1839–1906).
В своих работах они пошли дальше реалистов и импрессионистов, которые стремились запечатлеть неприукрашенную действительность или передать сиюминутное впечатление. Постимпрессионистам было важно изобразить основные элементы существующего миропорядка. Их интересовала суть жизни, ее философские основания. Простые предметы, например ботинки на картине Ван Гога или зеленые бутыли на полотне Сезанна, превращались в символы, «говорили» со зрителем языком ассоциаций.
Непосредственными предшественниками экспрессионизма считают так называемых фовистов (от фр. lesfauves — дикие). Их полотна полны силы и страсти, сюжеты эмоциональны, цвета чисты, резки и контрастны. О фовистах заговорили после парижского Салона 1905 года. В этом стиле творили Анри Матисс (1869–1954), Андре Дерен (1880–1954), Шарль Камуан (1879–1965).
«Я рисую не женщин — я рисую картины» (А. Матисс)
Чтобы понять экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), нужно представить себе эпоху, в которую он был рожден. Период конца XIX — начала XX века остался в истории как время тяжелейших потрясений. Назревала Первая мировая война. Все больше стран затягивало в омут революций и гражданских войн. Это был период жесточайшего нравственного и эстетического кризиса: человек терял нравственные ориентиры и в ужасе застывал, созерцая происходящее. Таким получилось и искусство, ставшее ответом художников на вызов окружающей их реальности.
Экспрессионисты воздействовали на зрителя резко и напористо: сознательно искажали формы предметов, использовали мрачные или, наоборот, кричаще-яркие цвета. Один из самых распространенных мотивов их картин — крик боли. Полотна экспрессионистов — настоящий гимн пессимизму и отчаянному бунтарскому порыву, двум граням одного и того же состояния бессилия.
Понятие «экспрессионизм» впервые использовал в 1910 году чешский искусствовед Антонин Матейчек. «Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность», — писал он. Но само явление в искусстве, о котором он говорил, появилось гораздо раньше, чем термин.
Закат экспрессионизма наступил в 1930-е годы — придя к власти, нацисты заклеймили это направление как «дегенеративное»
Между 1893 и 1910 годами норвежец Эдвард Мунк (1863–1944) создал четыре экземпляра одной и той же картины под названием «Крик». Это самая известная его работа, ставшая визитной карточкой экспрессионизма. На ней изображен человек, раскрывший рот в безмолвном вопле ужаса, и эта эмоция бьет по нервам зрителя: ему начинает казаться, что кроме этого крика нет ничего, что он заполняет собой весь окружающий мир.
Мунк так описывал источник своего вдохновения: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся на забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
«С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом» (Э. Мунк)
В Германии основоположниками экспрессионизма стали художники из объединения «Мост», созданного в 1905 году. Несколько студентов-архитекторов: Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф — объединились в артель. В тесном сотрудничестве они разработали своеобразный общий стиль и писали в столь точном соответствии ему, что установить авторство картины по манере, почерку художника зачастую не удается.
Известнейшим представителем стиля стал итальянец Амедео Модильяни (1884–1920). При жизни его работы не были оценены по достоинству. Признание пришло к выдающемуся экспрессионисту лишь после смерти. Больше всего художника интересовали люди, и он писал их, пренебрегая всеми другими жанрами. Сохранилось лишь несколько пейзажей его авторства, все остальное наследие Модильяни — портреты.
Более 20 полотен Амедео Модильяни изображают его гражданскую жену Жанну Эбютерн