Искусство Барокко (около 1600-1750 годы)

На религиозные конфликты XVI века европейское искусство ответило очередным изменением. Барокко становится своеобразным способом усиления влияния римского католицизма. Охватывая широкий спектр различных стилей, барокко объединяет в себе эмоции, динамизм, драматизм, а в живописи — новые методы изображения света и полутонов.

XVI век начинается с Реформации и религиозных конфликтов. Благодаря изобретенному Иоганном Гуттенбергом (около 1398-1468) книгопечатанию у простых людей появилась возможность читать книги. Первой книгой, изданной типографским способом, стала Библия, но знакомство с ней вызвало у простых горожан множество вопросов по поводу интерпретации основных сюжетов и законности власти Римской католической церкви.

В результате реформ в некоторых европейских странах утвердился протестантизм как новая ветвь христианства, породив новые религиозные войны. Авторитет Католической церкви пошатнулся, а Европа утратила свое единство. Но со временем Католическая церковь сумела дать отпор. На Тридентском соборе было принято решение о частичной реформе Церкви с целью противостоять нападкам протестантов и сохранить целостность доктрины. Это положило начало так называемой Контрреформации, и для осуществления своих планов Католическая церковь прибегла к помощи изобразительного искусства — дабы повлиять на максимально широкую аудиторию.

Иоганн Гуттенберг
Иоганн Гуттенберг
Библия
Библия

Вдохновенное созерцание

Тридентский собор постановил, что любое произведение искусства должно иметь ясное, вразумительное и понятное людям религиозное содержание. В качестве рекламного материала римского католицизма искусство эпохи барокко призвано было вызывать сопереживание и сочувствие у зрителя благодаря продуманности композиции, искусному использованию цвета и эмоциональности образов. Художники работали в заранее оговоренной манере, демонстрируя невероятное техническое мастерство в изображении различных эффектов. Скульптуры и живописные полотна передавали живость движения, силу, а тщательно выписанные светотени усиливали впечатление.

Тридентский собор
Тридентский собор

В XVII веке популярность барокко выплеснулась за границы мира Католической церкви. Стиль покорил сначала королевские семейства, а затем и аристократию. Европейские правящие династии стремились поддержать в своих подданных веру в божественное происхождение власти, а знаменитые художники, скульпторы и архитекторы способствовали достижению этой цели.

По мере развития торговли все больше богател протестантский север Европы, и там барокко также обрело немало последователей, хотя, безусловно, заказчики и объекты изображения были совершенно иными. Вскоре появилось множество различных жанров, удовлетворявших разнообразные вкусы зрителей и заказчиков, но объединенных общими для барокко принципами.

В некоторых областях искусство становилось все более экстравагантным и вычурным, в то время как в других — более сдержанным и аскетичным. Выразительные эмоциональные работы итальянских мастеров контрастировали с более консервативными произведениями их коллег в Нидерландах. Но неизменными оставались базовые принципы: реализм, выразительность, пробуждение эмоционального отклика в зрителе и яркий сияющий свет на полотнах. Во многих отношениях искусство барокко стало реакцией на стилизации маньеризма.

Призыв к чувствам

В Италии, Франции и Испании барокко продолжало развиваться как эмоциональный, эффектный, вызывающий сильные чувства стиль. Однако в Северной Европе, где новое течение обрело приверженцев среди богатых горожан, художникам пришлось те же самые идеи выражать иным образом — они не могли заострять внимание преуспевающих бюргеров на нуждах Церкви или убеждать их в могуществе королевской власти. При этом роль художника в обществе была довольно значительна. Они пользовались таким уважением и признанием, как ни один из мастеров прошлого.

Искусство, которое сначала лишь развлекало и удивляло людей, постепенно стало одним из самых модных занятий. В каждом крупном городе и маленьком городишке строились церкви, дворцы, украшенные статуями и картинами, на площадях сооружались фонтаны — искусство служило и частным, и общественным нуждам. В Италии одним из основоположников нового стиля стал Аннибале Карраччи (1560-1609) с его яркими, полными жизни полотнами. Караваджо (1571-1610), с невероятным мастерством использовавший в своих работах контрастное сочетание света и темного фона, умел передать глубину человеческого страдания.

Аннибале Карраччи
Аннибале Карраччи
Джан Лоренцо Бернини
Джан Лоренцо Бернини
Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс
 Антонин ван Дейк
Антонин ван Дейк
«Мой талант таков, что, сколь бы неподъемна ни была работа по числу и сложности, она ни разу не превзошла моих сил» Питер Пауль Рубенс

Ведущим скульптором эпохи барокко был Джан Лоренцо Бернини (1598-1680), известный также как архитектор, живописец и драматург. В своих произведениях он с поразительным реализмом создавал эффект пространства и движения — именно эти черты вскоре станут характерными для барокко в целом. В католической Фландрии Питер Пауль Рубенс (1577-1640), один из наиболее известных авторов своего времени, воплотил все элементы стиля в ярких, красочных, пышущих жизнью и изобилием картинах. Его ученик Антонин ван Дейк (1599-1641) стал главным придворным живописцем Англии. Никола Пуссен (1594-1665) — самый известный и влиятельный французский художник XVII века.

Несмотря на серьезные отличия от работ других мастеров барокко, его полотна тоже пронизаны эмоциями, чувственностью, энергией жизни. Испанец Диего Веласкес (1599-1660) использовал технику барокко — яркие цвета, резкие светотени — для создания эффекта пространства в своих полотнах. Период барокко продолжался примерно до 1750 года, хотя некоторые черты его сохраняются до конца XVIII века.

Жемчуга

Слово «барокко» происходит от португальского «perola barocca», что означает «жемчужина необычной формы». Как большинство терминов, он возник гораздо позже, чем сам стиль, и сначала имел несколько критический оттенок, подчеркивая чрезмерность детализации, пышность и излишества, отличающие это художественное направление от гармонии и уравновешенности Высокого Возрождения.

«Положение во гроб»

Известная также как «Снятие с креста», эта картина изображает Никодима с помощниками в тот момент, когда они опускают Иисуса в гробницу после распятия. Три женщины в неизбывном горе воздевают руки. Шесть фигур на черном фоне, расположенные вплотную друг к другу, изображены на черном фоне, символизирующем смерть и страдание. Тело Иисуса ниже прочих фигур, но, тем не менее оно в центре композиции; остальные образуют своеобразную динамичную диагональ, направленную вправо и вверх. В картине присутствуют все элементы барокко: chiaroscuro (резкий контраст света и темноты); необычный поворот фигуры, движение; глубокие чувства; сюжет и элементы композиции, создающие эмоциональное напряжение.

«Положение во гроб», Караваджо, 1602–1603, холст, масло
«Положение во гроб», Караваджо, 1602–1603, холст, масло



Поделиться ссылкой