Искусство как способ развлечения в Средние века

«Искусство подлинно, когда устами художника говорит народ.»
А. Эйнштейн

Нам сейчас, конечно же, очень сложно пытаться представить себя на месте жителя средневекового города или деревни. Как жил человек в эпоху непрерывных войн, в осознании непреодолимого могущества небесных сил и безграничной власти земных владык? Как развлекались люди и в чем они находили утешение в тяжелую минуту? Да, религиозные постулаты гласили: «плачущие — утешатся». Но во все века и времена одной из главных возможностей обрести гармонию и радость было искусство. Не только религиозное.

Шах и мат

...В 1831 году на шотландском острове Льюис были найдены вырезанные из моржовых клыков и «китового зуба» шахматы, которые, предположительно, были изготовлены в середине — второй половине XII столетия где-то в Скандинавии. Оригинальная трактовка и невероятная живость образов роднят эти фигурки с романскими каменными рельефами Франции, Англии, Германии. «Королевы» со скучающим видом подпирают щеку рукой. «Короли» восседают на троне, строго глядя на своих подданных. «Слонов» заменяют епископы в митрах, «кони» представлены в виде рвущихся в бой рыцарей, восседающих на приземистых лошадках. Особо интересны «ладьи»: некоторые из них представляют собой грызущих щиты неистовых воинов-берсерков. Детали одежды, оружия и украшений проработаны безвестным резчиком (или резчиками) очень тонко и точно: можно рассмотреть узорчатые покрывала, спадающие на плечи королев, детали вооружения воинов, сложные, украшенные длинными косами прически королей.

шахматы в Британском музее

Ныне часть фигурок находится в национальном музее Шотландии, часть — в Британском музее. Эти шахматы стали так известны и популярны, что в наши дни ежегодно изготавливаются сотни копий.

Гобелен, который... Не гобелен

Виды искусства, которые «обслуживали» повседневную жизнь человека, во многом зависели от условий этой самой жизни. Например, появление ковров-шпалер в интерьере замков объяснялось не только и не столько желанием украсить свой быт, сколько простой необходимостью: в зданиях было очень холодно, а ткани спасали от сквозняков и от соприкосновений с каменными плитами. Кстати, когда шпалеры появились в средневековой Европе?

Тканые вручную безворсовые ковры были известны еще в Древнем Египте и Греции. В начале XVII века в Париже открылась мануфактура ковроткачества братьев Гобелен, и вскоре в большинстве европейских стран гобеленами начали называть практически любые подобные изделия, что, конечно же, не совсем правильно. Чуть позднее появилось слово «шпалера» — первоначально так называли живые изгороди и решетчатые опоры для растений.

До сих пор точно не известно, были ли первые шпалеры в романскую эпоху привезены в Европу с Востока или изготовлены местными мастерами. Но именно в это время подобные изделия начинают завоевывать популярность в среде знати.

В конце XVII столетия в нормандском городке Байё было обнаружено весьма любопытное произведение средневекового искусства. Это невероятно длинное (68,38 метра!) льняное полотнище, на котором разноцветными шерстяными нитками вышиты многочисленные сцены сражений, корабли во время морского похода, взятие города, встреча правителя с подданными... Документы, которые удалось обнаружить и сопоставить с этой реликвией, и вышитые на полотне фразы позволили сделать вывод: вышивка изготовлена во времена Вильгельма Завоевателя (ок. 1027— 1087 гг.). На ней изображены сцены нормандского завоевания Англии. В качестве «заказчика», возможно, выступал сам Вильгельм либо его супруга Матильда. Иногда называют также имя Одо, епископа Байё, единоутробного брата короля. Так или иначе, тонкая и очень продуманная с точки зрения композиции вышивка может служить хорошим источником по истории XI столетия. За ней закрепилось название «гобелен из Байё» (или «ковер из Байё»), что с точки зрения исторической адекватности, как говорится, не выдерживает никакой критики. Это не гобелен и не ковер. Но такое в науке случается.

Гуляй, веселись, рисуй!

В XII веке французский богослов Иоанн Белет упоминает в своих произведениях о некоем «празднике дураков», проводившемся в некоторых французских городах. О чем идет речь?

Есть версия, что это действо, связанное с переодеванием в нелепые костюмы, щедрым угощением и обильными возлияниями, перекочевало в средневековую культуру из античного мира. Достаточно вспомнить, например, римские Сатурналии, когда народ отмечал окончание жатвы, ел, пил и веселился, а также приносил жертвы богам.

Для того чтобы запретить «праздник дураков», потребовалось особое распоряжение церковных иерархов. Праздник был поставлен «вне закона» постановлением Базельского собора в 1431 году.

С распространением христианства акценты несколько сместились: бурными празднествами начали отмечать разнообразные даты христианского календаря. Так, например, есть упоминания о том, что «праздник дураков» часто выпадал на день Обрезания Господня — 1 января, причем инициаторами веселья часто выступали младшие церковные чины. Еще позднее, видимо, подобные развлечения стали устраивать перед Великим постом — так и сложилась традиция карнавалов. По одной из версий, само слово «карнавал» происходит от позднелатинского carne vale — «прощание с мясом».

Но при чем тут искусство?

Существует любопытная теория, согласно которой карнавал в средневековом городе — это возможность на один день вырваться из-под тяжелого гнета правил и ограничений. Ведь во время карнавала можно все! Маски и костюмы обеспечивают анонимность, меняются ролями хозяин и слуга, богач и бедняк. Карнавал позволял «выпустить пар» и отвлечься от невзгод. В этом перевернутом мире звучали рискованные шутки, расширялись границы дозволенного. Конечно, высшие церковные иерархи были не в восторге от этого. Но традиция карнавала пережила века. И иногда художники позволяли себе даже вне карнавала ненадолго вырваться за границы условностей, повеселиться и позволить себе шутки «на грани».

Если присмотреться к средневековым каменным рельефам, книжным страницам — в переплетении орнамента и в укромных уголках сложной композиции иногда можно увидеть весело скачущих шутов, обезьян, одетых в церковное облачение, а иногда и просто человечков, ведущих себя самым непристойным образом. Что это? Иллюстрация «как не надо делать»? Просто шутка? Но за нее автор произведения мог серьезно поплатиться. И все же подобные изображения, вероятнее всего, были проявлением классического для того времени юмора, основанного на желании ненадолго вырваться из рамок строгих условностей.

«Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора» (Демокрит)

С течением времени образы соборной скульптуры и книжной миниатюры становились все богаче. Можно было увидеть крестьян и акробатов, героев народных сказок и разнообразных фантастических существ. Во многих иллюстрациях логика, как говорится, поставлена с ног на голову: например, зайцы охотятся на рыцаря или сова в митре благословляет каких-то бесштанных персонажей. Есть упоминания о том, что Церковь пыталась бороться с такими проявлениями художественного свободомыслия. Но... Проще было объявить эти изображения «олицетворением греха», отрицательным примером и оставить их в покое. За что мы, как исследователи искусства, можем лишь сказать спасибо!




Поделиться ссылкой