Искусство Рококо (около 1700-1800 годы)

Возникший первоначально как стиль в оформлении интерьеров, рококо зародился в начале XVIII века. Первые образчики живописи в этой манере призваны были лишь дополнять интерьеры, и имели скорее декоративный характер. Но вскоре утонченные, легкие, чувственные произведения вошли в моду, и на свет явился новый художественный стиль — рококо.

Век Просвещения

Конец XVII и XVIII век называют веком Просвещения или эпохой Разума, что вполне точно характеризует время открытий в науке, технике и искусстве, когда традиционные общественные структуры подверглись переоценке. Ученые и философы утверждали, что знания и здравый смысл могут избавить человека от предрассудков и религиозного гнета, которые несут с собой страдания и смерти миллионов людей в религиозных войнах. Подобные взгляды широко распространились благодаря изданию энциклопедий. Книгопечатание сделало знания доступными, горожане покупали книги и памфлеты, что способствовало развитию независимости мысли. Социальные, политические и интеллектуальные реформы, ставшие результатом этого процесса, давали людям надежду на будущее, что, безусловно, повлияло на ситуацию в изобразительном искусстве.

«Кто вам сказал, что рисуют красками? Кто-то, может, и красками, а другой — чувствами» Жан Батист Симеон Шарден

В этот период политическая обстановка в Европе и Америке была менее напряженной, чем в предшествующее столетие. Философы выдвигали идеи личной свободы человека и демократии, а богатые люди открыто наслаждались своим положением, не испытывая более чувства вины, порождавшегося прежде религиозными представлениями. Стиль рококо стал видимой демонстрацией оптимизма того времени. Он обращался к чувствам, а не к разуму, подчеркивая превосходство красоты над философией.

Французский стиль

Рококо назвали «французским стилем», по месту его зарождения. Великолепный дворец Людовика XIV (1638-1715), нарочито роскошный Версаль, породил идею, что искусство может просто служить украшением, а не воспитывать или обучать. Его наследник, Людовик XV (1710-1774), тоже окружил себя невиданной роскошью, но под влиянием своей фаворитки мадам де Помпадур (1721-1764) предпочитал более изысканный стиль. И декоративное искусство, и живопись отличали легкость и игривость. Никаких скрытых намеков, никакого морализаторства. Подобного рода художественные перемены стали модными сначала при дворе, потом среди высшей французской аристократии, а следом новое течение овладело умами буржуазии. Исторические и религиозные сюжеты уступили место романтическим сценам, мифологическим и вымышленным картинам, легкомысленным зарисовкам повседневной жизни.

Декоративность и легкость достигались изяществом рисунка, мягкими пастельными цветами и искусной манерой письма. Изысканные произведения живописи и скульптуры идеально дополняли архитектурные шедевры и прекрасные интерьеры. Сохранив некоторые сложные формы и достижения барокко, стиль рококо был, разумеется, менее масштабен, но все же имел и собственные отличительные черты — восточные мотивы, асимметричность композиции. После 1730 года, благодаря распространению гравюр и путешествиям знати, стиль проник за пределы Франции — в Италию, а потом и в другие страны Европы и в Америку.

Великолепный дворец Людовика XIV
Великолепный дворец Людовика XIV
Людовик XV
Людовик XV
мадам де Помпадур
мадам де Помпадур

«Joie de vivre»

Легкомысленное и игривое искусство рококо стало отражением «joie de vivre» («радости жизни»). Типичные картины рококо изображают беспечных аристократов в вымышленной обстановке — они резвятся, проказничают и флиртуют, пируют на природе, играют на музыкальных инструментах, частенько на фоне пасторального пейзажа или в роскошном будуаре. Главный мастер этого периода — Жан Антуан Ватто (1684-1721), обретший известность благодаря своим fetes galantes, «идиллическим сценкам», где элегантные дамы и господа отдыхают или действуют в неких воображаемых обстоятельствах. Любимый художник Людовика XV Франсуа Буше (1703-1770) прославился идиллическими работами на классические темы, аллегориями и портретами.

Жан Антуан Ватто
Жан Антуан Ватто
Франсуа Буше
Франсуа Буше

Оноре Фрагонар (1732-1806) иллюстрировал новый стиль утонченными, яркими, игривыми полотнами, идеально отобразившими жизнерадостность и беспечность французской аристократии накануне революции. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) зафиксировал в деталях жизнь французской буржуазии, хотя его работы все же менее декоративны, чем живопись рококо в целом. Творчество Элизабет-Луизы Виже-Лебрен (1755-1842) испытало на себе влияние рококо, особенно заметно это в портрете Марии-Антуанетты — мягкие непринужденные мазки, выбор цветовой палитры.

Этьен Морис Фальконе (1716-1791) изваял изящные асимметричные статуи, изображавшие радость и любовь. В Англии элементы рококо проявлялись в творчестве сэра Джошуа Рейнольдса (1723-1792), Томаса Гейнсборо (1727-1788) и Уильяма Хогарта (1697-1764). В Италии Джанбаттиста Тьеполо (1696-1770) прославился своими потрясающими росписями и фресками, а Каналетто (1697-1768) и Франческо Гварди (1712-1793) — великолепными светлыми пейзажами в стиле рококо, где тщательно выписана каждая деталь.

«Тот, кто просто копирует природу, никогда не создаст шедевра» Джошуа Рейнольдс
Жан Батист Симеон Шарден
Жан Батист Симеон Шарден

Впрочем, период рококо длился недолго. Уже к концу XVIII века в Германии его высмеивали, называя Zopf и Perucke («косички» и «парики»), и вскоре стиль совсем вышел из моды, уступив место строгим античным стилизациям неоклассицизма.

Ожерелье из раковин

Слово «рококо» появилось в конце XVIII века. Намекая на некоторые элементы, использовавшиеся в декоративном искусстве этого периода, термин «рококо» происходит, вероятно, от французского «rocaille» — «украшение из ракушек». Порой слово использовалось в его прямом значении, но зачастую определение стиля носило несколько пренебрежительный оттенок, намекая на его фривольность и легкомыслие.

«Туалет Венеры»

В искусстве рококо преобладали мифологические сюжеты, с чувственными красавицами и амурчиками. Мягкие линии, асимметрия композиции и пастельные цвета идеально соответствовали тематике. Эта картина была написана по заказу фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, для ее замка Бельвю неподалеку от Парижа. Юные пышные фигуры Венеры и херувимов в окружении дорогих тканей, словно сцена из театральной постановки, демонстрируют характерную для эпохи рококо роскошь, к которой столь откровенно стремилась мадам де Помпадур.

«Туалет Венеры», Франсуа Буше, 1751, холст, масло
«Туалет Венеры», Франсуа Буше, 1751, холст, масло



Поделиться ссылкой