Оператор в кинематографе

«Фильм пишут камерой, а не пером.»
Кинг Видор

Для того чтобы вызвать эмоции зрителя, над каждой секундой фильма работает огромная команда людей. Многие из них находятся за кадром во всех смыслах этого выражения. Операторы, гримеры, каскадеры, костюмеры, звукооператоры, монтажеры, композиторы и еще целая армия работников кино делает так, чтобы зритель поверил в происходящее на экране.

Оператор — это глаза режиссера. Второй пилот, помощник волшебника — называть повелителя камеры можно как угодно. Именно его глазами мы видим картинку не только технически совершенной, но и творчески осмысленной. Оператор находит визуальные образы, которые помогают рассказать историю. Язык съемки проще, чем вербальные средства. Что будет, если выключится звук? Смогут ли зрители понять, что происходит?

Более того, все, что мы видим на современной камере, было однажды изобретено каким-то оператором. Потому что он хотел что-то сделать, не мог и приходил в лабораторию, чтобы усовершенствовать свое главное «оружие».

Кшиштоф Кесьлевский
«Если актер должен плакать, снимайте его со спины. Не демонстрируйте зрителям слез. Всем известно, как люди плачут, лучше покажите плечо или спину. Это гораздо сильнее действует на воображение» (Кшиштоф Кесьлевский)

В 1935 году Лени Рифеншталь во время съемок фильма «Триумф воли» перевернула все представления о работе с операторами. Практически не ограниченная в ресурсах, предоставленных по личной инициативе Гитлера, режиссер использовала 30 камер и 36 операторов. Но еще дальше дело зашло во время съемок «Олимпии». Еще до начала Олимпийских игр в Берлине 1936 года Рифеншталь отрабатывала с операторами каждое движение спортсменов. Камеры запускали на воздушном шаре, опускали в воду, крепили на весла гребцов, операторы снимали с роликов вдоль береговой дорожки и лежа рядом с площадкой для прыжков. До Лени Рифеншталь никто не уделял работе операторов столько внимания. Нельзя умалять значение таких деятелей кино, как Лени Рифеншталь, хотя раньше вслух, и тем более громко, о ее достижениях говорить было не принято.

Целая операторская группа работает над тем, чтобы картинка была такой, какой и была задумана. Это не просто технические специалисты, это творческие люди, постоянно работающие над собой.

стэдикам
В 1976 году была изобретена стэдикам — система крепления съемочной камеры на корпусе оператора, обеспечивающая устойчивость изображения



Поделиться ссылкой