Кинетическое искусство. Магия движения

Что создает произведение искусства? В первую очередь, образ, вызывающий впечатление. Далее следуют форма как работа с пространством, цвет как продолжение света и композиция, приводящая все это в гармонию. В контексте этого перечисления не важно, движется арт-объект или он статичен. С этой позиции и будем рассматривать удивительные по мощи, поразительные по цвету, впечатляющие по композиционному решению работы представителей кинетического искусства.

И все-таки вертится!

Арт-объекты кинетического искусства обычно представляют собой движущиеся агрегаты. При перемещении их частей возникают задуманный художником образ, визуальные, а иногда и аудиальные эффекты. Создаются эти объекты чаще всего из металла, стекла, фанеры и картона и получили название мобилей.

Ведерный фонтан. Бёррен и Кин. Веллингтон, Новая Зеландия. 1969 г.
Ведерный фонтан. Бёррен и Кин. Веллингтон, Новая Зеландия. 1969 г.

Подсмотрели у бабушки

Мобили как обереги или детские игрушки давно являлись частью народного искусства. Объемные «пауки» из соломы, поморские «летающие» резные птицы счастья, богородские механические «медведи с мужиками» оберегали и развлекали не одно поколение тех, кто о кинетизме ничего не слышал. В японской и китайской традиции также активно использовались подвижные изделия. Но самой занятной, пожалуй, может считаться «Наседка с семью цыплятами», созданная из позолоченного серебра в VI в. для королевы лангобардов Теоделинды, хранящаяся в соборе Монцы.

Энергия разрушения

Иногда творить движущееся искусство художнику помогают ветер, электромагнитные силы или струя воды, дополнительно создающая и звук, и эффекты освещения. А порой преобразование объекта производится силами зрителя — о ужас! — ломающего скульптуру в музее.

Начало движения

Одним из первых заставил двигаться объект художник Наум Габо в работе «Стоящая волна», привнеся кинетическое искусство в конструктивизм. (Нет, слышный сегодня скрип несмазанного механизма, заржавевшего еще тогда, в легендарные 20-е гг. XX в., в задумку автора не входил, но образ, бесспорно, обогащает, как кракелюр — трещины лака на старых картинах.) Нельзя не упомянуть Владимира Татлина с его потрясающим кинетическим аппаратом «Летатлин» и движущейся моделью грандиозной башни памятника III Интернационалу.

Стоящая волна. Наум Габо. 1919—1920 гг.
Стоящая волна. Наум Габо. 1919—1920 гг.

Новая революция

Новый подъем кинетизм пережил в 60-е гг. XX в. — время очередного всплеска активности творческой интеллигенции всего мира. Произведения, созданные в этот период Николя Шеффером («Формы и цвета» и «кинетические города») и Хулио Ле Парком, показавшим эффекты мерцающего света с помощью движущихся квадратов из металла, висящих на нейлоновых нитях, раздвинули границы кинетизма. В этих работах использовались новые синтетические материалы и формулировались любопытные философские обобщения.

Подлинный революционер искусства скульптор Жан Тэнгли пошел дальше всех: его произведения саморазрушались на глазах у зрителя («Радиоскулыпура с пером»). Зато мобили Александра Колдера просты и безопасны.

В более сложных кинетических арт-объектах не только используется сквозняк, но и применяется электрический мотор, как в мобилях Брайана Уинтера, где раскрашенные карты отражаются в вогнутом зеркале.

В театр не пойдем

Не станем относить к кинетическим мобилям подвижные декоративные сооружения на театральной сцене: декорация работает на спектакль, а не на самопрезентацию. Хотя объекты там попадаются замечательные, да и эскизы к спектаклям часто перерастают в полноценные полотна. Но это — отдельная, декоративная разновидность изобразительного искусства.




Поделиться ссылкой